Издание «Ведомости» 14 мая сообщило, что Россия намерена сотрудничать с иностранными автомобильными партнерами, предлагая им открывать в РФ «центры инновации». После принятия соглашений о промышленной сборке, позволяющих ввозить товары беспошлинно или по минимальной ставке, отношения с ведущими автоконцернами значительно укрепились. Многие глобальные производители транспортных средств уже активно размещают в России свои заводы, создают сотни рабочих мест, выдают лицензии на сборку авто местными предприятиями.
Теперь правительство рассматривает предложение о выдаче разрешения на открытие и развитие центров проведения научно-исследовательских и конструкторских работ. Предполагается, что старт работы будет сопряжен с исследованием и разработкой ныне существующих специализированных областей автомеханики. Затем центры инновации переключатся на решение других перспективных вопросов, которые могут принести выгоду сразу нескольким странам.
Эксперты уже установили, что первыми на повестке дня появятся проблемы автоматических систем помощи водителю, а также беспилотных автомобилей. На эту отрасль возложены значительные надежды во всем мире, а в достижение новых результатов – средства. Считается, что беспилотное управление способно помочь проводить обучение безопасному вождению автомобиля для новичков. Поскольку российские автобренды не могут тратить миллионы на внедрение инноваций, шанс получить новые технологии за счет размещения центров на своей территории становится отличной перспективой.
Ныне существующие в РФ инновационные центры занимаются в основном адаптацией автомобилей к местным климатическим условиям, которые оказывают существенное влияние на некоторые механизмы. Если список задач будет расширен, это может привести к существенному повышению качества взаимодействия между местными конструкторами и их зарубежными коллегами.
Представитель Министерства промышленности РФ отметил, что о массовом создании инновационных центров говорится уже давно. Упрощение режима ввоза запчастей было лишь шагом на пути улучшения взаимоотношений, налаживания партнерских контактов. Он также сообщил, что необходимы дальнейшие шаги со стороны правительства – в частности, налоговые льготы. Только в этом случае можно будет говорить о настоящей рентабельности.
К сожалению, специалисты автомобильной отрасли пока что не уверены, получилось ли убедить иностранных коллег в важности тесного взаимодействия. Условия российского климата и жизненного уклада не требуют сильных изменений, как индийские или японские. Соответственно, российский автовладелец может пользоваться авто с минимальной адаптацией.