• Двухдверки времен СССР: массовые, дешевые и легендарные

    09.04.2017 Двухдверный ретро-автомобиль

    То, что автомобильная промышленность, как и вся страна в целом, развивалась своим, оригинальным путем, не подлежит сомнению. Уже хотя бы потому, что малолитражки изначально разрабатывались не для массового потребления, а обеспечения партийных боссов средствами передвижения. Поэтому почти все модели отличались хотя и незамысловатостью, зато практичностью и функциональностью. Правда, машины с двухдверным цельнометаллическим несущим типом кузова к этой категории не относятся – они частенько были под угрозой полного исчезновения с территории СССР.

    До войны

    В этот период в Европе двухдверных машин хватала, причем это были предельно упрощенные и недорогие модели – в Германии в 20-е годы особым спросом пользовались БМВ, Опель и Hanomag. Компактность этих авто, не отличавшихся мощными моторами, позволяет сегодня отнести их к сегменту лоу-кост. Чуть позднее активировался и французский автопром, выпустивший в серию Renault Juvaquatre. Однако история советских двухдверок началась не с этой машины, а с «глобального» Opel Kadett.

    Первенцем двухдверки советского автопрома могла стать малолитражка КИМ-10-50, разрабатывавшаяся в стенах Московского автозавода. Причем конструкторам в качестве прообраза было «рекомендовано» взять английский Форд Префект, и довольно быстро появился эскиз двухдверного кузова, по стилистике весьма схожий с ЗИС-101А. Как писал в 1940-м году журнал «За рулем», у новинки большое будущее – он будет обслуживать почтовые перевозки, обеспечивать «внутриколхозные» связи и станет учебной машиной. О последней функции КИМа вряд ли помнит даже самый возрастной инструктор по вождению в Люблино или другом районе столицы. Однако в любом случае из этой истории вышел грандиозный скандал: когда в Соединенных Штатах были уже заказаны чертежи со спецификациями, а также литейные пресс-формы для производства кузова малолитражки, в советской прессе появились сообщения, что конструкторы ухудшили проект, заменив четыре двери на две. Настоящей причиной конфуза было то, что пресса опубликовала информацию раньше, чем модель была утверждена в Кремле. То есть лично Иосифом Сталиным, который, как утверждает легенда, негативно относился к двухдверным вариантам машин.

    В итоге КИМ 10-50 в спешном порядке «модернизировали» с учетом мнения вождя всех народов до четырехдверного автомобиля, банально взяв за основу Opel Kadett К38. Однако и эта машина под индексом 10-52 не стала серийной из-за начала Великой Отечественной войны.

    После Победы

    К проекту массовой малолитражки в СССР вернулись после войны, однако создавать «с чистого ватмана» новую конструкцию никто не собирался – слишком хлопотное это дело, да и долгое. После осмотра КИМ-10-52 и сравнения его с трофейным Опель Кадеттом И. Сталин выбрал четырехдверную модификацию, хотя немцы выпускали и двухдверные. Причем вносить конструкционные изменения в машину всемогущий советский лидер категорически запретил. Таким образом, первая двухдверка у нас появилась только после смерти вождя, но ее «донором» был уже не немецкий, а итальянский автомобиль Fiat 600 с задним расположением двигателя. Эта модель на тот момент имела прогрессивную конструкцию кузова и рациональную компоновку, которая давала возможность увеличивать внутреннее пространство салона и багажного отделения. Однако наши конструкторы взяли за основу лишь общую концепцию малолитражки, поэтому будущий седан Москвич-444 получил третий, выделенный объем. А поскольку спустя некоторое время проект двухдверки от московских конструкторов полностью перешел в ведение Запорожского завода, выпускавшего сельхозтехнику, то серийное производство модели было начато под маркой ЗАЗ-965 «Запорожец».

    «Горбатый» получил свое прозвище из-за силуэта, но это не говорит о пренебрежении к первой двухдверке СССР: она позволила обрести личное счастье многим гражданам, полюбившим автомобиль за доступность и неприхотливость. И несмотря на свою аляповатость, он был предметом престижа не только инструктора по вождению в Люблино! Никто не спорит, что проникать в откровенно тесный салон через пару боковых дверей было весьма неудобно, но ведь с этим же недостатком мирились миллионы итальянских автовладельцев, ездивших на схожих Фиатах… Тем не менее, впоследствии «заппор» несколько прибавил в габаритах кузова, также под капот стали ставить более мощные силовые агрегаты. Хотя силовая структура двухдверки от первоначальной разработки ушла не слишком далеко. Тем более, что выбранная конструктора оказалась довольно жесткой. Причем вопрос посадки решался очень просто – переднее сиденье просто снималось. А в некоторых вариантах «Запорожца» пассажирское кресло и вовсе отсутствовало, вместо него появлялся дополнительный багажник.

    70-е годы

    В это время в СССР состоялось действительно знаковое событие: появился двухдверный ВАЗ-2121 (Нива) с цельнометаллическим кузовом и приводом на все колеса. Вариант с парой дверей был выбран по нескольким причинам. Во-первых, можно было сохранить вполне приемлемую короткую колесную базу, положительно сказывавшуюся на проходимости машины. Во-вторых, пара боковых дверей в сочетании с крышкой багажника, получившей кличку «хлопушка», повышала жесткость на кручение. К тому же затраты на производство данного кузова существенно снижались

    Нива очень быстро стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Ценился не комфорт, которого был минимум, а феноменальная проходимость модели, по данному показателю дававшей фору многим «буржуйским» малолитражками. Достаточно сказать, что ВАЗ-2121 долгое время экспортировалась в Швейцарию, где в горах использовалась как развозная почтовая машина.

    80-е: закат советских двухдверок

    После анализа положительного опыта с Нивой на Волжском автозаводе было принято решение о выпуске машины с передним приводом. А поскольку трехдверные хэтчбеки в Европе в то время пользовались устойчивым спросом, то и советской модели добавили дополнительную дверь. Ориентация на вкусы западных потребителей объяснялась просто: стране нужен был приток валюты, и малолитражки могли его отчасти обеспечивать. К тому же отрабатывать новую технологию на трехдверке было проще, поэтому на закате 1984-го года с конвейера стали сходить ВАЗ-2108, а модификация с пятью дверьми ВАЗ-2109 появилась спустя три года.

    Советские автовладельцы «восьмерку» приняли весьма настороженно: передний привод им был малознаком, да и практичность боковых дверей вызывала сомнение. И недоверие к такому типу кузова оказалось оправданным – для того, чтобы посадить пассажира на заднее кресло, приходилось постоянно тревожить либо второго ездока, либо водителя. Плюс у ВАЗ-2108 было то, что так не любят инструкторы по вождению в Люблино наравне с московскими таксистами, а именно широченные двери, осложнявшие парковку. Впрочем, спрос на новую модель в СССР был устойчив: в пору тотального дефицита количество дверей становилось второстепенным вопросом…

    На Запорожском автозаводе конструкторы тоже не спали в шапку, разрабатывая первый украинский переднеприводник – хэтчбек ЗАЗ-1102. Его специалисты видели только в трехдвернем варианте. Тем более, что отечественный потребитель, привыкший к «горбатым», не сильно огорчался по данному поводу.

    И еще одна малолитражка под именем «Ока», являвшаяся прямым наследником «Запорожцев», была действительно серийным трехдверником. Большее количество дверей «втиснуть» в небольшие габариты малолитражки с 650-кубовым мотором было просто нереально.

    Когда СССР развалился, отечественный автопром почти оставил попытки массово производить двух- и трехдверные модели. Что поделать, приходилось считаться с законами рынка. Ведь наши соотечественники постепенно привыкли к комфорту, и большее количество дверей наряду с гидроусилителем, кондиционером и прочим оборудованием стало обязательным условием в любом автомобиле.

Выбрать инструктора:

Отзывы:

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Александра

    Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
    Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
    Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
    Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
    Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
    Рекомендую классного Инструктора

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина

    Людмила

    Я очень боялась вождения, помню как страшно было идти на первый урок по вождению, хотя 2 года назад уже занималась с инструктором, но толку от этих занятий не было. С Екатериной все по-другому, сразу чувствуется что она хочет научить. После первого урока я уже не могла дождаться следующего. За 10 уроков научилась: парковаться параллельно и перпендикулярно, перестала боятся перестраиваться, ушел страх самого вождения, скорости. Занималась днем, Екатерина предлагала потренироваться и когда темно, и с дождем, постоянно присутствовало ощущение, что инструктор прям заинтересован тебя научить, видит слабые стороны и прорабатывает их. Теперь меня она напутствовала на самостоятельное вождение и я ей очень благодарна

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Наталья

    У инструктора Майи брала уроки по вождению в течении нескольких месяцев с перерывами. За время отработки экзаменационного маршрута Майя спокойно указывала на ошибки и тут же объясняла, как действовать в данной ситуации. Всегда отвечала на возникающие вопросы по вождению и по эксплуатации машины. После пары занятий я стала более спокойно чувствовать себя за рулём.
    Помимо полученных знаний и навыков вождения остались и приятные воспоминания от общения с этим инструктором.
    Экзамен сдан!
    Спасибо Майе!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Кристина

    Выражаю искреннюю благодарность и всем рекомендую брать занятия у Майи! Отличный инструктор с огромным багажом знаний и опыта, очень вежливая и грамотная. На занятиях царила комфортная и спокойная атмосфера, благодаря чему материал усваивался отлично. Инструктор грамотно объясняла ошибки, обсуждала нюансы и давала полезные советы. Благодаря Майе стала чувствовать себя за рулём гораздо увереннее, пропал страх перед экзаменом. Я поняла структуру, научилась анализировать ситуацию на дороге. Большое спасибо за приобретенные знания!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Даниил и Степанида

    Спасибо за огромный опыт, лучшее отношение и отличная передача своего личного опыта!
    Я не первый кто так считает, была еще и девочка, которая также считает, что вы лучший инструктор с которым мы ездили!
    Вообщем я выбираю вас;)
    еще хотел бы добавить, что благодаря только вам я сдал экзамен

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина

    Евгения

    Огромное спасибо Екатерине. Катаем навыки с ней совсем недавно и ещё будем. Прекрасный человек, спокойная, добрая, с железными нервами и непоколебимым терпением. Подбадривает, поддерживает, полнейший позитив. Просто находка! Безмерно благодарю!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Лиза

    Майя — замечательный инструктор
    Благодаря ей начала чувствовать себя за рулем гораздо увереннее, лучше чувствовать машину. Особенная благодарность за то, что научили парковаться в реальных условиях города. Узнала много нового. Очень приятный в общении, заинтересованный и профессиональный инструктор. Спасибо большое!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Виктория К.

    Брала уроки у Майи для подготовки к экзамену и отработки экзаменационного маршрута на МКПП. Инструктор великолепная, приятная в общении, спокойная, все понятно объясняет и отрабатывает твои ошибки до тех пор, пока все не получится идеально ( что потом очень пригодится на экзамене). Майя дает максимум полезной информации на занятии, все уроки проходят в очень спокойном позитивном настроении, что очень важно для начинающего водителя. После занятий с инструктором я стала более уверенной за рулем. Майя очень грамотно и разобрала со мной мои ошибки с парковкой, что не могли до нее сделать другие инструкторы, и как результат экзамен я сдала вообще без проблем. Поэтому о занятиях с данным инструктором у меня остались исключительно позитивные воспоминания, поэтому если у вас есть страхи перед вождением или неотработанные ошибки или просто хочется научиться лучше водить — очень рекомендую заниматься с Майей.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Татьяна

    Хочу выразить благодарность инструктору Майе, спасибо за профессионализм, терпение, приятно обучаться у таких профессионалов своего дела. Всем советую инструктор бомба

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася

    Диана

    Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Мария

    09.08.2023 год — я получила права
    Это был не лёгкий путь, но очень увлекательный благодаря Майе.
    Майя — это не только лучший инструктор, в первую очередь она хороший человек.
    Когда Вы ищете себе наставника — Вы ищете друга, который сможет быть Вам и приятен и полезен.
    Майя совмещает в себе все эти качества. Она всегда с пониманием относится к ученику, чувствует как лучше объяснить сложные темы или показать на практике пути решения, не будет давать тебе ложных надежд и обещаний, но всегда будет тебя поддерживать и следить за тем, чтобы из-за каких-то маленьких неудач, ты не отходил от своей цели.
    Смотря на Майю видно, что ее работа — это её призвание, она действительно отличный специалист в своем деле
    И если вы ищете себе инструктора по душе, то я Вам советую обращаться именно к Майе.
    Мой путь с Майей не заканчивается, мы не прощаемся, а едем дальше покорять просторы нашего города и совершенствовать полученные знания, превращая их в драгоценный опыт)

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Леонид

    Майя — прекрасный инструктор по вождению. Она говорит, как лучше поступить в той или иной ситуации. Спокойно реагирует, если что-то делаешь не так, видно, что она действительно стремится научить, страхует при необходимости. Я вижу свой успех в каждом занятии. Она настоящий профессионал и хороший человек. Очень рекомендую Майю, она способная качество обучить вождению.

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Елизавета

    Здравствуйте! Меня зовут Елизавета. Я сегодня сдала на права и хочу выразить большую благодарность инструктору Майе (в виде отзыва). Все подробно рассказала про маршрут, показала подводные камни. Всегда была на связи и поддерживала.
    От всей души рекомендую занятия с Майей. Полезно и очень приятно общаться

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Яков

    Светлана

    Яков –инструктор «от бога». Корректный, спокойный и внимательный. Чувствуется что не занимается «отбывальщиной» — урок отрабатывается качественно и минуту в минуту!
    Мне понравился его подход к обучению: в процессе урока после выполнения задания он помогает понять где и какую ошибку совершила и доступно объясняет — как это исправить.
    После автошколы мое самое большое достижение было — ехать по прямой на 2-й передаче. Все остальные маневры были «смерти подобны». Боялась всего: ускорения, перестроения, поворотов и разворотов. Как оказалось, еще и техника вождения так себе! Парковка в условиях города оказалась не под силу (конусов же нет!).
    Яков помог справится с этим, появилась уверенность за рулем и даже стало нравиться!
    Очень рекомендую!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Алексей

    Спасибо Светлане за подготовку к сдаче экзамена в ГАИ по Пяловскому маршруту. Брал несколько уроков, отработали все от и до, подтянул слабые места и вот я с правами)

    Рекомендую

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Мария

    Светлана — шикарный инструктор и человек! Пришла к ней после автошколы, чтобы подготовиться по маршруту ГАИ, за одно занятие с ней узнала больше, чем за всё проведённое время с инструктором автошколы. Очень четко, подробно, доступно учит вождению. Благодаря ее ориентирам все упражнения с парковками, разворотами, поворотами выполняешь потом на ура! Занятия всегда проходят в комфортной, позитивной обстановке и очень продуктивно. Выражаю Светлане огромнейшую благодарность, которую просто не передать словами! Светлана, вы лучшая! Всем советую и рекомендую!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Лидия

    Хочу сказать огромное СПАСИБО Светлане. Именно благодаря занятиям с ней у меня получилось сдать экзамен. Пришла фактически нулёвая после автошколы. Светлана терпеливо, очень профессионально обучила меня всем необходимым вещам. На экзамене я парковалась идеально и не задумываясь. Светлана также шла мне навстречу, подстраивалась под мой негибкий график, находила возможность заниматься в удобное для меня время. Замечательный инструктор!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Юлия

    Огромнейшее спасибо Светлане! За одно занятие рассказала и показала все премудрости парковки, все доступно и понятно объяснила. Как итог — успешная сдача в ГАИ!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Светлана

    Елена Рудикова

    Хочу сказать большое спасибо Светлане за подготовку к экзаменам на Лобненском маршруте ГИБДД. Хочется отметить высокий профессионализм, заинтересованность в качественной подготовке будущего водителя, ее умение удобно составить график занятий ( Светлана работает и в вечерние часы). Отдельные слова благодарности за обучение парковкам. Некоторые ориентиры, работающие на 100%, Светлана нашла сама ( ни в одном ролике на Ютюбе ориентир для движения на прямых колесах при параллельной парковке я не встретила, это ее личная! разработка). Благодаря Светлане, тренировкам с ней, я самостоятельно сдала экзамен. Всего Вам самого доброго, ещё раз СПАСИБО!

    Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя

    Наталья

    У Майи я оказалась случайно, и это как раз та случайность, что называется удачей. Отработка лобненского маршрута и парковки превратилась в увлекательный захватывающий процесс, и в этом заслуга инструктора. Майя все объяснения и замечания делает спокойно, точно и очень профессионально. Каждый элемент прорабатывается до уверенного правильного выполнения. Майя внимательный, отзывчивый, чуткий человек и профессиональный инструктор. Экзамен сдан!
    Всем рекомендую: обращайтесь к Майе!
    Майя, спасибо Вам большое!

Все отзывы

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×