Как работает антипробуксовочная система

Кнопка ASR на панели авто

Содержание:

Антипробуксовочная система представляет собой набор электронных помощников, которые обеспечивают сцепление шин с дорогой. Она относится к системам активной безопасности автомобиля и помогает водителю трогаться с места, тормозить, входить в повороты и разгоняться. К тому же в перечень функций «антибукса» входит помощь водителю при езде на мокром асфальте. 

Прежде чем описывать эту систему, нужно разобраться в названиях и терминологии, так как у многих ведущих автопроизводителей они разные. В основном используется название ASR, но в последнее время часто встречается аббревиатура TCS, ASC и пр. Кроме того, у многих автовладельцев из-за большого массива информации, описывающего в интернете работу электронных помощников, сложилось впечатление, что ESP – это все та же АСР, только модернизированная. 

В чем разница между ASR и ESP?

Специалисты под ESP всегда подразумевают систему стабилизации курсовой устойчивости, в которую входит антиблокировочная система, MSR, которая управляет крутящим моментом двигателя, и электронный распределитель тормозного усилия. Сюда же входит непосредственно ASR – ее функционал ограничивается предотвращением пробуксовки колес, когда автомобиль движется по труднопроходимому или сколькому покрытию. 

Помимо этого, в схему ESP может включаться электронный помощник рулевого управления, дополнительный усилитель дифференциала и прочие элементы. Разумеется, за все это дополнительное оборудование платит автовладелец. Кроме того, это увеличивает расходы на содержание машины. 

Итак, делаем закономерный вывод: антипробуксовочная система, принцип работы которой будет описан дальше, является лишь частью системы ESP. 

Как это работает

Подъем в горку с ASR

Для того чтобы машина не буксовала на бездорожье, и предсказуемо вела себя на скользкой дороге, ASR использует несколько способов воздействия на ведущие колеса. 

В первом случае они притормаживаются тормозной системой – в «антибуксе» есть дополнительный насос, который нагнетает необходимое для этого давление, а количество жидкости, подаваемой на тормозные цилиндры, регулируют клапаны. Антипробуксовывающее воздействие начинается тогда, когда машина движется со скоростью 40-60 км/ч – этот показатель зависит от марки, модели автомобиля и его тактико-технических характеристик. То есть, в таком режиме ASR никак не воздействует на двигатель. 

Как работает антипробуксовочная система при превышении данного скоростного порога? Поскольку ее работа регулируется электронным блоком управления, в который поступают сигналы от разнообразных датчиков, АСР подает команду для уменьшения крутящего момента мотора. Для этого используются разные методы: изменяется качество топливной смеси, появляются пропуски зажигания, меняется положение дроссельной заслонки. А если речь идет об автомобиле с автоматической КПП, то «антибукс» задействует и ее – электроника активирует повышенную передачу, за счет чего тяга двигателя слабеет. И если говорить коротко, смысл работы АСР заключается в том, чтобы правильно распределять усилия на ведущих колесах еще до того, как ситуация перейдет в стадию опасной. 

Бережет ли ASR коробку «автомат»?

Рычаг АКПП в салоне

Работа антипробуксовочной системы влияет на автоматическую трансмиссию исключительно положительно. Хотя она полезна и на машинах с «механикой». Во-первых, ASR настроена таким образом, чтобы максимально помогать водителю выбираться из заноса и не буксовать. А, как известно, пробуксовка ведущих колес приводит к сильному разогреву масла в АКПП, что сокращает эксплуатационный период этого недешевого агрегата. Достаточно сказать, что буквально одна длительная буксовка способна вывести из строя все соленоиды коробки передач. 

Кроме того, нельзя забывать о резких стартах, которые на порядок сокращают рабочий ресурс гидротрансформатора. Поэтому способность «придушивать» колеса – весьма полезная опция в списке функций антипробуксовочной системы. 

Можно ли отключить?

Уведомление об отключенной антипробуксовочной системе

Поскольку «антибукс», устанавливаемый на новых машинах, работает всегда, это раздражает некоторых водителей. Они считают, что автопроизводители лишают их возможности ощутить драйв, который дает так называемое экстремальное вождение. Кроме того, любой механизм способен ломаться – а происходит это обычно в крайне неудобных ситуациях – и навыки безопасной езды без этого электронного помощника наверняка пригодятся. В конце концов, иногда хочется «погарцевать» на пустынных участках проселочных дорог с ямами и ухабами… 

Во многих автомобилях кнопка выключения антипробуксовочной системы находится на приборной панели, однако иногда она располагается возле рычага коробки передач. Когда АСР деактивирована, на приборном щитке загорает соответствующий диод. Алгоритм действий водителя зависит от марки и модели машины. В дорогих иномарках отключение происходит на бортовом компьютере автомобиля – нужно лишь выбрать нужный пункт из меню программного обеспечения. А если машина попроще, то потребуются и более сложные манипуляции. 

Например, на «Фольксваген Джетта» нужно включить зажигание и нажать на кнопку аварийной остановки, после чего 5 раз надавить на газ. Когда на панели приборов загорится лампочка «Скользкая дорога», можно запускать двигатель, деактивировать «аварийку» и стартовать. 

Общая оценка: о минусах и плюсах «антибукса» 

Как устроена ASR

Подобно любому устройству, ASR имеет как положительные стороны, так и отрицательные. Причем первых явно больше – вышеназванное увеличение ресурса коробки передач, равномерный старт на скользкой дороге, уменьшение износа протектора шин, безопасное прохождение поворотов и пр. 

Что касается недостатков, то хотя они и не многочисленны, но существенны. Во-первых, в то время как работает антипробуксовочная система, значительно ухудшается динамика. Особенно во время старта: автомобиль стоит на снегу, двигатель ревет, но машина элементарно не едет. Причем такая ситуация может наблюдаться даже летом, на совершенно сухом асфальте. 

Кроме того, приобретая автомобиль с системой АСР, будущему владельцу машины нужно приготовиться к:

знак важно быстрому износу тормозных колодок, если постоянно ездить по грязной, скользкой дороге;

знак важно неадекватной работе системы: иногда она начинает притормаживать колеса слишком поздно;

знак важно невозможности деактивации ASR (в отдельных случаях) без полного отключения всего модуля ESP;

знак важно повышенной стоимости автомобиля и дополнительных расходах на ее обслуживание. 

Одним словом, «антибукс» далеко не всегда способен самостоятельно оценивать степень опасности в случае пробуксовки – он начинает работать всегда, как только датчики «заметят» пробуксовывающее колесо. Однако дело даже не столько в этом, а в том, что АСР, при всем уважении к ее создателям, не является эффективным инструментом по сравнению с механической блокировкой колес. Другое дело, что она является неплохой альтернативой для тех машин, в которых никакой блокировки не может быть в силу конструкционных особенностей.

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×