Зима уже перебирается к своей середине, и у автолюбителей было достаточно времени, чтобы освоится с новыми климатическими условиями вождения. Но, как отмечают гидрометеорологии, 2017 годы выдался одним из самых тёплых. Что мы и наблюдаем по капризам природы. То снегом занесёт, то оттепель ударит, то морозом землю прихватит, то асфальт сухой. И как в таких условиях избежать ДТП? А ведь соблюдение простых правил поведения на дороге поможет максимально уменьшить риск аварии.
Как утверждал один опытный инструктор по вождению в столице, все ошибки управления в сложных погодных условиях делятся на две группы:
- неправильное торможение;
- неверные действия рулём.
Действительно, если мы посмотрим сюжеты хотя бы популярной телепередачи «Водить по-русски», то заметим, что часто на ровной дороге машина вдруг встаёт боком, крутится и сваливается в кювет. Какая же сила заставляет её изменить прямолинейное движение? Согласно законам физики, крутит автомобиль сила инерции, а помогает низкий коэффициент сцепления колёс с дорожным покрытием и действия самого водителя.
На скользкой дороге не полагайтесь на электронику
Лёд на дороге не так опасен, как смена участков полотна с разным покрытием, где заснеженную и обледенелую часть сменяет сухой асфальт и снова начинается ледяная корка. Если начать тормозить на такой дороге, и одно колесо попадёт на лёд, а другое на очищенный участок, то машину может закрутить. Ведь одна сторона авто будет находиться на устойчивой поверхности, где колёса зацепятся за асфальт, а другая полетит дальше, не найдя опоры под собой. Получить на скользкой дороге поперечный крутящий момент очень легко, даже если машина оборудована современной системой АБС. Что уж тут говорить о стареньких авто без антиблокировочной системы. Особенно нужно быть внимательным при экстренном торможении. Например, у пешеходного перехода, или перед неожиданно остановившегося впереди идущего авто. Если повезёт, можно съехать на обочину, где больше снега и колёсам есть за что зацепиться. Но, лучше всегда соблюдать дистанцию и выбирать скорость, соответствующую дорожному покрытию.
Чего точно нельзя делать в таких ситуациях, так это паниковать. Не стоит и полностью полагаться на АБС. Давите на педаль тормоза дозировано. Резко нажал и так же резко отпустил. В таком случае колёса не блокируются, и остаётся возможность управлять автомобилем, направляя его в нужную сторону. А с заблокированными колёсами изменить направление движения уже невозможно.
Таким образом, доверяйте больше своему опыту и ощущениям, чем электронике. Она лишь помощник, но не главное действующее лицо на скользкой дороге.
Согласуйте движение руля с положением колёс
Конструкция современной машины имеет сбалансированную и выверенную развесовку. Поэтому без причины такая машина не пойдёт юзом. В подавляющем большинстве случаев, помогают автомобилю закрутиться волчком на дороге сами водители, когда на скользком участке дороги они начинают поворачивать руль, и о, ужас, машина ни как на это не реагирует. Водитель ещё больше заворачивает рулевое колесо, колёса становятся поперёк дороги, начинают за неё цепляться и авто вылетает из полосы движения. Водитель ещё больше пугается и выворачивает руль обратно до упора. И в таком случае вернуть прямолинейность движения уже не удаётся. Дай бог, чтобы на пути движения машины не было встречного транспорта.
Чтобы не попадать в такие ситуации и иметь представление о своих действиях в таких ситуациях, нужно получить необходимые уроки вождения. Для этого выбираем ровную и свободную площадку и рисуем своим автомобилем две большие восьмёрки. Едем по ним сначала с небольшой скоростью, а затем повышаем темп. В какой-то момент машина начнёт плыть, т.е. не чувствовать руля. В этом пограничном состоянии стараемся почувствовать автомобиль и понять, в какой момент можно его выровнять. При этом очень важно не только крутить руль, но и знать, в каком положении находятся колёса машины. Ведь авто поедет только туда, куда смотрят колёса. Рано или поздно, но они зацепятся за дорогу. И куда поедет дальше автомобиль будет зависть от положения колёс.
Не стоит пугаться, если машина с задержкой будет выполнять ваши команды. Пройдёт несколько мгновений и авто послушной пойдёт по указанному вами направлению. А если вы выверните руль и укажете колёсам, где находится кювет, после сцепления их с дорожным полотном машина обязательно туда и свалится.
Торможение двигателем
Часто машина начинает скользить по дороге и терять управляемость во время поворота, когда водитель начинает притормаживать. В большей части это происходит на ровной, обледенелой дороге. Машина всеми колёсами не может найти надёжного сцепления с дорогой и вяло реагирует на тормоза, начиная катиться боком. Что нужно делать в таких ситуациях? Тормозить двигателем. Переключаемся на вторую передачу, и ждём, когда авто начнёт сбрасывать скорость. Если колёса во время торможения будут крутиться, это даст возможность увереннее управлять направлением движения. На авто с автоматической коробкой передач просто сбрасываем газ и ждём, когда автомобиль начнёт тормозить двигателем.
Хорошо, если все вышеперечисленные советы вам даст частный автоинструктор или преподаватель автошколы, и вы сможете самостоятельно отработать поведение на скользкой дороге. Без практики понять, как ведёт себя машина в сложных дорожных условиях практически невозможно. Поэтому, испытайте себя на безопасных ледовых площадках или воспользуйтесь предложениями курсов экстремального вождения зимой.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора