Автомобильного дизайнера из Дании Хенрик Фискер нельзя назвать удачливым предпринимателем, ибо его компания объявила себя банкротом три года назад. Одной из причин фиаско был гибридный седан Karma, у которого выявились серьезные проблемы с АКБ. Поэтому часть электромобилей пришлось отзывать. Однако этот неугомонный человек недавно объявил, что его новая фирма Fisker Inc. разрабатывает электромобиль, тизеры которого уже появились в свободном доступе.
Искушенные автоэксперты, знакомые с предыдущими творениями датчанина, говорят, что это будет сиквел Karma. То есть нас снова ждет седан с обтекаемыми линиями кузова и подъемными дверями. Не повторится ли ошибка с тяговыми батареями? Х. Фискер утверждает, что нет, потому что в них будет использован революционный метод хранения энергии – чудо-конденсаторы, созданные с применением двухмерного кристалла углерода (графена). Этот материал отличается толщиной всего в один атом является лидером по такому показателю, как подвижность электронов. При этом графен чрезвычайно теплопроводим и прочен.
Над данной технологией трудятся специалисты дочернего предприятия Fisker Inc. В числе разработчиков числятся несколько исследователей Калифорнийского университета, имеющие патенты в сфере суперконденсаторов с графеновыми электродами. Вообще, тема графена спровоцировала настоящий бум в ученой среде, особенно после того, как два специалиста Чикагского университета в 2010-м году получили Нобелевскую премию за опыты с новым материалом.
Еще одна важная особенность суперконденсаторов (ионисторов) в их способности очень быстро заряжаться и разряжаться, что было доказано на практике в ходе автомобильного марафона «24 часа Ле-Мана». Правда, плотность энергии в новых батареях невысока даже по сравнению с литий-ионными АКБ. Графеновые электроды существенно повышают данный показатель в 2,5-3 раза, но этого недостаточно, чтобы конкурировать с современными накопителями энергии. В теории рост плотности энергии может дойти до 170 Вт∙ч/кг, что все равно примерно на 30 Вт∙ч/кг ниже, чем у современных батарей.
Топ-менеджер из команды Фискера, работающей над ионисторами, уверяет в успешном продвижении работ, но каких-либо деталей не оглашает. Дескать, уникальность ноу-хау требует строгого соблюдения коммерческой тайны. Однако в компании никто не скрывает, что запаса энергии в новых батареях создаваемого автомобиля будет хватать как минимум на 600 км пути. Поэтому любая автоинструктор-женщина может быть уверена: на рабочую смену одной зарядки АКБ хватит с лихвой.
И якобы решена еще одна кардинальная проблема, заключающаяся в отсутствии промышленных установок, способных в нужных масштабах производить графен. Правда, сам Фискер заявляет: установка уже спроектирована, и она позволит получать революционный материал с чрезвычайно низкой себестоимостью.