Как проверить лямбда зонд: способы проверки

Строение кислородного датчика

Содержание:

В отличие от карбюраторных, инжекторные двигатели более экономичны. В любом случае, все ТС оснащены датчиками разного назначения. Если профессиональные автовладельцы разбираются в них, то новичкам приходится сложно. К примеру, датчик остаточного кислорода влияет на смесеобразование. Он, как и любой элемент системы, иногда ломается. Рассмотрим, как проверить лямбда зонд на работоспособность, что для этого нужно сделать, и с помощью каких средств.

Лямбда зонд - это?

Прежде чем понять, как проверить лямбда зонд, необходимо узнать, что это. Как было уже сказано, λ-зонд измеряет концентрацию кислорода в выхлопе. Замеры воздуха проводятся нестандартно. Можно сравнить этот датчик с дыхательной системой человека.

Устройство находится в выпускном коллекторе и принадлежит выхлопной системе авто. При поломке оно провоцирует множество негативных факторов: большой расход топлива, сильный выхлоп, нестабильность работы «движка». Если водитель заметил, что мотор стал менее мощным, то в первую очередь нужно проверить λ-зонд.

Всего в автомобиле может быть от одного до четырех зондов. Они нужны для определения высокой точности анализа выхлопа. Если прибор показывает высокое содержание кислорода, значит, следует увеличить количество топлива, и наоборот.

Многие спрашивают, как проверить работу лямбда зонда, если их два? В этом случае проверке подвергаются оба. Зачем в машине два датчика? Первый из них анализирует оптимальный состав смеси, а второй проверяет корректность работы катализатора. Датчики могут быть установлены под днищем авто или под капотом. Если водителю нужно знать их точное расположение, то рекомендуется заехать в СТО и попросить снимок дна с отметками зондов.

Нужно понимать, что время от времени датчики выходят из строя. И избежать проблем не получится. Ошибочно полагать, что маленький лямбда зонд не требует к себе внимания. Средняя продолжительность их жизни, при езде на российском бензине, составляет от 40 тыс. до 100 тыс. пробега. Чтобы увеличить срок службы, нужно заливать качественное топливо без примесей. При выходе из строя водителю придется менять детали на новые. Стоимость датчиков на Ваз составляет до 2000 рублей. Для иномарок цена выше, самый бюджетный вариант предлагается минимум за 3500 рублей.

Принцип работы датчика

Сегодня на автомобилях могут использоваться разные виды «кислородников». Чтобы понять, как проверить работает ли лямбда зонд, нужно изучить его принцип работы. Сам датчик состоит из нагревательного элемента, нескольких электродов и электролита. Функционирование λ-зонда простое, но имеет свои нюансы.

Чтобы прибор определил «неправильность» показаний, ему нужно полученные результаты с чем-то сравнить. Поэтому он замеряет сам воздух и газы, оставшиеся после сгорания топливовоздушной смеси (ТВС). Результаты измерений передаются в виде импульсов на ЭБУ. Здесь в работу вступают электроды, которые проводят замеры, вступая в реакцию с кислородом и выхлопом. Импульс отправляется на ЭБУ, где тот сравнивает результаты с данными «в памяти».

Сейчас на многих авто выхлопная система оснащена двумя датчиками. Они и замеряют остаточный кислород, и оценивают эффективность работы нейтрализатора. Благодаря этой системе окружающая среда не так сильно загрязняется. Но если автовладелец пару раз заправит авто низкокачественным топливом, то нейтрализатор сломается. Даже если соблюдать все правила по эксплуатации системы, нейтрализатор все равно может стать неисправным, т.к. он имеет определенный рабочий ресурс.

Разновидности

Много кислородных датчиков

Как проверить датчик лямбда зонд своими руками? Этот вопрос интересует многих, но для самостоятельной диагностики нужно разбираться в видах λ-зондов.

Самым востребованным видом считается циркониевая модель. Она работает по принципу гальванического элемента. Наконечник покрывают экраны из платиновых электродов. Если датчик не прогреется до определенной t°, то он не сможет правильно функционировать.

Титановые модели схожи с циркониевыми. Их рабочая t° составляет 700 градусов. Предусмотрено обязательное наличие нагревательного элемента. Данный датчик имеет сложную конструкцию. Его установка обходится дорого, поэтому широкого распространения не имеет.

Существует широкополосный датчик, который отличается от титанового и циркониевого двумя камерами. В измерительной камере поддерживается состав газов. Насосная камера ликвидирует излишки кислорода из обедненной смеси и, наоборот, пополняет богатую смесь кислородом извне.

Признаки неисправности

Чтобы понять, как проверить датчик лямбда зонд, необходимо знать все признаки неисправности. Водитель должен насторожиться, если заметит странности в работе двигателя. Поломка может образоваться в любой момент по следующим причинам:

восклицательный знак Изнашивание элементов системы.

восклицательный знак Разгерметизация корпуса авто.

восклицательный знак Попадание воздуха (газов) внутрь топливной системы.

восклицательный знакОтсутствие связи с ЭБУ.

восклицательный знак Нестабильные холостые обороты.

восклицательный знак Перегрев датчика по разным причинам и пр.

Указанные в списке признаки говорят о том, что идет медленное «угасание» работы λ-зонда.

Первое время датчик работает нерегулярно, то есть сигналы для ЭБУ не передаются. Показатели меняются, колебания расширяются, при этом качество бензина снижается, заставляя «движок» дергаться. После этого владелец слышит хлопки в моторе, на панели приборов мигает соответствующий значок. Датчик, переставая работать, будет сообщать об этом. Если игнорировать «симптомы», мощность авто снизится настолько, что движок будет издавать сильные хлопки.

Если двигатель перегреется, то система сломается окончательно. Это будет самым страшным последствием. Некоторые авто оснащены системой, которая блокирует «движок» при неисправном датчике. Водитель рискует застрять посреди дороги. Ему потребуется вызывать эвакуатор.

Причины неполадок

Проверка лямбда зонда не требуется на протяжении 100 000 км пробега. Но существует несколько причин, которые могут сильно сократить срок службы датчика. После этого водителю точно придется искать информацию, как проверить лямбда зонд своими руками.

Перечислим главные причины неполадок:

машина Неисправности цепи. Проблема возникает в разных вариациях: обрыв проводов, повреждение цепи, изоляции. Как только это произойдет, λ-зонд перестанет функционировать до момента разогрева выхлопных газов до рабочей t.

машина Замыкание. При замыкании датчик ломается окончательно. Водителю придется менять его на новый, поскольку он неремонтопригодный.

машина Загрязнение. Датчики загрязняются естественным образом и перестают правильно передавать информацию. По этой причине эксперты советуют регулярно менять датчик, не дожидаясь его полного выхода из строя.

машина Термический перегруз. Он возникает, когда появляются проблемы с зажиганием. Датчик начинает работать в критических для него условиях, постепенно ломаясь.

машина Механические повреждения. Возникают по большому ряду причин, начиная от ударов после ДТП, заканчивая неправильным ремонтом.

Если во время установки датчиков были использованы герметики, вулканизирующиеся при высоких t, то это не убережет зонд от поломки. Тоже самое ждет деталь при попадании на наконечник всяких технологических жидкостей.

Проверка диагностическим прибором

Мастер проверяет лямбда зонд

Вопрос, как проверить датчик кислорода лямбда зонд, возникает, когда двигатель начинает показывать водителю на появившиеся неисправности. Диагностировать поломку можно быстро, используя специальный сканер. Компьютерная диагностика не только покажет неисправность, но и укажет, какая она. Точность проверки составит 90%. Если после проверки выяснится, что ошибка именно в λ-зонде, то его придется заменить. Но бывают ситуации, когда прибор ни при чем, и проблема скрывается в другом элементе.

После проведения диагностики рекомендуется все равно осмотреть датчик кислорода, даже если сканер указал на другую ошибку. Иногда водители меняют датчик на новый, но потом видят, что неполадка осталась. Для подтверждения ошибки следует обратиться в специализированный автоцентр.

Проверка мультиметром

Многих водителей интересует, как проверить лямбда зонд на работоспособность мультиметром, и сделать это правильно. Для начала нужно провести диагностику нагревательного элемента и только потом переходить к лямбда зонду.

Нагревательную составляющую проверяют тестером. Сначала прибор подключают к контактам нагревателя, предварительно переключив его в режим замера сопротивления. После этого проводится прозвон контактов. Если элемент исправен, то прибор покажет значение сопротивления меньше 10 Ом. Если эта цифра больше, значит, устройство не работает.

Для диагностики мультиметром потребуется подключить его к сигнальному проводу, проводу нагревателя и датчику. Если напряжение полностью отсутствует, следует провести прозвон проводов.

Проверка вольтметром

Как проверить кислородный датчик на работоспособность вольтметром? Сделать это еще проще, чем кажется. Для начала водителю нужно завести двигатель и довести обороты до 3000. После этого идет проверка показаний при 2 В. Устройство должно демонстрировать напряжение 0,55В. Автовладелец должен то повышать, то снижать обороты. Прибор при этом должен демонстрировать до 0,8-1 В или до 0,4 В или еще ниже. Если информация меняется в динамике, значит, зонд работоспособен. Если колебания слабые или вовсе отсутствуют, значит, кислородник неисправен. Требуется замена.

Ремонтные работы

После того, как автовладелец понял, как проверить лямбда зонд в домашних условиях, ему нужно произвести ремонтные работы. Сделать это можно самому, либо обратившись к мастерам. Если решено проводить ремонт самостоятельно, то необходимо следовать инструкции.

гаечный ключ Сначала требуется определить, где именно произошла поломка. Если неисправность возникла с контактами цепи, то придется отыскать область разрыва. Вместе с этим нужно проверить контакты на предмет окисления, питание лямбды. При окислении проводится обработка.

гаечный ключ В случае, когда корпус зонда полностью покрыт нагаром, требуется чистка элементов. Обработку проводят специальными средствами, которые растворяют отложения. Нельзя применять наждачки и щетки.

Датчики стоят не так дорого, поэтому рекомендуем попробовать самостоятельный ремонт. Если починить неисправности не удалось, то остается заменить детали.

Заключение

Многие водители сталкиваются с проблемами, возникающими после неполадки лямбда зонда. Как проверить кислородный датчик на работоспособность, мы рассмотрели в статье. Сделать это можно несколькими способами, используя специальные приборы. Также автовладелец может воспользоваться компьютерной диагностикой. Неисправный датчик требует замены, и игнорировать поломку нельзя.

Некоторые водители пытаются отключить зонд, но это приводит к массе негативных последствий. К примеру, увеличивается расход топлива. Также со временем на клапанах, в катализаторе и поршнях появляется нагар. Ни одному автомобилисту не хочется подвергать себя опасности.

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×