Во втором чтении депутатами Госдумы принят законопроект, согласно которому вернуть эвакуированный автомобиль допускается до уплаты штрафа за неправильную парковку. Данный документ разработан совместными усилия правительства страны и представителями «Единой России». По словам депутата Вячеслава Лысакова, для окончательного решения потребуется финальное третье чтение, и в случае положительного результата уже с 1 сентября процедура упрощенного возврата машины со спецстоянки его владельцу вступит в силу.
Согласно предполагаемым поправкам в статью 32.2 Кодекса административных правонарушений, вносить оплату за перемещение транспортного средства на штрафстоянку допускается в срок, не превышающий 70 дней со дня инцидента. Причем первые 10 дней – это период, за который можно оспорить решение инспектора ГИБДД. По мнению инициаторов нововведения, оно позволит в случае, когда владелец автомобиля считает эвакуацию неправомерной, упростить процесс его возврата. Особенно актуален вопрос постоплаты для иногородних водителей, которые в затруднительной финансовой ситуации далеко не способны оперативно уплатить административный штраф.
По мнению Сергея Смирнова, юриста издания «За рулем», с точки зрения закона переход к постоплате вполне корректен, ибо фактически изъятие транспортного средства с проезжей части считается обеспечительной мерой. То есть когда машина эвакуирована, она уже не представляет собой угрозы для безопасности, так как правонарушение устранено.
Другой вопрос, считает эксперт, что в КоАП не прописана детальная последовательность действий в таких ситуациях, чем закономерно пользуются службы эвакуации. Поэтому даже юридически «подкованный» мастер производственного обучения вождению просто бессилен бороться с произвольной трактовкой закона, выражающейся в поборах эвакуаторщиков.
Московский департамент транспорта – явный не сторонник постоплаты, так как возможность досрочного изъятия автомобиля со спецстоянки потенциально может привести к принудительному взысканию административных штрафов с правонарушителей. А заниматься судебными «разборками» сотрудникам ГИБДД однозначно не хочется.
В общем, чиновники опасаются резкого снижения финансовых поступлений в казну от автовладельцев. Однако не все так однозначно, поскольку есть такое понятие, как судебная практика. Если представители российской Фемиды привыкли выносить вердикт в пользу государства – то основная масса судебных исков в долгосрочном периоде заканчивается именно с таким исходом. И наоборот.
Кстати, депутат В. Лысаков заявил, что к злостным неплательщикам штрафов планируется применять стандартные механизмы воздействия. Здесь тоже кроется подвох явно не в пользу автовладельцев. Ведь если еще пару лет назад в копилке средств давления государства на лиц, игнорирующих оплату административных правонарушений, не было эффективных инструментов, то сегодня по решению суда можно и водительских прав лишиться, и получить отказ в выезде за границу.
Второй вопрос, который будет отражен в законопроекте – это то, как рассчитывать стоимость эвакуации транспортного средства. Данная злободневная тема муссировалась давно, поскольку в Российской Федерации до сих пор нет единой нормативно-правовой базы на этот счет – тарифы устанавливаются произвольно региональными законами. В документе, находящимся на рассмотрении у парламентариев, прописано, что отныне размер сумм будет определять уполномоченный федеральный орган. Однако на основании каких нормативных актов будет производиться рассчет, и какова будет его методика, в законопроекте не указано.