Зима – не лучшее время для дальних поездок и первых «вылазок» на дорогу для начинающих водителей. Гололед со снегом, скользкий асфальт и прочие факторы усложняют процесс управления автомобилем, провоцируя многочисленные ДТП. В идеале в эту пору года лучше вовсе отказаться от личного транспорт – в том числе и потому, что даже антикоррозионное покрытие машины не спасает от коррозии и вредного влияния химреагентов, которыми коммунальники по-прежнему обильно посыпают городские улицы.
И все-таки выезжать из гаража волей-неволей приходится, и если автовладелец будет использовать контраварийные приемы в сочетании со следованием другим правилам вождения автомобиля зимой, то на порядок уменьшит риск попасть в аварию. Причем, применяя те или иные методы руления, торможения и пр., нужно учитывать и тип привода транспортного средства.
Сразу после выезда из бокса или гаража, нужно экспериментально определить степень сцепления шин с поверхностью. В дальнейшем это поможет не совершать ошибок при ускорении, торможении и маневрировании с резким выкручиванием руля. А после выезда из двора на улицу посмотрите, насколько опасно дорожное покрытие именно там – если видите гололед или укатанный снег, то удвойте осторожность во время езды.
При трогании с места нужно сделать так, чтобы стартовый оборот ведущих колес получился без пробуксовки. То есть нужно немного качнуть машину, чтобы она хотя бы минимально проехала вперед, а потом можно плавно давить на газ. Владельцам автомобилей с коробкой-автоматом в этом плане проще: нужно просто перевести рычаг в положение D, не трогать педаль дросселя, и машина сама плавно стартует. После этого можно прибавлять газ. Однако в любом случае это следует делать постепенно, иначе колеса начнут пробуксовывать. Если они все-таки забуксовали, газовать уже бесполезно, ибо колеса быстро разогреют плотный снег либо лед, и коэффициент сцепления с дорогой из-за тонкой прослойки воды значительно уменьшится. В такой ситуации лучше сбросить газ и повторить процедуру старта заново.
ЛАЙФХАК. Если вы – владелец модели с антипробуксовочной системой, которая в зависимости от автопроизводителя может обозначаться по-разному (TRS, ABS, ESP, ASR) – то ее следует обязательно выключить. С ней плавная раскачка на старте невозможно! К тому же при трогании с места машину может «повести» вправо-влево – вектор тяги предугадать невозможно. Вы рискуете зацепить соседние машины, если выезжаете с парковки или заправки.
Говорить о том, что зимнее вождение автомобиля предполагает самый безопасный скоростной режим, не приходится даже новичку. Однако не путайте по неопытности безопасную и разрешенную скорость: даже на крейсерской скорости в 50 км/ч при разрешенной 60 км/ч далеко не всегда удается вовремя затормозить перед выскочившим на проезжую часть безответственным пешеходом. Безопасная скорость определяется в самом начале поездке. И здесь главное помнить, что на сухом асфальте при движении 60 км/ч средний показатель тормозного пути равен 40 м, то на гололеде или снегу это расстояние увеличивается до 90, а то и 140 м.
Резкий удар по тормозам – и колеса блокируются, автомобиль идет юзом, полностью теряя управляемость. Если не хотите испробовать такой роковой сценарий, который способна предотвратить лишь АБС, то на зимней дороге используйте три более безопасных типа торможения:
прерывистое, когда педаль тормоза несколько раз слегка нажимается и отпускается, пока машина полностью не остановится. Такая манипуляция позволяет добиться эффекта, вызываемого АБС;
торможение двигателем, которое особенно полезно при затяжном спуске. Для этого во время движения на определенной передаче полностью отпускается педаль газа, и мотор практически не отдает энергию на трансмиссию. Такой способ позволяет экономить топливо, сберегать покрышки и тормозные диски;
комбинированное торможение – для его использования нужно включить пониженную передачу и плавно тормозить. Однако включать соответствующую передачу нужно только при соответствующем диапазоне скорости, иначе избыточная тяга передастся на ведущие колеса, что может привести к потере устойчивости автомобиля.
Вождение автомобиля зимой без эксцессов невозможно без учета того, что нужно увеличивать расстояние до лидера в 1,5-2 раз больше обычного. Ведь никто не гарантирует, что впереди идущая «Тойота» даже с зимней ошиповкой и электронными системами безопасности вдруг из-за ошибки водителя не развернется на 180-360 градусов. И тогда уже, какая разница в зависимости от этих градусов, каким получится столкновение – боковым или лобовым? В любом случае в нарушении ПДД будет признан владелец автомобиля, ехавшего сзади – именно он должен был предпринять меры для уменьшения скорости…
СОВЕТ. В городской черте особенно не рекомендуется уменьшать расстояние до лидера в момент подъезда к перекресткам. Независимо от того, регулируемы они или нет, в любом случае перед ними есть отшлифованные ледяные участки.
Заднеприводные автомобили. Если при движении прямо задняя часть машины начинает стягивать влево или вправо, она запросто способна развернуться поперек дороги. В такой ситуации тормозить нельзя, а владельцам транспортных средств с механической трансмиссией – еще и отжимать педаль сцепления. Нужно постепенно сбросить газ и не менее плавно вывернуть «баранку» в сторону заноса.
Почему для вождения автомобиля зимой нужно действовать именно так? Потому что, сбросив газ, мы фактически уменьшаем тягу, передаваемую на ведущие колеса. В данном случае – задние. Также это позволяет растормозить передние колеса, которые поворотом руля возвращают машину на прежнюю, прямолинейную траекторию. Однако если вращать руль резко и на больший угол, чем требуется, автомобиль может занести в обратную сторону. Если это все-таки случилось, то руль нужно крутить уже в противоположном направлении, причем еще на меньший угол, и еще плавнее.
Переднеприводные автомобили. При аналогичной ситуации заноса руль тоже нужно вращать в сторону сноса. Однако газ при этом сбрасывать категорически нельзя. Даже наоборот, нужно слегка поддать «газку» – и тогда ведущие колеса сами «вытянут» машину из заноса. Правда, такие действия требуют отточенности навыков, которые можно приобрести на дополнительных занятиях с частным автоинструктором на «механике» или «автомате». Дело в том, что если излишне перегазовать, то передние колеса, которые должны были спасти ситуацию, начнут буксовать и потеряют свою эффективность. Снова наступит снос, и тогда уже крути или не крути руль – это ничего не даст. В данной ситуации следует немного отжать педаль газа, и когда контакт ведущих колес с дорогой восстановится, снова увеличить подачу топлива.
Автомобиль с АКПП имеет свойство «задумываться»: нам нужно раскачать машину для старта, однако трансмиссия недостаточно быстро реагирует на переключение скорости с D на R и наоборот. Поэтому для раскачки нужно, держа левую ногу над тормозом, на режиме D подать автомобиль вперед. Когда машина достигнет верхней мертвой точки, следует зафиксировать ее, нажав на тормоз и отпустив педаль газа. Затем включаем рычаг в положение R, отпускаем педаль тормоза и увеличиваем подачу топлива, пока машина не зафиксируется в задней мертвой точке после нажатия на тормоз. Проделываем аналогичные манипуляции до той поры, пока амплитуда раскачки не позволит автомобилю выбраться из ямы.
Автомобиль с «механикой». Если застряли и газуете – то обязательно зароетесь до самого днища. Начните все с той же раскачки. Тем более, что она достигается куда проще, чем в случае с машиной на «автомате – нужно просто подтолкнуть вперед. Если не получается сделать это двигателем, обратитесь к помощи прохожих или других водителей. Если никого рядом нет или у людей отсутствует чувство взаимовыручки, возьмите лопату, которую зимой всегда нужно иметь при себе, и немного откопайте забуксовавшее колесо. Далее перед и за ведущими колесами отгребите небольшие колеи. Далеко копать не нужно – хватит и полуметра. Если рядом есть доски, ветки деревьев щебенка и пр., положите их в импровизированную колею. Наконец, на малом газу раскачайте машину и выбирайтесь из снежного плена.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.