Среди иномарок, когда-либо продававшихся в России, недорогой седан Logan имеет исключительный статус народного любимца. Ведь именно этот «француз» стал первым иностранным автомобилем для сотен тысяч россиян, среди которых немало автоинструкторов из Марьино. И это позволяет назвать Логан первого поколения не просто успешным коммерческих проектов, а еще и пусть и условно, но «заточенных» под российский рынок. Причем еще в 2005 году, когда модель начали продавать, у нас ходило немало слухов о происхождении утилитарно-практичной машины. Одни называли ее оригинальным продуктом старейшего автопроизводителя Франции, другие презрительно именовали «сделано у румынских цыган». Поэтому имеет смысл хотя бы сегодня развенчать небылицы и мифы относительно этого авто.
1. Renault Logan создавался для российского потребителя. Это – неправда, ибо на самом деле французы адресовали данный проект для жителей развивающихся стран. В ту пору к числу таких государств причислялась не только РФ, но и Румыния, страны Латинской Америки, Индия с Ираном и т. д. Причем создавая массовый автомобиль, специалисты компании Renault учитывали как невысокий уровень доходов потенциальных покупателей Логана, так и сомнительное качество топлива, плохие дороги. То есть проект в некоторой степени можно назвать глобальным, что подтверждают и цифры: порядка 68 тыс. седанов было продано в России в 2007 году, а валовый объем продаж составил почти 230 тыс. экземпляров. Кстати, в той же небольшой Румынии автомобилей в первые годы реализовывалось вдвое больше, чем у нас, пока в 2009 году Рено Логан не закрепился в России как безусловный лидер продаж.
Правда, французы в конце 20-го века действительно ставили перед собой амбициозную задачу, которая формулировалась как «Победить ВАЗ на его же территории». Разумеется, предварительно специалисты компании проанализировали рынок и пришли к выводу, что в восточноевропейских странах бюджетные седаны пользуются повышенным спросом. И нужно признать, что план французы сумели реализовать не только в России, где был побежден конкурент Daewoo Lanos, но и других странах.
2. Бюджетный седан – продукт разработки не Рено, а Dасia. Данное утверждение является абсолютным мифом, порожденным тем фактом, что когда-то в Румынии производилась модель Рено 12 под названием Дачия 1300. И когда на том же заводе Automobile Dacia S.A начали собирать Логаны, он действительно назывался «Дачией». Это стало поводом для скептиков заявить: французы просто «переклеили шильдики», решив реализовывать малопросвещенным россиянам непонятно что.
На самом деле французские инженеры начали разработку сверхбюджетной модели в 1998 году, и тогда машина имела условную маркировку Х90. Главным фактором в этом проекте была цена на автомобиль, которая в базовой комплектации не должна была быть выше 5 тыс. евро. Поэтому в Рено выбирали наиболее простую конструкцию для новинки, экономили на узлах и агрегатах и, конечно же, себестоимости продукции. На тот момент рабочая сила в Восточной Европе стоила вдвое дешевле, что и стало поводом для приобретения румынского завода Automobile Dacia S.A.
3. Во время разработки Логана экономили на многом. Да, это правда. Ведь чтобы уложиться в запланированную конечную стоимость модели, французы четко придерживались строгих экономических рассчетов. Соответственно, уже имеющаяся агрегатная база компании использовалась по максимуму, а она была весьма богатой и предлагала широкий выбор компонентов.
Помимо этого, еще на старте проектирования модели ее создатели применили целую цепочку оригинальных и технологичных решений. Например, методы моделирования применялись только цифровые, что дало возможность сэкономить порядка 20 млн. евро при общей стоимости проектных и инжиниринговых работ в 360 млн. евро.
Даже внешний вид машины подчинен закону снижения себестоимости: пришлось отказаться от кривизны стекол, кузовные панели тоже не имели резких очертаний. В салоне удешевление компонентов выразилось в применении цельнолитых пластиковых элементов, поэтому у Логана первого поколения дверная обивка, равно как и панель приборов сделаны цельными.
Разумеется, штатные комплектации тоже упрощали, как могли – седану не досталось не только кондиционера и усилителя руля, но и привычных уже на тот момент для любого инструктора по вождению в Марьино центрального замка и обивки багажного отделения. И в некоторых моментах французы явно перегнули палку: если дешевенькие термальные стекла еще как-то можно было вытерпеть, то отсутствие внутренних дверных ручек не лезло ни в какие ворота.
Зато с позиции рабочего ресурса и надежности узлов и агрегатов в Рено не экономили. Поэтому седан был прекрасно подготовлен к трудностям, которые ожидали его в развивающихся странах. Чего стоит один мощнейший подрамник и двигатель, снизу защищенный толстой сталью! Да и почти кроссоверный даже по современным стандартам дорожный просвет в 15,5 см, высокопрофильные шины, прекрасная подвеска, не говоря уж о гамме неприхотливых двигателей доставляли массу радостных минут небогатому «логановеду», живущему что в России, что в Румынии… И если бы модели чуть-чуть добавить в отделке убогого салона, буквально кричавшего о финансовой несостоятельности машины, все было бы вообще по высшему разряду. Впрочем, рестайлинг постепенно добавлял седану в плане качества интерьера.
4. Французский седан был подвержен коррозии. Это заявление справедливо, но только отчасти. В России Логаны, собиравшиеся здесь же, уже через год «порадовали» автовладельцев характерными ржавыми пятнами на поверхности кузова. Производитель официально признал нарушение технологии при окраске первой партии кузовов, из-за чего из 30 тыс. первых Renault Logan, сошедших с конвейера, несколько десятков седанов действительно заболели «рыжей чумой». А такие случаи не были гарантийными, поскольку коррозия не была сквозной! Однако к чести и российской, и французской сторон все пострадавшие кузовные элементы перекрашивались бесплатно.
Рено более поздних выпусков, в том числе румынской сборки, по стойкости коррозии считались середнячками: они не могли гарантировать отсутствие ржавчины при повреждении ЛКП до металла, как это было присуще немецким автомобилям того времени, однако и скоропостижно не гнили, как Матизы и Нексии, производившиеся в Узбекистане. Гарантийный срок на кузовщину составлял 6 лет, и основная масса седанов без ржавчины его отхаживала, даже будучи в руках московских таксистов и автоинструкторов в Марьино. Причем во многих российских регионах зимой дороги тоже обрабатывались активными реагентами, что не помешало Логанам противостоять серьезным очагам коррозии.
5. На самом деле Рено Логан должен был стоить менее 5 000 долларов. Это – однозначный миф, и мы это предметно докажем. Когда седан выходил на рынок, некоторые зарубежные автоиздания действительно писали о его сверхдешевости – якобы в минимальной комплектации машина будет стоить примерно 5 тыс. «вечнозеленых». На самом деле речь шла о евро, что с учетом текущего курса означало повышение стоимости модели для восточноевропейского рынка до 6 000 долларов. И действительно, в Румынии «первые» Логаны стоили немногим более 5 тыс. евро, однако из-за специфики российского таможенного и налогового законодательства автомобили предлагались на 1 000 евро дороже.
Интересный и реальный факт: у наших соседей украинцев в 2006 году начались продажи Dacia Logan европейской сборки, стоивших порядка 7,7 тыс. евро. И все равно это было дешевле по сравнению с бюджетными «корейцами» и продукцией ВАЗа. К тому же годом позднее французам пришлось вступить в битву за явно не пухлый кошелек украинцев из-за китайских автомобилей, наводнивших местный рынок. И Рено эту битву выиграла! Правда, говорить о коммерческом успехе не приходилось, ибо от общего количества реализованных седанов 45% приходилось на базовые версии. На этом французы зарабатывали минимальные суммы, стараясь «отбить» затраты за счет дополнительных опций, предлагавшихся в более дорогих комплектациях.