В советское время на иномарках ездили исключительно избранные люди, фактически стоявшие над советской властью благодаря ореолу своей популярности или величины полномочий. Как известно, полномочиями обладали чиновники высшего ранга, которых возили на «членомобилях», а популярностью – богемные ученые, артисты, врачи и т. д., о которых и пойдет речь.
Некоторым людям, чьи достижения на общественном поприще, а также роли, сыгранные в кино или театральных подмостках, становились символом советского образа жизни, пригонять и растоможивать импортные легковушки негласно запрещалось. К счастью, Юрий Гагарин, бывший в 60-е годы гражданином №1, к их числу не принадлежал. Поэтому еще в 1965-м он, будучи во Франции, познакомился с деятельностью Matra – компанией, выпускавшей не только оборудование для запуска аппаратов в космос, но и машины. В итоге фирма подарила «звездному» человеку купе Matra-Bonnet Jet VS с кузовом из стеклопластика, окрашенного в небесно-голубые цвета. Однако иномарка хотя и приглянулась космонавту, из патриотических побуждений он за ее руль практически не садился, предпочитая ездить на Волге ГАЗ М-21.
Зато автор-исполнитель и актер Владимир Высоцкий был, что называется, отъявленным «иномарочником», хотя за баранкой оказался поздно, в 1967-м. Вначале бард катался на советских моделях, причем однажды вдребезги разбил «копейку» Жигули, врезавшись в точно такую же машину. Первой иномаркой у Высоцкого тоже оказался «француз», хэтчбек Renault 16TS, подаренный Мариной Влади. Увы, история в некоторой степени повторилась, ибо Владимир Семенович через пару-тройку врезался в автобус с той лишь разницей, что Рено восстановили и продали в ту же самую Францию. Затем у Высоцкого были две BMW 2500, которыми он пользовался недолго и тоже продал. А когда в 1976-м у него появился подержанный Mercedes 450SE, то «гаишники» тех времен просто цепенели: точно такой же «мерс» стоял в гараже Леонида Брежнева…
Последнюю свою иномарку, небесно-голубое купе Mercedes 350SLC В. С. Высоцкий приобрел в 1979 году, примерно за год до своей смерти. Артист, бард и поэт гнал ее из Германии сам, однако до советской столицы она так и не доехала. Сказалась скороходность «мерса»: водитель разогнал его до максимума, и на участке Минского шоссе легковушку унесло в кювет.
Подобно Высоцкому, советские артисты покупали иномарку, будучи на заграничных гастролях. Ведь гонорары в таких случаях были большими и выплачивались в валюте, а подержанные машины стоили сущие копейки. Нельзя сказать, что государство приветствовало такую инициативу, но и не препятствовало ей. Ведь это были единичные случаи, не делавшие на дорогах и умах граждан «погоды». Обычно ограничение заключалось в 101-м километре, то есть пользоваться машинами разрешалось только в пределах Москвы. Разумеется, никакой автоинструктор в Марьино не мог позволить себе такой шикарный транспорт.
В крупных городах СССР встречались и менее «звездные» обладатели автомобилей импортного производства. Как правило, это были работники дипломатических представительств, не желавших ездить на продукции советского автопрома. В случае поломки запчасти доставлялись по дипломатическим каналам, что требовало много времени. Обычно ездили на шведских и немецких авто, иногда попадались и американские. Это были крупногабаритные модели с хорошим запасом прочности и внушительным экстерьером, как того и требовал высокий ранг ездоков. Приверженность же к «северным» маркам объяснялась практичностью: например, многие модели Mercedes оборудовались предпусковыми подогревателями, без чего эксплуатация зимой оказывалась проблемной. Поэтому в 80-е годы в Советском Союзе было зарегистрировано порядка десятка «мерсов» в кузове W116, принадлежавших чемпиону мира по шахматам Анатолию Карпову, прославленному офтальмологу Святославу Федорову и еще какому-то немецкому инженеру.