8(495)142-78-43
8(926)035-51-34

Есть вопросы? Звоните
ежедневно с 8:00 до 23:00
Главная » Новости » Двухдверки времен СССР: массовые, дешевые и легендарные

  • Двухдверки времен СССР: массовые, дешевые и легендарные

    09.04.2017 Двухдверный ретро-автомобиль

    То, что автомобильная промышленность, как и вся страна в целом, развивалась своим, оригинальным путем, не подлежит сомнению. Уже хотя бы потому, что малолитражки изначально разрабатывались не для массового потребления, а обеспечения партийных боссов средствами передвижения. Поэтому почти все модели отличались хотя и незамысловатостью, зато практичностью и функциональностью. Правда, машины с двухдверным цельнометаллическим несущим типом кузова к этой категории не относятся – они частенько были под угрозой полного исчезновения с территории СССР.

     

    До войны

    В этот период в Европе двухдверных машин хватала, причем это были предельно упрощенные и недорогие модели – в Германии в 20-е годы особым спросом пользовались БМВ, Опель и Hanomag. Компактность этих авто, не отличавшихся мощными моторами, позволяет сегодня отнести их к сегменту лоу-кост. Чуть позднее активировался и французский автопром, выпустивший в серию Renault Juvaquatre. Однако история советских двухдверок началась не с этой машины, а с «глобального» Opel Kadett.

    Первенцем двухдверки советского автопрома могла стать малолитражка КИМ-10-50, разрабатывавшаяся в стенах Московского автозавода. Причем конструкторам в качестве прообраза было «рекомендовано» взять английский Форд Префект, и довольно быстро появился эскиз двухдверного кузова, по стилистике весьма схожий с ЗИС-101А. Как писал в 1940-м году журнал «За рулем», у новинки большое будущее – он будет обслуживать почтовые перевозки, обеспечивать «внутриколхозные» связи и станет учебной машиной. О последней функции КИМа вряд ли помнит даже самый возрастной инструктор по вождению в Люблино или другом районе столицы. Однако в любом случае из этой истории вышел грандиозный скандал: когда в Соединенных Штатах были уже заказаны чертежи со спецификациями, а также литейные пресс-формы для производства кузова малолитражки, в советской прессе появились сообщения, что конструкторы ухудшили проект, заменив четыре двери на две. Настоящей причиной конфуза было то, что пресса опубликовала информацию раньше, чем модель была утверждена в Кремле. То есть лично Иосифом Сталиным, который, как утверждает легенда, негативно относился к двухдверным вариантам машин.

    В итоге КИМ 10-50 в спешном порядке «модернизировали» с учетом мнения вождя всех народов до четырехдверного автомобиля, банально взяв за основу Opel Kadett К38. Однако и эта машина под индексом 10-52 не стала серийной из-за начала Великой Отечественной войны.

     

    После Победы

    К проекту массовой малолитражки в СССР вернулись после войны, однако создавать «с чистого ватмана» новую конструкцию никто не собирался – слишком хлопотное это дело, да и долгое. После осмотра КИМ-10-52 и сравнения его с трофейным Опель Кадеттом И. Сталин выбрал четырехдверную модификацию, хотя немцы выпускали и двухдверные. Причем вносить конструкционные изменения в машину всемогущий советский лидер категорически запретил. Таким образом, первая двухдверка у нас появилась только после смерти вождя, но ее «донором» был уже не немецкий, а итальянский автомобиль Fiat 600 с задним расположением двигателя. Эта модель на тот момент имела прогрессивную конструкцию кузова и рациональную компоновку, которая давала возможность увеличивать внутреннее пространство салона и багажного отделения. Однако наши конструкторы взяли за основу лишь общую концепцию малолитражки, поэтому будущий седан Москвич-444 получил третий, выделенный объем. А поскольку спустя некоторое время проект двухдверки от московских конструкторов полностью перешел в ведение Запорожского завода, выпускавшего сельхозтехнику, то серийное производство модели было начато под маркой ЗАЗ-965 «Запорожец».

    «Горбатый» получил свое прозвище из-за силуэта, но это не говорит о пренебрежении к первой двухдверке СССР: она позволила обрести личное счастье многим гражданам, полюбившим автомобиль за доступность и неприхотливость. И несмотря на свою аляповатость, он был предметом престижа не только инструктора по вождению в Люблино! Никто не спорит, что проникать в откровенно тесный салон через пару боковых дверей было весьма неудобно, но ведь с этим же недостатком мирились миллионы итальянских автовладельцев, ездивших на схожих Фиатах… Тем не менее, впоследствии «заппор» несколько прибавил в габаритах кузова, также под капот стали ставить более мощные силовые агрегаты. Хотя силовая структура двухдверки от первоначальной разработки ушла не слишком далеко. Тем более, что выбранная конструктора оказалась довольно жесткой. Причем вопрос посадки решался очень просто – переднее сиденье просто снималось. А в некоторых вариантах «Запорожца» пассажирское кресло и вовсе отсутствовало, вместо него появлялся дополнительный багажник.

     

    70-е годы

    В это время в СССР состоялось действительно знаковое событие: появился двухдверный ВАЗ-2121 (Нива) с цельнометаллическим кузовом и приводом на все колеса. Вариант с парой дверей был выбран по нескольким причинам. Во-первых, можно было сохранить вполне приемлемую короткую колесную базу, положительно сказывавшуюся на проходимости машины. Во-вторых, пара боковых дверей в сочетании с крышкой багажника, получившей кличку «хлопушка», повышала жесткость на кручение. К тому же затраты на производство данного кузова существенно снижались

    Нива очень быстро стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Ценился не комфорт, которого был минимум, а феноменальная проходимость модели, по данному показателю дававшей фору многим «буржуйским» малолитражками. Достаточно сказать, что ВАЗ-2121 долгое время экспортировалась в Швейцарию, где в горах использовалась как развозная почтовая машина.

     

    80-е: закат советских двухдверок

    После анализа положительного опыта с Нивой на Волжском автозаводе было принято решение о выпуске машины с передним приводом. А поскольку трехдверные хэтчбеки в Европе в то время пользовались устойчивым спросом, то и советской модели добавили дополнительную дверь. Ориентация на вкусы западных потребителей объяснялась просто: стране нужен был приток валюты, и малолитражки могли его отчасти обеспечивать. К тому же отрабатывать новую технологию на трехдверке было проще, поэтому на закате 1984-го года с конвейера стали сходить ВАЗ-2108, а модификация с пятью дверьми ВАЗ-2109 появилась спустя три года.

    Советские автовладельцы «восьмерку» приняли весьма настороженно: передний привод им был малознаком, да и практичность боковых дверей вызывала сомнение. И недоверие к такому типу кузова оказалось оправданным – для того, чтобы посадить пассажира на заднее кресло, приходилось постоянно тревожить либо второго ездока, либо водителя. Плюс у ВАЗ-2108 было то, что так не любят инструкторы по вождению в Люблино наравне с московскими таксистами, а именно широченные двери, осложнявшие парковку. Впрочем, спрос на новую модель в СССР был устойчив: в пору тотального дефицита количество дверей становилось второстепенным вопросом…

    На Запорожском автозаводе конструкторы тоже не спали в шапку, разрабатывая первый украинский переднеприводник – хэтчбек ЗАЗ-1102. Его специалисты видели только в трехдвернем варианте. Тем более, что отечественный потребитель, привыкший к «горбатым», не сильно огорчался по данному поводу.

    И еще одна малолитражка под именем «Ока», являвшаяся прямым наследником «Запорожцев», была действительно серийным трехдверником. Большее количество дверей «втиснуть» в небольшие габариты малолитражки с 650-кубовым мотором было просто нереально.

    Когда СССР развалился, отечественный автопром почти оставил попытки массово производить двух- и трехдверные модели. Что поделать, приходилось считаться с законами рынка. Ведь наши соотечественники постепенно привыкли к комфорту, и большее количество дверей наряду с гидроусилителем, кондиционером и прочим оборудованием стало обязательным условием в любом автомобиле.








Комментарии:

Оставьте свой отзыв!



Нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением



Последние новости:

Как подключить автомагнитолу в салон автомобиля

21.05.2020

Наличие в машине качественной музыки делает поездку веселой и не дает скучать. Если водитель проводит много времени за рулем, ему необходимо наличие качественного звукового оборудования. В комплектации не всегда устанавливаются все необходимые элементы, поэтому для некоторых становится актуальным вопрос — как подключить автомагнитолу в машине. При самостоятельном выполнении работы нужно учитывать, что устройства различаются по виду и размеру, имеют не одинаковый набор проводов. Подробнее

Как работает климат контроль в машине

14.05.2020

Комфортные условия в салоне автомобиля – это задача, с которой все успешнее справляются ведущие инженеры автоконцернов. И не последнюю роль в списке полезного оборудования занимает система климат-контроля, отвечающая за поддержание приятного микроклимата вне зависимости от погодных условий за «бортом» машины. Данные устройства встречаются самого разного типа, и чтобы правильно пользоваться ими, некоторым автовладельцам требуется небольшой ликбез. Подробнее

Как проверить компрессию в цилиндрах двигателя автомобиля

07.05.2020

Правильно проведенная процедура проверки компрессии в моторе способна многое поведать о том, в каком состоянии находятся его механические составляющие. Подобная диагностика дает возможность определять, снижается ли давление из-за неплотного прилегания колец, насколько герметичны клапаны либо прокладки и т. д. И это – без трудоемкой разборки силового агрегата, что дополнительно экономит и деньги. Однако перед тем как проверить компрессию на автомобиле, нужно понять, что под ней подразумевается. Подробнее

Устройство и принцип работы гидроусилителя рулевого управления

30.04.2020

Гидроусилитель руля – устройство, которое на порядок облегчило жизнь водителям. Ведь крутить «баранку» без такого помощника трудно даже на легковом автомобиле. Причем, если раньше с этой задачей более-менее справлялись мужчины, то субтильным дамам оказывалось явно не под силу. Одним словом, данный элемент позволяет снизить уровень физических затрат для управления любым видом транспорта, чем было до его появления. Однако устройство и работа гидроусилителя рулевого управления постоянно трансформировалась, совершенствовалась, пока не доросла до современной системы с электронной «начинкой». Подробнее

Как выбрать автоприцеп

23.04.2020

Функциональный прицеп – хотя и не предмет первой необходимости для владельца легкового автомобиля, но зачастую он становится палочкой-выручалочкой, когда нужно перевести сыпучий груз на дачу, доставить до водоема катер или лодку, снегоход и т. д. Не вдаваясь в исторические подробности появления этого «довеска» к транспортному средству, сразу отметим, что сегодня есть вполне систематизированные представления о том, какие сцепные устройства хуже или лучше, насколько они подходят для конкретной машины, исходя из ее мощности. Подробнее

Зачем нужен спойлер на багажнике?

16.04.2020

Изначально спойлер появился в автоспорте, он должен был улучшать аэродинамические характеристики спорткаров. Однако со временем этот внешний обвес, во многом утратив свое предназначение, в основном стал элементом декора машин. Однако, при желании, такая деталь по-прежнему может стать существенным подспорьем для повышения управляемости, уровня комфорта и общей безопасности транспортного средства. Речь идет о так называемом антикрыле, который устанавливается на багажник. Поэтому, прежде чем классифицировать спойлеры, нужно разобраться в том, чем они отличаются от антикрыльев. Подробнее

Причины перерасхода топлива автомобиля

09.04.2020

Заправлять автомобиль слишком часто никто не хочет, поскольку это на порядок повышает стоимость эксплуатации транспортного средства. Тем более что цены на «дизель» и высокооктановый бензин стабильно ползут вверх не только у нас, но и у соседей по СНГ. Поэтому повышенный расход топлива, причины которого могут лежать в абсолютно разных плоскостях – одна из самых обсуждаемых тем в русскоязычной сети. Причем многие отмечают, что по общим ощущениям «поведение» машины вроде бы не изменилось, однако горючего уходит явно больше, чем заявлено производителем. Подробнее

Как узнать, скручен пробег или нет

28.03.2020

Скрученный пробег на подержанных автомобилях – явление весьма распространенное в России. Поэтому, покупая машину с рук, смотреть на одометр – прибор, который фиксирует пройденное ею расстояние – зачастую бессмысленно. Ведь великое искусство выдавать старый, заезженный транспорт за новенький, появилось еще задолго до первых автомобилей. Для начала нужно изучить основные способы, которыми пользуются мошенники. Подробнее

Даунпайп в автомобиле

28.03.2020

В переводе с английского “даун пайп” означает “водосточная труба”. Предназначение детали в авто – отведение от двигателя выхлопных газов. Даунпайп устанавливается сразу за турбиной, правее двигателя. Он выводит газы в выхлопную систему. Даунпайн изготавливается из прочных, устойчивых к высоким температурам, металлов. Делается под заказ и зависит от модели автомобиля, конструкции его выхлопной системы, особенностей двигателя и указанных владельцем параметров. Подробнее

Принцип работы электромобиля

27.03.2020

В свете современных тенденций развития «зеленого» транспорта, практически все ведущие автопроизводители занимаются разработкой и выпуском электромобилей. По сути, это такая же легковая машина с комфортабельным салоном, развивающая приличную скорость. В отличие от автомобилей, работающих за счет двигателя внутреннего сгорания, электромобиль приводится в движение одним или несколькими электродвигателями. Они работают за счет независимых энергоисточников, обычно аккумуляторов, конденсаторов, топливных элементов. Подробнее

Система “Умный светофор”

27.03.2020

Скорость развития коммуникативных систем в «умных» городах мира принесло в жизнь населения немало технологических новинок, повышающих безопасность жизни и передвижения по дорогам. К одной из таких разработок относится система «Умный светофор». Информация о том, что такое умный светофор, а также история создания проекта вызывает интерес у обычных горожан и пользователей интернета. В чем преимущества системы над традиционными средствами обеспечения безопасности на дорогах, и туда ли идут деньги инвесторов и налогоплательщиков? Подробнее

Нужны ли права на квадроцикл

27.03.2020

Квадроцикл – удобное транспортное средство для передвижения по пересеченной местности. В нормативных актах название квадроцикл не упоминается. Так нужны ли права на квадроцикл? По классификатору он относится к мототранспортным четырехколесным средствам передвижения. Права на управление мотовездеходом обязательны согласно Постановлению Правительства РФ № 796 от 12 июля 1999 года. Подробнее

Нужны ли права на снегоход

26.03.2020

Обычно снегоходы, квадроциклы и прочие транспортные средства повышенной проходимости эксплуатируются в безлюдных зонах. Однако это не означает, что управлять ими можно без специального документа, предполагающего хорошее знание российских Правил и наличие устойчивых практических навыков. В частности, на снегоход нужны права категории А1, отмеченные в удостоверении тракториста-машиниста (УТМ). Соответственно, без него садиться за руль механизмов, называющихся мотовнедорожниками, запрещено. Подробнее

Что делать, если потерял ключ от автомобиля

26.03.2020

Статистика – вещь упрямая. Именно она утверждает, что чаще всего люди теряют ключи от автомобилей. Мало приятного, когда случайно не обнаруживаешь других вещей, например, техпаспорта, страхового полиса, прав. Но здесь ясно и понятно, куда бежать и какие бумаги заполнять. С ключом все гораздо сложнее. Ведь он может просто выпасть из кармана, а может быть специально украден для дальнейшего угона авто. Подробнее

Что делать если приходит штраф на проданную машину?

25.03.2020

Процедура купли-продажи автомобилей в России, что бы там ни говорили, вполне себе либеральна. По крайней мере, продавец может присутствовать в отделении ГИБДД в момент перерегистрации на свое имя автомобиля покупателем, но имеет право и не делать этого. Обычно стороны действуют по простой схеме: заключается договор, передаются деньги, и новый владелец транспортного средства спокойно уезжает восвояси. Увы, такая простота имеет и другую, неприятную сторону – через какое-то время некоторым продавцам начинают приходить штрафы за нарушение ПДД. И что делать бывшим хозяевам легковых авто в данной ситуации? Подробнее



Все новости



Лучшие инструкторы по вождению:

    Автоинструктор Ольга Ольга
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, ЮВАО, Видном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Яна Яна
    АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Наталья Наталья
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, Балашихе, Железнодорожном, Реутове

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Юлия Юлия
    АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Алина Алина
    МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Светлана Светлана
    АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Наталья Наталья
    АКПП: Chevrolet AveoОбучает в СЗАО, Красногорске, Нахабино

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Анатолий Анатолий
    МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Оксана Оксана
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Chevrolet LanosОбучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Юлия Юлия
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Daewoo NexiaОбучает в Химках, САО, СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Евгений Евгений
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, Химках, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Оксана Оксана
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Екатерина Екатерина
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО, САО, Химках, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Дмитрий Дмитрий
    АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Дмитрий Дмитрий
    МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах

    ОТЗЫВЫ




Поиск по сайту Автоинструктор199

Последние комментарии:

Анна
Наталья-прекрасный инструктор! Настоящий профессионал. Даёт ценные рекомендации во время занятий, помогает разобраться со всеми нюансами вождения. Доброжелательная, терпеливая, спокойная, занимаюсь с удовольствием и всем рекомендую!

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Наталья

Ольга
Выражаю огромную благодарностьНаталье!Наталья отличный профессионал и спокойный терпиливый человек.После её уроков всегда находишься в хорошем настроении.Всем рекомендую Наталью!

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Наталья

Алёна
Хотела бы выразить благодарность Анатолию) обратилась к данному инструктору в процессе своего ознакомления с экзаменационным маршрутом Строгино. Занятия оказались очень продуктивны, инструктор спокойный, уверенный, уравновешенный, обладает собственным профессиональным подходом, услышала от него много действительно нужных, дельных советов. Сразу же обращает внимание на допускаемые ошибки, абсолютно все замечания были озвучены по существу. Отдельно бы хотелось отметить машину, на которой проводятся занятия: понадобилось минимальное время, чтобы привыкнуть к органам управления и особенностям, какие-либо претензии в этой части отсутствуют. В результате я очень советую обращаться именно к этому инструктору и внимательно слушать все его рекомендации, они очень пригодятся как в рамках экзамена, так и после получения прав)

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Анатолий


Свежие видеоуроки:

Занятие от 18.02.2020 на АКПП. Пяловский маршрут, развороты. Автоинструктор Дмитрий


Занятие от 11.02.2020 на МКПП. Лобненский маршрут, заснеженная дорога. Автоинструктор Алина

Видеоотзывы:


Подобрать инструктора

по районам Москвы:



в Московской области:






Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение


© 2020, Все права защищены.
Автоинструктор 199