В советское время на рубль можно было купить около 7 литров бензина, однако тогда и машину позволить себе мог только очень обеспеченный человек. Сейчас ситуация пришла к полной противоположности: автомобиль есть у каждой второй семьи, а цены на бензин взлетели во много раз – именно поэтому вопрос экономии бензина становится очень актуальным.
Большая часть «энергии» затрачивается на старт и набор скорости, то есть на первые несколько секунд езды. Резкий старт заставляет систему гораздо энергичнее потреблять горючее, равно как и спонтанное торможение. Поэтому желательно не перегружать авто, отдавая предпочтение мягкому старту и плавному набору оптимального скоростного режима. Есть мнение, что опытный водитель очень редко использует педаль тормоза, предпочитая ее только при необходимости полностью остановиться – для машины это очень благоприятно. Прогрев двигателя – это запуск мотора «вхолостую», который абсолютно необходим только в холодное время года. Что касается летнего периода, для разгона достаточно будет всего лишь одной минуты, после чего смело можно трогаться с места.
На высокой скорости повышается также аэродинамическое сопротивление. По статистике, на скорости 110 км/час примерно на четверть больший расход топлива, чем на скорости 90 км. Одновременно с этим более низкая скорость тоже не так уж хороша, поскольку при ее использовании количество бензина расходуется точно такое же. Наихудший вариант – движение в пробке, где автомобиль вынужден рывкообразно дергаться, то останавливаясь, то вновь стартуя. Конечно, для городских заторов стоит выбирать автомат, а не механику, поскольку для водителя этот вариант будет намного более удобным.
Достаточно большой объем топлива расходуется на поддержание работы электроприборов, особенно если они работают одновременно. Это может быть свет, щетки, обогрев зеркал и сидений. Особенно злостный пожиратель бензина – кондиционер. Поэтому рекомендуется при любой возможности выключать его – например, если водитель останавливается на полчаса перекусить и попить кофе. Отличным вариантом также будет сменить классические фары на ксенон – это сразу даст заметное уменьшение расхода топлива.
Своевременное переключение передач приходит с опытом, однако это очень важное умение. Если опоздать на несколько секунд, автомобилю приходится подгазовывать, что сопряжено с усилением потребления бензина. Также важно контролировать тахометр и следить, чтобы обороты двигателя не пересекали отметку в 3000 оборотов. Об этом скажет любой инструктор по вождению: площадка не предполагает большого разгона, а вот на загородной трассе этот совет очень пригодится.
Влияет на потребление топлива техническое состояние автомобиля: можно заметить, что после комплексного ремонта машина начинает «кушать» гораздо меньше. Кстати, повышение аппетита может быть одним из признаков того, что машина нуждается в проверке. Есть и общеизвестная истина: массивные автомобили требуют больше бензина, чем легкие.