Третий год подряд активисты ведут своеобразную борьбу с чиновниками, доказывая необходимость введения наказания за агрессивное поведение на дороге. Сейчас законопроект уже рассматривается в Госдуме, что говорит о реальной возможности его принятия. При подготовке текста документа парламентарии опирались на опыт европейских стран и США, где предусмотрена ответственность за подобный стиль управления автомобилем.
Если копать глубже, то можно увидеть, что в тех же странах есть целая классификация, делящая агрессивный стиль вождения на два вида – careless (небрежное) driving и dangerous (опасное) driving. В первом случае нарушение считается административным, а во втором – уголовным, поскольку создает реальную угрозу для жизни и здоровья других водителей. Предполагается, что при этом водитель намеренно нарушает правила, игнорируя предупреждающие знаки.
На российских дорогах аналогов разделению пока нет. Опрошенные водители опасаются, что отсутствие четких границ между обычным и опасным вождением создаст все условия для коррупции, когда решать вопрос о применении наказания будет офицер ГИБДД – ранее такие ситуации приводили к взяточничеству. Тем не менее, первые ростки будущего закона появились еще в 2012 году, когда депутат Ярослав Нилов потребовал установить штраф за агрессивную езду в размере от 2500 до 5000 рублей.
Через год после этого премьер поручил депутатам проработать тему неаккуратного вождения, продумать четкие рамки и разделение. Тогда инициатива так и осталась на бумагах, однако пару месяцев назад вице-премьер И. Шувалов напомнил о необходимости обратиться к опыту иностранных партнеров. Он отметил, что случаи агрессивного вождения особенно характерны для российских дорог, по которым традиционно ездит много лихачей.
Однозначного определения понятия «агрессивное вождение» пока нет, оно находится в доработке. Обычно к признакам такого стиля езды относят:
- превышение скорости;
- резкий старт с пробуксовкой;
- резкое торможение;
- агрессивная подача звуковых сигналов;
- игнорирование дистанции и интервала;
- препятствие обгону другим водителем;
- постоянные обгоны справа;
- использование тротуаров для езды;
- проезд на красный сигнал светофора;
- нецензурная брань, неприличные жесты в адрес других водителей, пешеходов, байкеров.
Этот список не закрыт, инициаторы законопроекта могут внести в него дополнительные пункты. В ПДД некоторое наказание за большинство этих деяний присутствует, однако оно не всегда достаточно. В крупных городах можно постоянно заметить устраиваемые на дороге гонки, особенно в вечернее время. Хотя лихачи, как правило, хорошо водят, это не исключает создания аварийных и опасных ситуаций по их вине. Хотя каждого из них обучал автоинструктор, на Тимирязевской АКПП позволяет так разогнаться, что трудно не поддаться искушению. За резкое торможение сейчас практически не наказывают: если авария все-таки произошла, в ней обвиняют сзади едущего водителя за несоблюдение дистанции.
Американская и европейская практика показывает, что за частое перестроение (своеобразный слалом на дороге) водителя запросто могут арестовать, как и за демонстрацию своих эмоций, оскорбительную для других. На российских дорогах таких прецедентов практически не бывает, хотя в ПДД предусмотрен смешной штраф за эмоциональность в 100 рублей. Люди настолько привыкли к хамскому поведению некоторых автомобилистов, что уже даже не удивляются, да и не оскорбляются.
В Германии за нецензурный жест можно получить штраф в 250 евро, поэтому на тамошних дорогах сложно встретить таких щедрых смельчаков. Другие государства за агрессивную езду могут отнять водительскую лицензию, назначить пересдачу экзамена на ее получение, отстранить буяна от управления транспортном на несколько месяцев.
Открытым вопросом пока остается формулировка агрессивного вождения, а также способы фиксации нарушений. Предполагается, что основным источником получения данных будут камеры. Что касается первого, автомобильные сообщества сейчас проводят опросы, чтобы узнать мнение обычных водителей.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора