То, что автомобильная промышленность, как и вся страна в целом, развивалась своим, оригинальным путем, не подлежит сомнению. Уже хотя бы потому, что малолитражки изначально разрабатывались не для массового потребления, а обеспечения партийных боссов средствами передвижения. Поэтому почти все модели отличались хотя и незамысловатостью, зато практичностью и функциональностью. Правда, машины с двухдверным цельнометаллическим несущим типом кузова к этой категории не относятся – они частенько были под угрозой полного исчезновения с территории СССР.
До войны
В этот период в Европе двухдверных машин хватала, причем это были предельно упрощенные и недорогие модели – в Германии в 20-е годы особым спросом пользовались БМВ, Опель и Hanomag. Компактность этих авто, не отличавшихся мощными моторами, позволяет сегодня отнести их к сегменту лоу-кост. Чуть позднее активировался и французский автопром, выпустивший в серию Renault Juvaquatre. Однако история советских двухдверок началась не с этой машины, а с «глобального» Opel Kadett.
Первенцем двухдверки советского автопрома могла стать малолитражка КИМ-10-50, разрабатывавшаяся в стенах Московского автозавода. Причем конструкторам в качестве прообраза было «рекомендовано» взять английский Форд Префект, и довольно быстро появился эскиз двухдверного кузова, по стилистике весьма схожий с ЗИС-101А. Как писал в 1940-м году журнал «За рулем», у новинки большое будущее – он будет обслуживать почтовые перевозки, обеспечивать «внутриколхозные» связи и станет учебной машиной. О последней функции КИМа вряд ли помнит даже самый возрастной инструктор по вождению в Люблино или другом районе столицы. Однако в любом случае из этой истории вышел грандиозный скандал: когда в Соединенных Штатах были уже заказаны чертежи со спецификациями, а также литейные пресс-формы для производства кузова малолитражки, в советской прессе появились сообщения, что конструкторы ухудшили проект, заменив четыре двери на две. Настоящей причиной конфуза было то, что пресса опубликовала информацию раньше, чем модель была утверждена в Кремле. То есть лично Иосифом Сталиным, который, как утверждает легенда, негативно относился к двухдверным вариантам машин.
В итоге КИМ 10-50 в спешном порядке «модернизировали» с учетом мнения вождя всех народов до четырехдверного автомобиля, банально взяв за основу Opel Kadett К38. Однако и эта машина под индексом 10-52 не стала серийной из-за начала Великой Отечественной войны.
После Победы
К проекту массовой малолитражки в СССР вернулись после войны, однако создавать «с чистого ватмана» новую конструкцию никто не собирался – слишком хлопотное это дело, да и долгое. После осмотра КИМ-10-52 и сравнения его с трофейным Опель Кадеттом И. Сталин выбрал четырехдверную модификацию, хотя немцы выпускали и двухдверные. Причем вносить конструкционные изменения в машину всемогущий советский лидер категорически запретил. Таким образом, первая двухдверка у нас появилась только после смерти вождя, но ее «донором» был уже не немецкий, а итальянский автомобиль Fiat 600 с задним расположением двигателя. Эта модель на тот момент имела прогрессивную конструкцию кузова и рациональную компоновку, которая давала возможность увеличивать внутреннее пространство салона и багажного отделения. Однако наши конструкторы взяли за основу лишь общую концепцию малолитражки, поэтому будущий седан Москвич-444 получил третий, выделенный объем. А поскольку спустя некоторое время проект двухдверки от московских конструкторов полностью перешел в ведение Запорожского завода, выпускавшего сельхозтехнику, то серийное производство модели было начато под маркой ЗАЗ-965 «Запорожец».
«Горбатый» получил свое прозвище из-за силуэта, но это не говорит о пренебрежении к первой двухдверке СССР: она позволила обрести личное счастье многим гражданам, полюбившим автомобиль за доступность и неприхотливость. И несмотря на свою аляповатость, он был предметом престижа не только инструктора по вождению в Люблино! Никто не спорит, что проникать в откровенно тесный салон через пару боковых дверей было весьма неудобно, но ведь с этим же недостатком мирились миллионы итальянских автовладельцев, ездивших на схожих Фиатах… Тем не менее, впоследствии «заппор» несколько прибавил в габаритах кузова, также под капот стали ставить более мощные силовые агрегаты. Хотя силовая структура двухдверки от первоначальной разработки ушла не слишком далеко. Тем более, что выбранная конструктора оказалась довольно жесткой. Причем вопрос посадки решался очень просто – переднее сиденье просто снималось. А в некоторых вариантах «Запорожца» пассажирское кресло и вовсе отсутствовало, вместо него появлялся дополнительный багажник.
70-е годы
В это время в СССР состоялось действительно знаковое событие: появился двухдверный ВАЗ-2121 (Нива) с цельнометаллическим кузовом и приводом на все колеса. Вариант с парой дверей был выбран по нескольким причинам. Во-первых, можно было сохранить вполне приемлемую короткую колесную базу, положительно сказывавшуюся на проходимости машины. Во-вторых, пара боковых дверей в сочетании с крышкой багажника, получившей кличку «хлопушка», повышала жесткость на кручение. К тому же затраты на производство данного кузова существенно снижались
Нива очень быстро стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Ценился не комфорт, которого был минимум, а феноменальная проходимость модели, по данному показателю дававшей фору многим «буржуйским» малолитражками. Достаточно сказать, что ВАЗ-2121 долгое время экспортировалась в Швейцарию, где в горах использовалась как развозная почтовая машина.
80-е: закат советских двухдверок
После анализа положительного опыта с Нивой на Волжском автозаводе было принято решение о выпуске машины с передним приводом. А поскольку трехдверные хэтчбеки в Европе в то время пользовались устойчивым спросом, то и советской модели добавили дополнительную дверь. Ориентация на вкусы западных потребителей объяснялась просто: стране нужен был приток валюты, и малолитражки могли его отчасти обеспечивать. К тому же отрабатывать новую технологию на трехдверке было проще, поэтому на закате 1984-го года с конвейера стали сходить ВАЗ-2108, а модификация с пятью дверьми ВАЗ-2109 появилась спустя три года.
Советские автовладельцы «восьмерку» приняли весьма настороженно: передний привод им был малознаком, да и практичность боковых дверей вызывала сомнение. И недоверие к такому типу кузова оказалось оправданным – для того, чтобы посадить пассажира на заднее кресло, приходилось постоянно тревожить либо второго ездока, либо водителя. Плюс у ВАЗ-2108 было то, что так не любят инструкторы по вождению в Люблино наравне с московскими таксистами, а именно широченные двери, осложнявшие парковку. Впрочем, спрос на новую модель в СССР был устойчив: в пору тотального дефицита количество дверей становилось второстепенным вопросом…
На Запорожском автозаводе конструкторы тоже не спали в шапку, разрабатывая первый украинский переднеприводник – хэтчбек ЗАЗ-1102. Его специалисты видели только в трехдвернем варианте. Тем более, что отечественный потребитель, привыкший к «горбатым», не сильно огорчался по данному поводу.
И еще одна малолитражка под именем «Ока», являвшаяся прямым наследником «Запорожцев», была действительно серийным трехдверником. Большее количество дверей «втиснуть» в небольшие габариты малолитражки с 650-кубовым мотором было просто нереально.
Когда СССР развалился, отечественный автопром почти оставил попытки массово производить двух- и трехдверные модели. Что поделать, приходилось считаться с законами рынка. Ведь наши соотечественники постепенно привыкли к комфорту, и большее количество дверей наряду с гидроусилителем, кондиционером и прочим оборудованием стало обязательным условием в любом автомобиле.