• Ё-мобиль: российские инновации, лопнувшие, как мыльные пузыри

    26.07.2016 Гибридный автомобиль Ё-мобиль

    У многих автомобилей поры СССР и ранней независимости России судьба не сложилась по объективным причинам. Однако ближе к «нулевым» годам экономика, в том числе в автомобильной промышленности, начала стабилизироваться, и дела пошли в гору. И все же и в новом тысячелетии многие отечественные автопроизводители ощутили горечь рыночного провала. Ярчайший пример – попытка серийного производства электрокаров, так называемых Ё-мобилей.

    В начале 2000-х мало кто знал, что в России стартовал проект «Мишка», предполагавший создание семейства компакт-автомобилей на базе «Оки» с кузовом из стеклопластика. Финансировал данное направление Фонд экологизации Москвы, поэтому дело не ограничивались выпуском машин с бензиновыми двигателями – прорабатывались версии и на электрической тяге. И в 2012 году, арендовав цеха ЗиЛа, несколько отечественных компаний наладили-таки сборку «Мишек» с двигателями, поставляемыми из Мелитополя. Однако серийное производство не было налажено, и малолитражки быстро канули в лету.

    Зато в 2010 году проект создания электрокаров Ё-мобиль в самых разных кузовных вариантах успел прогреметь по всему миру, и для реализации задумок было создано совместное предприятие, в которое вошли несколько российско-белорусских компаний. Примерный бюджет этого тандема составлял 150 млн. евро. Предполагалось, что этих денег хватит для появления гибридного автомобиля, у которого крутящий момент передавался бы на оси как от ДВС через спецгенератор, так и накопительной АКБ.

     Причем довольно быстро, в том же достопамятном 2010-м, были представлены ходовые образцы – детище фирмы «Русский автодизайн» и кузовного ателье Cardi. Безусловно, ни о какой практической пользе прототипов говорить не приходилось: они просто выполняли имиджевую функцию, без которой стартовать проекту было бы сложнее.

    Пока участники проекта изучали реакцию посетителей своего блога, прототипы привлекли внимание высшего руководство Российской Федерации – Владимира Путина, занимавшего тогда пост председателя правительства, и действующего президента Медведева. Поскольку оба посчитали разработку перспективной, перед Ё-мобилем загорелся зеленый свет. Об этом свидетельствовало подписанное в Смольном соглашение, согласно которому в индустриальном парке в Марьино должен был появиться завод «Ё-авто», способный производить до 45 тыс. электромобилей в год.

    Кстати, организаторы проекта продолжали раскручивать его за счет приема на сайте виртуальных заявок. И таких в первый же день было собрано порядка 50 тыс., то есть больше, чем смог осилить строившийся завод за целый год.

    В начальную стадию запуска проекта и возведение производственных зданий предприятия было вложено 140 млн. евро – практически все деньги, имевшиеся на тот день. Без остатка. Однако их хватило лишь на то, чтобы представить очередные версии Ё-кроссовера и электромобиля в 2011 году на Франкфуртском автошоу и новый вариант машины в 2013-м на Петербургском международном экономическом форуме.

    В 2014 году начало выпуска Ё-мобилей заморозили из-за недостатка финансирования. Поэтому сегодня планы по созданию серийных версий таковыми и остались. Не выдержаны сроки, нет и результата…

    Впрочем, многие автоэксперты еще на старте проекта относились к нему весьма скептически: реализовать его на практике было бы настоящим российским чудом, так как ни заявленные сроки, ни компетентность задействованных топ-менеджеров не выдерживали никакой критики. Организаторам бы для начала пройти уроки вождения на механике, говорили сведущие люди, прежде чем заниматься высокотехнологичными задачами. А некоторые специалисты напрямую утверждали, что Ё-мобиль – это просто «мыльный пузырь», дорогостоящий пиар-ход Михаила Прохорова как элемент его избирательной кампании.

    После 2014 года никаких подвижек в проекте не наблюдается: электрокар так и остался в памяти россиян как нашумевший проект. Правда, есть исключение в виде Ё-Crossback EV – штучного экземпляра «отверточной» сборки, переданного в пользование Владимиру Жириновскому. 

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×