Консалтинговоя компания Wood Mackenzie недавно на страницах престижного американского издания The World Street Journal опубликовала аналитические данные, согласно которым каждый год в США потребление бензина будет снижаться на 1%. Исследование эксперта индийского происхождения Праджита Гхоша прогнозирует, что такая тенденция будет сохраняться ближайшие 20 лет, но с одним условием: если к 2035 году 35% рынка автомобильного транспорта Штатов будут составлять электромобили. Столь агрессивный сценарий развития событий подразумевает снижение потребления в стране ископаемого топлива на 2 000 000 баррелей в день против нынешних 9 миллионов.
По мнению П. Гхоша, эти цифры базируются на возможности массовых поставок недорогих автомобилей на электрической тяге, способных преодолевать большие препятствие за скромный отрезок времени. Однако более реалистичный сценарий, утверждает специалист, предусматривает падение спроса на бензин в размере 5% и долю электромобилей не более 10%. Драйвером оптимистичной тенденции способен стать Tesla Model 3, который в 2017 году будет стоить порядка 35 000 долларов, а также Chevrolet Bolt по цене от $30 тысяч и некоторые другие недорогие модели электромобилей.
Резкое падение спроса на бензин должно начаться с 2025 года, утверждает Wood Mackenzie. Однако это не должно привести к негативным последствиям для корпораций, ориентированных на добычу углеводородов. По оценке Гхоша, падение спроса на нефть наверняка компенсируется ростом потребления природного газа, благодаря которому вырабатывается электроэнергия, необходимая для зарядки электромобилей.
И все же далеко не все поддерживают оптимистичное мнение, опубликованное в The World Street Journal. Издание сообщает, что главный экономист British Petroleum С. Дейл в середине июня высказал позицию, согласно которой ДВС по сравнению с электрическими силовыми агрегатами по-прежнему сохраняют массу преимуществ. И это означает, что в ближайшие 20 лет электрокары не получат широкого распространения во всем мире. Более того, на данный момент объем продаж электромобилей в США составляет менее 1% от общего уровня. Такой скромный показатель во многом объясняется нерешенной проблемой в части повышения энергоемкости батарей.
Да, компания Tesla намерена поставить на свои машины мощные АКБ, позволяющие проезжать до 320 км без подзарядки, японские и немецкие конкуренты тоже не дремлют – но данные меры приводят к удорожанию конечного продукта. Например, в течение ближайших четырех лет Ford планирует инвестировать в разработку гибридов и «чистых» электромобилей порядка 4,5 млрд. долларов, но эти затраты придется окупать автовладельцам. Так что наверняка очень не скоро инструктор по вождению в Зеленограде, Марьино, Бутово и т. д. пересядет с автомобиля с ДВС на электрокар.