На днях престижное агентство JATO Dynamics из Великобритании «подбило» общую статистику европейского авторынка за 2017 год. Общая оценка экспертов – «хорошо», так как реализация новых машин по сравнению с 2016-м выросли более чем на 3%, что ненамного уступает докризисному 2007 году, когда общий объем реализации личных транспортных средств превышал 15,5 млн. экземпляров. Однако при этом рост замедлился, ибо в предыдущие годы цифры прибавлялись на 6-9%. И характерно, что основным «балластом» стал все тот же Туманный Альбион – а он, как никак, по объемам является вторым в Европе – потому что спрос на новые авто в этом островном государстве снизился почти на 6%. Аналитики объясняют это Brexit, когда страна решила выйти из Евросоюза. Впрочем, это решение негативно сказалось на всей английской экономике.
Также на темпах роста отрицательно сказался дизельгейт: невзирая на массовые отзывные компании и словесные заверения лидеров автопрома в безопасности выхлопа дизельных двигателей, модели, потребляющие тяжелое топливо, в Старом Свете быстро теряют своих покупателей. Как утверждает JATO Dynamics, спрос на такие авто в прошлом году «минусанул» на 8%, а в общей структуре продаж «дизели» заняли 44%, хотя в 2016-м этот показатель равнялся почти 50%. Причем эта цифра – минимальная за последний десяток лет. Хотя следует признать, что львиная доля автоинструкторов бензиновому мотору по-прежнему предпочтет дизельный вариант. Соответственно, на бензиновые машины пришлось половина продаж против позапрошлогодних 47%, в то время как доля транспорта с альтернативными силовыми установками увеличилась до 5% против 3% в 2016 году. В плане электрокаров и гибридных моделей безоговорочное первое место заняла Норвегия, где в прошлом году покупательский спрос на эти машины составил 52%.
Разумеется, от дизельгейта не мог не пострадать концерн Фольксваген, у которого сбыт самых популярных моделей Пассат, Поло и Гольф несколько просел на 0,25 процентных пункта. Однако в целом немцы добились роста продаж 2%, нарастив годовую реализацию до 3,7 млн. машин за счет марок Сеат и Шкода.
И не нужно быть асом вождения по городу, чтобы догадаться: основными драйверами роста европейского рынка стали кроссоверы, которых было на 1/5 часть продано больше по сравнению с 2016 годом. Причем почетный титул наиболее продаваемого паркетника уже второй год удерживает Nissan Qashqai, что в итоге позволило этой модели войти в ТОП-5 абсолютных бестселлеров, вытеснив из него Корсу. Кроме того, смена поколений для Фольксваген Тигуан и Пежо 3008 тоже пошла им на пользу – рост реализации составил 31 и 123 процентных пункта! Разумеется, автоматически в Европе снизился спрос на среднеразмерные автомобили и легковушки класса С+, однако больше всех пострадали универсалы повышенной вместимости – объем их продаж упал сразу на 15%.
Вышеупомянутую пятерку бестселлеров Старого Света по-прежнему возглавляет Volkswagen Golf, коего в минувшем году было продано свыше 480 тыс. экземпляров. Характерно, что данная модель уже 37 лет не только является лидером рынка Германии, но «бьет» всех конкурентов в соседних Австрии. Второе место занимает Рено Клио – самый популярный автомобиль Франции, Португалии, Словении и Нидерландов, седьмой год подряд возглавляющий местные чарты. Наконец, в странах, имеющих свой автопром, победу одержали локализованные модели – Фиат Панда, Дачия Логан и кроссовер Вольво ХС60, а в Чехии лидирует Шкода Октавия, сумевшая заодно захватить лидерские позиции в Швейцарии, Хорватии и Финляндии.