Вождение автомобиля зимой

Вождение зимой

Зима – не лучшее время для дальних поездок и первых «вылазок» на дорогу для начинающих водителей. Гололед со снегом, скользкий асфальт и прочие факторы усложняют процесс управления автомобилем, провоцируя многочисленные ДТП. В идеале в эту пору года лучше вовсе отказаться от личного транспорт – в том числе и потому, что даже антикоррозионное покрытие машины не спасает от коррозии и вредного влияния химреагентов, которыми коммунальники по-прежнему обильно посыпают городские улицы.

И все-таки выезжать из гаража волей-неволей приходится, и если автовладелец будет использовать контраварийные приемы в сочетании со следованием другим правилам вождения автомобиля зимой, то на порядок уменьшит риск попасть в аварию. Причем, применяя те или иные методы руления, торможения и пр., нужно учитывать и тип привода транспортного средства.

Перед началом вождения

Сразу после выезда из бокса или гаража, нужно экспериментально определить степень сцепления шин с поверхностью. В дальнейшем это поможет не совершать ошибок при ускорении, торможении и маневрировании с резким выкручиванием руля. А после выезда из двора на улицу посмотрите, насколько опасно дорожное покрытие именно там – если видите гололед или укатанный снег, то удвойте осторожность во время езды.

При трогании с места нужно сделать так, чтобы стартовый оборот ведущих колес получился без пробуксовки. То есть нужно немного качнуть машину, чтобы она хотя бы минимально проехала вперед, а потом можно плавно давить на газ. Владельцам автомобилей с коробкой-автоматом в этом плане проще: нужно просто перевести рычаг в положение D, не трогать педаль дросселя, и машина сама плавно стартует. После этого можно прибавлять газ. Однако в любом случае это следует делать постепенно, иначе колеса начнут пробуксовывать. Если они все-таки забуксовали, газовать уже бесполезно, ибо колеса быстро разогреют плотный снег либо лед, и коэффициент сцепления с дорогой из-за тонкой прослойки воды значительно уменьшится. В такой ситуации лучше сбросить газ и повторить процедуру старта заново.

палец вверх ЛАЙФХАК. Если вы – владелец модели с антипробуксовочной системой, которая в зависимости от автопроизводителя может обозначаться по-разному (TRS, ABS, ESP, ASR) – то ее следует обязательно выключить. С ней плавная раскачка на старте невозможно! К тому же при трогании с места машину может «повести» вправо-влево – вектор тяги предугадать невозможно. Вы рискуете зацепить соседние машины, если выезжаете с парковки или заправки.

Скоростной режим

ограничение скорости Говорить о том, что зимнее вождение автомобиля предполагает самый безопасный скоростной режим, не приходится даже новичку. Однако не путайте по неопытности безопасную и разрешенную скорость: даже на крейсерской скорости в 50 км/ч при разрешенной 60 км/ч далеко не всегда удается вовремя затормозить перед выскочившим на проезжую часть безответственным пешеходом. Безопасная скорость определяется в самом начале поездке. И здесь главное помнить, что на сухом асфальте при движении 60 км/ч средний показатель тормозного пути равен 40 м, то на гололеде или снегу это расстояние увеличивается до 90, а то и 140 м.

Торможение

Резкий удар по тормозам – и колеса блокируются, автомобиль идет юзом, полностью теряя управляемость. Если не хотите испробовать такой роковой сценарий, который способна предотвратить лишь АБС, то на зимней дороге используйте три более безопасных типа торможения:

галочка  прерывистое, когда педаль тормоза несколько раз слегка нажимается и отпускается, пока машина полностью не остановится. Такая манипуляция позволяет добиться эффекта, вызываемого АБС;

галочка  торможение двигателем, которое особенно полезно при затяжном спуске. Для этого во время движения на определенной передаче полностью отпускается педаль газа, и мотор практически не отдает энергию на трансмиссию. Такой способ позволяет экономить топливо, сберегать покрышки и тормозные диски;

галочка  комбинированное торможение – для его использования нужно включить пониженную передачу и плавно тормозить. Однако включать соответствующую передачу нужно только при соответствующем диапазоне скорости, иначе избыточная тяга передастся на ведущие колеса, что может привести к потере устойчивости автомобиля.

Дистанция

Вождение автомобиля зимой без эксцессов невозможно без учета того, что нужно увеличивать расстояние до лидера в 1,5-2 раз больше обычного. Ведь никто не гарантирует, что впереди идущая «Тойота» даже с зимней ошиповкой и электронными системами безопасности вдруг из-за ошибки водителя не развернется на 180-360 градусов. И тогда уже, какая разница в зависимости от этих градусов, каким получится столкновение – боковым или лобовым? В любом случае в нарушении ПДД будет признан владелец автомобиля, ехавшего сзади – именно он должен был предпринять меры для уменьшения скорости…

знак важно СОВЕТ. В городской черте особенно не рекомендуется уменьшать расстояние до лидера в момент подъезда к перекресткам. Независимо от того, регулируемы они или нет, в любом случае перед ними есть отшлифованные ледяные участки.

Выход из заноса

машина Заднеприводные автомобили. Если при движении прямо задняя часть машины начинает стягивать влево или вправо, она запросто способна развернуться поперек дороги. В такой ситуации тормозить нельзя, а владельцам транспортных средств с механической трансмиссией – еще и отжимать педаль сцепления. Нужно постепенно сбросить газ и не менее плавно вывернуть «баранку» в сторону заноса.

Почему для вождения автомобиля зимой нужно действовать именно так? Потому что, сбросив газ, мы фактически уменьшаем тягу, передаваемую на ведущие колеса. В данном случае – задние. Также это позволяет растормозить передние колеса, которые поворотом руля возвращают машину на прежнюю, прямолинейную траекторию. Однако если вращать руль резко и на больший угол, чем требуется, автомобиль может занести в обратную сторону. Если это все-таки случилось, то руль нужно крутить уже в противоположном направлении, причем еще на меньший угол, и еще плавнее.

машина Переднеприводные автомобили. При аналогичной ситуации заноса руль тоже нужно вращать в сторону сноса. Однако газ при этом сбрасывать категорически нельзя. Даже наоборот, нужно слегка поддать «газку» – и тогда ведущие колеса сами «вытянут» машину из заноса. Правда, такие действия требуют отточенности навыков, которые можно приобрести на дополнительных занятиях с частным автоинструктором на «механике» или «автомате». Дело в том, что если излишне перегазовать, то передние колеса, которые должны были спасти ситуацию, начнут буксовать и потеряют свою эффективность. Снова наступит снос, и тогда уже крути или не крути руль – это ничего не даст. В данной ситуации следует немного отжать педаль газа, и когда контакт ведущих колес с дорогой восстановится, снова увеличить подачу топлива.

Если закопались…

палец вправо Автомобиль с АКПП имеет свойство «задумываться»: нам нужно раскачать машину для старта, однако трансмиссия недостаточно быстро реагирует на переключение скорости с D на R и наоборот. Поэтому для раскачки нужно, держа левую ногу над тормозом, на режиме D подать автомобиль вперед. Когда машина достигнет верхней мертвой точки, следует зафиксировать ее, нажав на тормоз и отпустив педаль газа. Затем включаем рычаг в положение R, отпускаем педаль тормоза и увеличиваем подачу топлива, пока машина не зафиксируется в задней мертвой точке после нажатия на тормоз. Проделываем аналогичные манипуляции до той поры, пока амплитуда раскачки не позволит автомобилю выбраться из ямы.

палец вправо Автомобиль с «механикой». Если застряли и газуете – то обязательно зароетесь до самого днища. Начните все с той же раскачки. Тем более, что она достигается куда проще, чем в случае с машиной на «автомате – нужно просто подтолкнуть вперед. Если не получается сделать это двигателем, обратитесь к помощи прохожих или других водителей. Если никого рядом нет или у людей отсутствует чувство взаимовыручки, возьмите лопату, которую зимой всегда нужно иметь при себе, и немного откопайте забуксовавшее колесо. Далее перед и за ведущими колесами отгребите небольшие колеи. Далеко копать не нужно – хватит и полуметра. Если рядом есть доски, ветки деревьев щебенка и пр., положите их в импровизированную колею. Наконец, на малом газу раскачайте машину и выбирайтесь из снежного плена.

Перейти в раздел Статьи. Полезная информация для автомобилистов

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×