Ненастье – не самый хороший попутчик во время поездки на машине. И лучше отказаться от ненужного риска, чем попасть в неприятную ситуацию, из которой далеко не все выходят целыми и невредимыми. Во-первых, ливень, снегопад, яркое солнце, плотный туман и опасный гололед требуют от водителя особых действий, которые нужно изучить заранее. Во-вторых, еще перед поездкой желательно спланировать детальный маршрут – и неважно, банальный это шоппинг в городской черте или семейный отдых на курорте – а также настроить авторадио на канал «Для тех, кто пути». Это поможет ориентироваться в дорожной ситуации, заблаговременно узнавать о погодных изменениях и пробках на пути следования к пункту назначения.
В данном случае речь идет об универсальных особенностях вождения легкового автомобиля в неблагоприятных условиях. То есть совершенно неважно, обледенелая ли трасса или залитая ливнем, туман или сильный боковой ветер – в любом случае нужно снизить скоростной режим, а дистанцию от впереди идущих машин увеличить. А если видимость упала до 100 м, то следует включить противотуманные фары.
И не забудьте, что на мокрой дороге тормозной путь увеличивается вдвое по сравнению с сухим покрытием. Также важна и скорость. Например, езда в диапазоне 60-65 км/ч требует как минимум 60-метровой дистанции от других соседей по полосе.
Порывы ветра вызывают раскачивание машины. И в этом плане особенно опасен встречный и встречно-боковой ветер, так как его скорость приплюсовывается к скорости автомобиля. Например, вы едете под 60 км/ч, а сила встречного ветра равна 10 м/сек, то есть 36 км/ч. Соответственно, стихия встречает переднюю часть машины с общей скоростью под 100 км/ч, и динамику езды необходимо снизить хотя бы до 50 км/ч. Причем эти цифры приведены для дороги с сухим покрытием, на обледенелой и влажной трассе нужно быть еще более осторожным.
Конечно, знатоки вождения авто скажут: на трассе можно спрятаться за крупногабаритный транспорт, который будет защищать от порывов. И это действительно так. Однако будьте готовы к тому, что в случае поворота или остановки большой фуры, не говоря уж о попытке ее обгона, вас встретит внезапный, а потому очень опасный порыв ветра.
Наконец, управление автомобилем в ветреную погоду требует повышенного внимания из-за больших шансов наехать на сломанные ветки деревьев или другое препятствие. Поэтому ехать, манипулируя рулем одной рукой, – себе дороже.
В таких условиях самой большой опасностью является увеличение тормозного пути. Об этом начинающие водители узнают в автошколе, проходя учебное вождение автомобиля. То есть максимально возможная дистанция от переднего транспорта – это аксиома. Также нужно избегать резкого перестроения, торможения и ускорения: эти маневры на заснеженной/обледенелой дороге часто приводят к заносу. Владельцы иномарок в данных условиях имеют преимущество, ибо большинство моделей оборудованы АБС. Впрочем, добиться сходного эффекта можно и «физическим» методом, то есть прерывистым торможением – когда педалью тормоза манипулируют прерывисто, нажимая и отпуская несколько раз.
Перед поездкой рекомендуется принять меры предосторожности, в числе которых:
очистка снега с крыши и удаление наледи с боковых зеркал;
прогрев лобового стекла – пока оно не оттаяло, трогаться нельзя;
проверка наличия антифриза;
проверка головной оптики, в том числе противотуманных фар;
подготовка сухой обуви, которая не скользит на педалях.
Если вождение авто происходит на обледенелой трассе, и машину с МКПП начинает заносить, нужно отпустить тормоз и включить сцепление. В случае с коробкой-«автоматом» нужно знать, как активируется понижающая передача – так вы будете меньше зависеть от возможностей тормозной системы. При наличии зимнего режима вождения следует прибегать именно к нему, поскольку система в целях уменьшения пробуксовки ведущих колес сама блокирует первую передачу.
НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫЕ УЧАСТКИ. К ним во время метели и гололеда относятся перекрестки с поворотами. Чтобы на поворотах машину не заносило, поворачивать рулевое колесо следуют исключительно плавно, а тормозить в такой ситуации нельзя. Подъезжая к перекрестку, требуется погасить скорость – на этом отрезке дороги тормозит много участников движения, поэтому он является самой скользкой.
Также следуйте другим рекомендациям, которые позволят обезопасить себя в экстренной ситуации.
Если застряли в снегу, положите под ведущими колесами какой-нибудь предмет (палку, ветки деревьев, мешковину и пр.) и плавно нажмите на газ. Если при этом машина не может преодолеть искусственное препятствие, откатитесь назад и снова включите первую скорость. Такой способ в народе называется «с раскачки», и он достаточно эффективен.
В сильный снегопад стеклоочистители могут не справляться со своей функцией. Поэтому лучше остановиться на обочине и подождать, когда стихия уляжется. В идеале рекомендуется заехать в укрытие, хотя бы под минимальный навес.
Если не удалось вывести машину из сугроба и водитель с пассажирами оказались в плену стихии, то нужно завернуться в пледы, одеяла, надеть куртки. Двигатель и обогреватель нужно включать периодически, примерно на 15 мин. через каждый час. При этом следует немного приоткрывать окна – так вы сэкономите топлива и обеспечите приток в салон свежего воздуха.
Как уже упоминалось, при любом типе плохой погоды нужно сбавлять скорость и увеличивать расстояние к впереди идущему автомобилю. Ливень – не исключение, с той лишь разницей, что наибольшую опасность представляет эффект аквапланирования. Говоря простым языком, это плохой контакт шин с дорогой из-за того, что вода, попадающая в бороздки протектора, не успевает выдавливаться наружу. И машина «плывет», практически теряя управляемость. Поэтому в очередной раз напоминать о запрете резких торможений, обгонов и крутых поворотов не нужно.
Если вы не хотите разбить автомобиль, вождение должно соответствовать следующим правилам:
периодически слегка нажимайте на педаль тормоза – небольшое трение будет поддерживать диски в сухом состоянии;
не въезжайте в залитые водой рытвины на дороге, так как их глубину на глаз определить невозможно. Если какой-то низинный участок дороги залит водой, двигайтесь по нему медленно, с постоянной скоростью на низкой передаче. При этом увеличивайте обороты двигателя;
когда преодолеете экстремальный участок, сразу же проверьте работу тормозов;
если чувствуете, что шины недостаточно сцепляются с мокрым асфальтом, будьте готовы к тому, что автомобиль пойдет юзом. Поэтому сбавьте обороты мотора, и без торможения снижайте скорость. И помните: как только сцепление шин с поверхностью восстановится, машина может вильнуть. Поэтому руль держите покрепче;
ведите автомобиль с притушенными фарами – это уменьшает бьющий в глаза блеск влажного покрытия.
Туман даже по сравнению с дождем требует от водителя еще большего умения, которое можно приобрести на дополнительных занятиях с частным автоинструктором на АКПП или МКПП. Ведь в условиях ограниченной видимости скорость зачастую воспринимается некорректно, как и расстояния до объектов. Вроде бы встречная машина едва виднеется, а на самом деле она совсем рядом. Поэтому всегда увеличивайте кажущуюся дистанцию как минимум вдвое!
ПОЛЕЗНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ. При сильном тумане искажаются даже цвета. Все, кроме красного. Отсюда вывод: красный свет светофора хорошо виден в любую погоду.
Во время вождения авто в тумане водители со стажем всегда снижают скорость по определенной формуле. Например, если видимость составляет 60 м, то ехать быстрее, чем 30 км/ч, крайне не рекомендуется. Вдобавок лучше не включать дальний свет, все равно он не улучшает видимость, зато утомляет глаза. В этом плане лучше всего работает комбинация «противотуманок» с ближним светом – желтому свету противотуманных фар свойственно проникать через толщу тумана. Такая езда в постоянном режиме тоже утомительна, однако периодически пользоваться подобным приемом можно.
СОВЕТ. Если дорога имеет разметку, следует придерживаться крайней правой стороны линии. Чрезмерно прижиматься к тротуару или обочине не следует – вы можете наскочить на человека или автомобиль. Чтобы лучше контролировать ситуацию, откройте водительское окно.
Яркое солнце тоже может стать серьезной помехой в управлении автомобилем. Особенно неприятен солнечный свет зимой, утром и вечером, когда лучи идут почти параллельно дороге. А движение против солнца не только утомительно и опасно: из-за отражения лучей от асфальта он начинает блестеть, и все машины видятся как черные силуэты. Единственное хоть какое-то спасение от этой напасти – противосолнечный козырек.
Второй негативный фактор – так называемый «световой частокол». Ведь все предметы в периметре дороги отбрасывают тень, и водителю приходится проезжать через «забор» из света и тени. Из-за него быстро устают глаза, становятся менее заметными ямы, камни, любые мелкие помехи. Чтобы сгладить неприятный контраст, рекомендуется использовать темные очки. Если их нет – нужно слегка откинуться назад и прищуриться.
P.S. Существует масса и других рекомендаций, как безопасно водить машину при плохой погоде. Однако они лишь подтверждают неизменный факт: главное – это осторожность и низкая скорость.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора