Коррозия металла кузовных элементов автомобиля – это бич, с которым можно бороться разными способами. Однако принцип здесь всегда простой: чем раньше начать борьбу с ржавчиной, тем дешевле обойдется процесс. И все же окисление под лакокрасочным покрытием можно увидеть не сразу, а только внимательно приглядевшись к поверхности. Если есть отслаивания краски или пузыри, значит, пора счищать ЛКП до металла, а потом уже решать, как убрать ржавчину с кузова автомобиля. Самый простой способ – использовать специальный преобразователь, также можно применить сильнодействующую кислоту или удалить поврежденный участок панели и заменить его новым материалом. Есть еще метод ремонта стекловолокном, механическая обработка, герметизация и другие. Однако они более трудоемкие.
Состав этого вещества зависит от производителей, но в основном все они используют фосфорную кислоту, превращающую ржавчину в фосфат железа. При нанесении преобразователя образуется тонкий защитный слой, который предохраняет элемент кузова от дальнейшего окисления. Удобство преобразователя состоит в том, что его можно наносить прямо на ржавчину без трудоемкой подготовки.
Убрать ржавчину с кузова автомобиля своими руками с помощью такого химиката допустимо на участках, где коррозия покрывает весь металл, но внутрь проникает не глубоко. Перед операцией очистки нужно лишь счистить рыхлую ржавчину – и все. Однако преобразователь стопроцентно работает лишь в теории, а на практике он имеет ряд недостатков:
если вещество используется с избытком, то на поверхности остается кислота, которая впоследствии может спровоцировать новую коррозию;
преобразователь эффективен только для тонких слоев коррозии;
далеко не каждый химикат подобного рода превращают ржавчину в инертный слой – нужно использовать проверенный на практике продукт;
такое вещество никак не герметизирует поры, образуемые ржавчиной; более того в них скапливаются остатки непрореагировавшей кислоты, заметить которые очень сложно.
Наносится преобразователь кистью или распылением, это можно делать при комнатной температуре. С учетом невысокой концентрации фосфорной кислоты ее остатки легко смываются водой и даже влажной тряпкой. Однако в любом случае обработанную поверхность следует просушить феном либо сжатым воздухом. Причем этот нюанс производителями средства не указывается. Также можно использовать ацетон – он эффективно нейтрализует кислоту и убирает остатки воды.
Если из металла полностью удалить кислород, то ржавчина металлу не грозит. Для этого применяется покрытие наподобие грунта на уретановой основе, закрывающее к панелям кузова доступ воды и воздуха. Также можно использовать герметизатор ржавчины на основе эпоксидной смолы, однако производители в инструкции по применению указывают, что делать это следует после полной очистки металла от коррозии. Правда, иногда положительный эффект достигается и после применения преобразователя ржавчины, остатки которого нужно тщательно смывать.
Главное, что нужно помнить при использовании грунтгерметизатора – это то, что основание для него должно быть очищено от окислов металла. В противном случае ржавчина становится слабым звеном, на котором грунт будет плохо держаться, и со временем коррозионный процесс не заставит себя ждать. И в принципе, любое покрытие не может быть полностью водонепроницаемо, поэтому ржавчина может появляться, однако гораздо медленнее, чем без герметика.
Герметик допускается использовать:
на голом металле без коррозии;
на смешанной поверхности, то есть с минимальной ржавчиной, поверх лакокрасочного покрытия;
на тонкой поверхностной ржавчине;
на поверхности с ржавчиной средней толщины, но еще не снизившей прочность металла. В таком случае рекомендуется наносить 2, а иногда и 3 слоя герметизирующего средства – тогда он лучше проникает внутрь металла.
Данный продукт бесполезно использовать в труднодоступных местах и на прорезиненной поверхности – например, на днище автомобиля. Также он малоэффективен при нанесении на сильно проржавевший металл.
Если встает вопрос, чем убрать ржавчину с кузова автомобиля, то самыми простыми средствами являются дрель или «болгарка» с соответствующими насадками. Самой популярной считается проволочная насадка, поскольку именно она хорошо удаляет точечную, сильно въевшуюся ржавчину. Однако для этого нужно как бы бить насадкой по металлу, иначе жесткая проволока будет проскальзывать. Вдобавок этот процесс долгий и трудоемкий, быстрее избавиться от коррозии можно другими насадками из волокна.
И все же самый эффективный способ – пескоструйная обработка. Для этой операции потребуется аппарат и компрессор, а в качестве абразива можно использовать не только песок, но и специальную соду или оксид алюминия. Существенный минус в данном методе заключается в том, что даже после такой жесткой обработки металл нужно промывать специальным средством, удаляющим микроскопические остатки коррозии. К тому же пескоструйкой невозможно удалять ржавчину в скрытых полостях, вдобавок конечный результат во многом зависит от квалифицированности специалиста, проводящего обработку.
Ржавчину принято считать раком кузова, так как малейшая оплошность при ее удалении приводит к возобновлению коррозии. Поэтому довольно часто автомастера рекомендуют вырезать пораженный участок металла и приварить вместо него заплату без ржавчины. Однако самостоятельно проводить эту операцию даже при наличии оборудования не рекомендуется. Уже хотя бы потому, что при вырезании нужно отступать с хорошим запасом от нормального металла. Ведь рядом с ржавчиной металл утончается, и он будет сгорать.
Во-вторых, при отсутствии достаточного опыта рекомендуется производить соединение внахлест. Это помогает лучше скрыть следы ремонта под шпаклевкой. Также следует учитывать возможную тепловую деформацию при сварке и тот факт, что защитить шов от коррозии с внутренней стороны будет непросто.
В автомагазинах можно приобрести комплект стекловолокна с полиэфирной смолой, который можно использовать вместо сварки. Однако, поскольку полимер и металл расширяются и сжимаются с разной скоростью, это ограничивает область применения способа. В основном он подходит для ремонта небольших сквозных отверстий диаметром до 8 см и участков, не испытывающих больших нагрузок. И специалисты с большим опытом кузовного ремонта абсолютно уверены, что вместе со стекловолокном лучше использовать эпоксидную смолу – она дает меньшую усадку и имеет лучшую адгезию с поверхностью металла.
Вопрос, как убрать ржавчину с кузова автомобиля, можно решить и с помощью сильнодействующих химических средств с различными кислотами. Однако все они лишь отсрочивают распространение коррозии и являются временной мерой.