8(495)142-78-43
8(926)035-51-34

Есть вопросы? Звоните
ежедневно с 8:00 до 23:00
Главная » Новости » Двухдверки времен СССР: массовые, дешевые и легендарные

  • Двухдверки времен СССР: массовые, дешевые и легендарные

    09.04.2017 Двухдверный ретро-автомобиль

    То, что автомобильная промышленность, как и вся страна в целом, развивалась своим, оригинальным путем, не подлежит сомнению. Уже хотя бы потому, что малолитражки изначально разрабатывались не для массового потребления, а обеспечения партийных боссов средствами передвижения. Поэтому почти все модели отличались хотя и незамысловатостью, зато практичностью и функциональностью. Правда, машины с двухдверным цельнометаллическим несущим типом кузова к этой категории не относятся – они частенько были под угрозой полного исчезновения с территории СССР.

     

    До войны

    В этот период в Европе двухдверных машин хватала, причем это были предельно упрощенные и недорогие модели – в Германии в 20-е годы особым спросом пользовались БМВ, Опель и Hanomag. Компактность этих авто, не отличавшихся мощными моторами, позволяет сегодня отнести их к сегменту лоу-кост. Чуть позднее активировался и французский автопром, выпустивший в серию Renault Juvaquatre. Однако история советских двухдверок началась не с этой машины, а с «глобального» Opel Kadett.

    Первенцем двухдверки советского автопрома могла стать малолитражка КИМ-10-50, разрабатывавшаяся в стенах Московского автозавода. Причем конструкторам в качестве прообраза было «рекомендовано» взять английский Форд Префект, и довольно быстро появился эскиз двухдверного кузова, по стилистике весьма схожий с ЗИС-101А. Как писал в 1940-м году журнал «За рулем», у новинки большое будущее – он будет обслуживать почтовые перевозки, обеспечивать «внутриколхозные» связи и станет учебной машиной. О последней функции КИМа вряд ли помнит даже самый возрастной инструктор по вождению в Люблино или другом районе столицы. Однако в любом случае из этой истории вышел грандиозный скандал: когда в Соединенных Штатах были уже заказаны чертежи со спецификациями, а также литейные пресс-формы для производства кузова малолитражки, в советской прессе появились сообщения, что конструкторы ухудшили проект, заменив четыре двери на две. Настоящей причиной конфуза было то, что пресса опубликовала информацию раньше, чем модель была утверждена в Кремле. То есть лично Иосифом Сталиным, который, как утверждает легенда, негативно относился к двухдверным вариантам машин.

    В итоге КИМ 10-50 в спешном порядке «модернизировали» с учетом мнения вождя всех народов до четырехдверного автомобиля, банально взяв за основу Opel Kadett К38. Однако и эта машина под индексом 10-52 не стала серийной из-за начала Великой Отечественной войны.

     

    После Победы

    К проекту массовой малолитражки в СССР вернулись после войны, однако создавать «с чистого ватмана» новую конструкцию никто не собирался – слишком хлопотное это дело, да и долгое. После осмотра КИМ-10-52 и сравнения его с трофейным Опель Кадеттом И. Сталин выбрал четырехдверную модификацию, хотя немцы выпускали и двухдверные. Причем вносить конструкционные изменения в машину всемогущий советский лидер категорически запретил. Таким образом, первая двухдверка у нас появилась только после смерти вождя, но ее «донором» был уже не немецкий, а итальянский автомобиль Fiat 600 с задним расположением двигателя. Эта модель на тот момент имела прогрессивную конструкцию кузова и рациональную компоновку, которая давала возможность увеличивать внутреннее пространство салона и багажного отделения. Однако наши конструкторы взяли за основу лишь общую концепцию малолитражки, поэтому будущий седан Москвич-444 получил третий, выделенный объем. А поскольку спустя некоторое время проект двухдверки от московских конструкторов полностью перешел в ведение Запорожского завода, выпускавшего сельхозтехнику, то серийное производство модели было начато под маркой ЗАЗ-965 «Запорожец».

    «Горбатый» получил свое прозвище из-за силуэта, но это не говорит о пренебрежении к первой двухдверке СССР: она позволила обрести личное счастье многим гражданам, полюбившим автомобиль за доступность и неприхотливость. И несмотря на свою аляповатость, он был предметом престижа не только инструктора по вождению в Люблино! Никто не спорит, что проникать в откровенно тесный салон через пару боковых дверей было весьма неудобно, но ведь с этим же недостатком мирились миллионы итальянских автовладельцев, ездивших на схожих Фиатах… Тем не менее, впоследствии «заппор» несколько прибавил в габаритах кузова, также под капот стали ставить более мощные силовые агрегаты. Хотя силовая структура двухдверки от первоначальной разработки ушла не слишком далеко. Тем более, что выбранная конструктора оказалась довольно жесткой. Причем вопрос посадки решался очень просто – переднее сиденье просто снималось. А в некоторых вариантах «Запорожца» пассажирское кресло и вовсе отсутствовало, вместо него появлялся дополнительный багажник.

     

    70-е годы

    В это время в СССР состоялось действительно знаковое событие: появился двухдверный ВАЗ-2121 (Нива) с цельнометаллическим кузовом и приводом на все колеса. Вариант с парой дверей был выбран по нескольким причинам. Во-первых, можно было сохранить вполне приемлемую короткую колесную базу, положительно сказывавшуюся на проходимости машины. Во-вторых, пара боковых дверей в сочетании с крышкой багажника, получившей кличку «хлопушка», повышала жесткость на кручение. К тому же затраты на производство данного кузова существенно снижались

    Нива очень быстро стала популярной не только в СССР, но и за рубежом. Ценился не комфорт, которого был минимум, а феноменальная проходимость модели, по данному показателю дававшей фору многим «буржуйским» малолитражками. Достаточно сказать, что ВАЗ-2121 долгое время экспортировалась в Швейцарию, где в горах использовалась как развозная почтовая машина.

     

    80-е: закат советских двухдверок

    После анализа положительного опыта с Нивой на Волжском автозаводе было принято решение о выпуске машины с передним приводом. А поскольку трехдверные хэтчбеки в Европе в то время пользовались устойчивым спросом, то и советской модели добавили дополнительную дверь. Ориентация на вкусы западных потребителей объяснялась просто: стране нужен был приток валюты, и малолитражки могли его отчасти обеспечивать. К тому же отрабатывать новую технологию на трехдверке было проще, поэтому на закате 1984-го года с конвейера стали сходить ВАЗ-2108, а модификация с пятью дверьми ВАЗ-2109 появилась спустя три года.

    Советские автовладельцы «восьмерку» приняли весьма настороженно: передний привод им был малознаком, да и практичность боковых дверей вызывала сомнение. И недоверие к такому типу кузова оказалось оправданным – для того, чтобы посадить пассажира на заднее кресло, приходилось постоянно тревожить либо второго ездока, либо водителя. Плюс у ВАЗ-2108 было то, что так не любят инструкторы по вождению в Люблино наравне с московскими таксистами, а именно широченные двери, осложнявшие парковку. Впрочем, спрос на новую модель в СССР был устойчив: в пору тотального дефицита количество дверей становилось второстепенным вопросом…

    На Запорожском автозаводе конструкторы тоже не спали в шапку, разрабатывая первый украинский переднеприводник – хэтчбек ЗАЗ-1102. Его специалисты видели только в трехдвернем варианте. Тем более, что отечественный потребитель, привыкший к «горбатым», не сильно огорчался по данному поводу.

    И еще одна малолитражка под именем «Ока», являвшаяся прямым наследником «Запорожцев», была действительно серийным трехдверником. Большее количество дверей «втиснуть» в небольшие габариты малолитражки с 650-кубовым мотором было просто нереально.

    Когда СССР развалился, отечественный автопром почти оставил попытки массово производить двух- и трехдверные модели. Что поделать, приходилось считаться с законами рынка. Ведь наши соотечественники постепенно привыкли к комфорту, и большее количество дверей наряду с гидроусилителем, кондиционером и прочим оборудованием стало обязательным условием в любом автомобиле.








Комментарии:

Оставьте свой отзыв!



Нажимая на кнопку "Отправить", вы соглашаетесь с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением



Последние новости:

Как научиться трогаться на МКПП и АКПП

23.01.2020

Самый первый шаг в искусстве управления автомобилем – трогание с места и полная остановка. И когда человек покупает первую в своей жизни машину, очень важно определиться с выбором коробки передач – «умной» автоматической или классической МКПП. Обычно начинающим водителям проще управляться с «автоматом», однако и здесь есть свои нюансы. Подробнее

Как почистить инжектор самостоятельно

21.01.2020

Промывка форсунок автомобиля – дело непростое. Многие задаются вопросом: а реально ли в гаражных условиях провести эту процедуру эффективно и самостоятельно, без помощи знающих специалистов? Все не так однозначно, но все-таки в своей массе это не является запредельной для понимания проблемой. Тем не менее, чтобы избежать критических ошибок, нужно хорошо знать особенности своей машины... Подробнее

Методы устранения скрипов в салоне автомобиля

15.01.2020

Современные автомобили состоят из пластика и металла. И при соприкосновении эти материалы издают звуки, не всегда приятные для водителя и пассажиров. Именно поэтому многих автовладельцев интересует эффективное устранение скрипов в салоне автомобиля. Подробнее

Все об износе амортизаторов

27.12.2019

Из-за плохих климатических условий и частых выбоин на дорогах происходит износ амортизаторов. На них приходится вся нагрузка в зимнее время. Ездить с поврежденными амортизаторами опасно, а выявить признаки выхода из строя может не каждый водитель. Подробнее

Инжектор и карбюратор: в чем разница

25.12.2019

В старых автомобилях установлены карбюраторные двигатели, в современных – инжекторные. Обе системы позволяют управлять мощностью машины и расходом топлива. Но не все водители знают, чем отличается инжектор от карбюратора. Подробнее

Как устроен инжектор и принцип его работы

20.12.2019

Карбюраторные автомобили давно сменили более мощные инжекторные. Но принцип работы этой системы пока знают не все водители. Устройство инжектора не сложное, достаточно разобраться в его деталях и их функционировании. Подробнее

Особенности вождения в темное время суток

19.12.2019

Вождение в темное время суток связано со многими трудностями и опасностями для водителя. Важно подготовиться к ночной поездке заранее, строго следовать выбранному маршруту и придерживаться рекомендаций опытных автовладельцев. Особенности вождения ночью... Подробнее

Причины вибрации автомобиля при движении на скорости

09.12.2019

Вибрация, независимо от скорости передвижения – повод для беспокойства любого опытного водителя. Ведь он-то знает, что она свидетельствует об износе, а то и поломке какой-либо детали. И неважно, колесные диски это, неравномерный износ шин, отработавшие свой ресурс подшипники или просто налипший на колеса снег – результатом рано или поздно может стать аварийная ситуация. Подробнее

Причины вибрации кузова автомобиля

09.12.2019

Опытные автовладельцы знают, что в любом транспортном средстве заложен стандартный уровень вибрации. Например, на холостых оборотах у автомобилей ВАЗ он в 3 раза выше, чем у линейки машин Мерседес-Бенц. Разумеется, сравниваются модели одного и того же года выпуска. Причем они абсолютно надежны в плане безопасности. Подробнее

Причины вибрации автомобиля на холостых

09.12.2019

При холостом ходе рычаг на КПП выставлен в нейтральное положение, а система сцепления отключена. Соответственно, крутящий момент не передается на ходовую часть машины. Вне зависимости от того, карбюраторный это мотор или дизельный, двигатель не глохнет при 850 оборотах в минуту. Однако очень часто и на малых, и на холостых оборотах все более ощутимой становится вибрация кузова. Эта неисправность не просто создает дискомфорт, но и иные, куда более существенные проблемы. Подробнее

Почему вибрирует руль автомобиля?

09.12.2019

Если даже плохая сборка салона машины – а она проявляет себя в дребезжании пластиковых элементов и стекол – сильно раздражает автовладельцев, то вибрация руля автомобиля способна запросто довести их до нервного тика. Это очень назойливый процесс! Между тем это действительно серьезная неисправность, требующая немедленного ремонта. Причем самостоятельно проводить его нет смысла, так как совладать с бедой не получится, причин бывает много. Подробнее

Вибрация машины при старте — выявляем причину

03.12.2019

Бывает так, что когда водитель, выжав сцепление, пытается тронуться, сразу чувствуется вибрация кузова, отдающая и в руль. И многие автовладельцы долго не могут понять, в чем же суть этой довольно распространенной проблемы. Основных причин для нее несколько – сцепление, двигатель и пр. Поэтому следует внимательно изучить неисправности. Подробнее

Что является источником вибрации при торможении?

03.12.2019

Вибрация автомобиля при торможении часто проявляет себя даже на только что приобретенных машинах разной ценовой категории. Симптомы такие: чем выше динамика, при которой осуществляется торможение, тем меньше комфорта. Причем биения могут быть не только по кузову и рулевому колесу, но и на тормозной педали. Обычно источник вопроса автомеханики ищут в колодках либо тормозных дисках, однако есть и другие варианты... Подробнее

Причины вибрации автомобиля при разгоне

03.12.2019

Опытный водитель, чувствуя, что при наборе скорости автомобиля проявляется вибрация, немедленно поедет в техцентр или станет искать неисправности сам. Ведь подобная проблема требует немедленного устранения. И дело не только в том, что рулевое колесо неприятно бьет в руку, но и в снижении курсовой устойчивости машины. Вдобавок вибрация автомобиля при разгоне довольно быстро прогрессирует и способна привести к недешевому ремонту. Подробнее

Замерзла незамерзайка в бачке: советы опытных водителей

03.12.2019

Зима может прийти неожиданно не только для человека, но и для автомобиля. Иногда водитель сталкивается с ситуацией, когда замерзла незамерзайка – что делать в этом случае подскажут опытные автовладельцы. Причины замерзания... Подробнее



Все новости



Лучшие инструкторы по вождению:

    Автоинструктор Наталья Наталья
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, Балашихе, Железнодорожном, Реутове

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Юлия Юлия
    АКПП: Chevrolet Lacetti МКПП: Chevrolet LanosОбучает в ВАО, ЮВАО, Люберцах, Реутове, Железнодорожном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Алина Алина
    МКПП: Chevrolet Lanos АКПП: Kia Spectra Обучает в САО, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Светлана Светлана
    АКПП: Chevrolet Lacetti Обучает в СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Наталья Наталья
    АКПП: Chevrolet AveoОбучает в СЗАО, Красногорске, Нахабино

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Анатолий Анатолий
    МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Оксана Оксана
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Chevrolet LanosОбучает в СВАО, Мытищах, Королёве, Пушкине

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Юлия Юлия
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Daewoo NexiaОбучает в Химках, САО, СЗАО

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Евгений Евгений
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, Химках, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Оксана Оксана
    АКПП: Kia Spectra МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в ЮАО, ЮЗАО, Видном, Подольске

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Екатерина Екатерина
    АКПП: Hyundai Accent МКПП: Daewoo Nexia Обучает в СЗАО, САО, Химках, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Дмитрий Дмитрий
    АКПП: Volkswagen Golf МКПП: Chevrolet Lanos Обучает в СВАО, САО, СЗАО, Долгопрудном

    ОТЗЫВЫ
    Автоинструктор Дмитрий Дмитрий
    МКПП:Lada Granta Обучает в ЮВАО, Люберцах

    ОТЗЫВЫ




Поиск по сайту Автоинструктор199

Последние комментарии:

А**у
Хочу начать с того, что у меня права 2 года, училась в автошколе, и я боялась ездить и парковаться. Но Наталья доходчиво и спокойно объяснила, и у меня всё получилось. После 4-х занятий стала чувствовать себя уверенней за рулём. Наталья, замечательная, отдельное спасибо за терпение! Желаю удачи на дорогах!

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Наталья

Ольга
Хочу сказать огромное СПАСИБО Светлане! После занятия с ней сдала экзамен и получила заветные права! Она не только проработала со мной весь маршрут, но и помогла подготовиться морально и психологически. Светлана очень добродушный и позитивный человек! Поправит если что не так, а если правильно выполняешь похвалит,это очень важно. Очень рекомендую, лучший автоинструктор!!!

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Светлана

Анастасия
Алина - очень внимательный инструктор. Я чувствовала себя очень комфортно, Алина объясняет все доступно. Тренировались на Лобненском маршруте, мне объяснили все возможные хитрости маршрута для сдачи. Спасибо!

* * *

Отзыв размещен на странице Автоинструктор Алина


Видеоотзывы:


Подобрать инструктора

по районам Москвы:



в Московской области:






Политика конфиденциальности и Пользовательское соглашение


© 2019, Все права защищены.
Автоинструктор 199