То, что культура вождения автомобиля стопроцентно зависит от культуры человека как таковой – неоспоримый факт. Ведь трудно себе представить, что автовладелец, который на работе и в быту ведет себя как никого не уважающий хам, за рулем вдруг превращается в милейшего и предупредительного гражданина. И чтобы поднять водительскую культуру, ужесточаются ПДД, повышаются административные штрафы, снимается социальная реклама. Однако очень многое зависит от нас самих: начав думать о других участниках движения, мы автоматически меняем свой стиль поведения, становимся лучше. И, кстати, начинаем чувствовать себя за рулем просто отлично!
Конечно, забыть о себе, любимом, просто нереально, как и постоянно думать об окружающих нас людях. Как и в жизни, все, что мы делаем на проезжей части – только для себя. Однако умный водитель всегда помнит о принципе бумеранга: если с кем-то обойтись невежливо, то можно в ответ получить такой же моральный «подарок». Зато приятное ощущение, что какой-то участник дорожного движения искренне вам благодарен хотя бы за то, что ему уступили дорогу, согревает душу и делает любой ненастный день ярче.
Под термином «культура водителей» подразумеваются отношения на дорогах общего пользования, в целом характеризующие уровень взаимоотношений и взаимной выручки всех участников дорожного движения. Подразумевается, что водитель за рулем соблюдает ПДД, не создает аварийных ситуаций и в целом старается не причинять неудобств как другим водителям транспортных средств, так и пешеходам.
Есть довольно большой свод правил, которые и называются культура вождения. Выполнять эти негласные предписания способен даже новичок. Назовем лишь основные из них.
Соблюдение ПДД – первый признак уважительного отношения к своим автоколлегам. И даже если кто-то из них сам выполнил странный маневр – не стоит нервничать и ругаться. Лучше постараться понять, что будет делать этот водитель дальше, чтобы заранее предупредить аварийную ситуацию.
Увидев на обочине неисправный автомобиль, остановись и предложи помощь. Возможно, она и не нужна или ты не в силах помочь. Но в любом случае проявление сочувствия, внимание к проблемам других – признак хорошего тона.
При парковке располагай свою машину так, чтобы она не занимала полтора-два места. И уж тем более не «подпирай» уже припаркованный автомобиль. Однако бывает так, что других вариантов не остается: тогда обязательно оставь свой номер телефона на листочке под стеклом.
Если машина, стоящая на светофоре, тронулась с места не слишком быстро – не сигналь настойчиво этому водителю. Ведь можно просто «моргнуть» фарами – и он без негативных эмоций все поймет.
Когда у соседней машины видны неполадки – сообщи об этом автовладельцу.
При подъезде к светофору с красным светом или пробке пропускай автомобили, которые поворачивают налево. Лично вас это практически не задержит, все равно придется стоять! Зато, перегородив путь, вы лишаете соседей как минимум нескольких минут. То же самое касается пешеходов на перекрестке с пробкой: пропускайте людей, а не стойте прямо на переходе.
Безусловно, культура вождения в России пока что не находится на том уровне, на котором ей положено быть. Однако частично ей помогают негласные этические нормы, выработанные в течение многолетней практики вождения еще со времен Советского Союза.
Что такое водительская этика? В первую очередь – совокупность нравственных правил человека за рулем, то есть как он должен себя вести. За нарушение этих правил не штрафуют и вообще не наказывают. Однако излишняя раздражительность, плохое настроение или агрессивный стиль вождения являются провокаторами многих неприятных ситуаций на проезжей части.
Любое из неприемлемых человеческих качеств способно привести к беде. Так, по каким-то личным причинам агрессивно настроенный водитель совершает массу опасных действий. Например, его явно раздражает повышенная скорость автомобиля, который его обгоняет, и агрессор сам начинает яростно давить на педаль газа, стараясь «наказать» псевдообидчика любой ценой. И напротив, когда по всем правилам нужно уступить транспортному средству, имеющему безоговорочное преимущество, он пытается «проскочить» первым.
Еще один признак человека, нарушающего этику – обгон вопреки ПДД машины, которая движется в одной полосе недостаточно быстро. Есть масса и других ситуаций, когда нарушение моральных норм накаляет обстановку на дороге.
В идеале, нравственные отношения между участниками движения должны состоять из:
отказа садиться за руль в нетрезвом виде;
вежливого стиля езды, без «рваности», резкого набора скорости и экстренного торможения; оптимальный стиль – плавный старт, постепенное торможение и перестроение, заблаговременная подача предупредительных сигналов;
недопустимости мщения за ошибки других;
использования наиболее безопасных приемов вождения;
максимальной помощи другим участникам движения;
предупредительного и вежливого отношения к пешеходам – в конце концов, это может быть беременная женщина, пожилой человек или ребенок;
ответственности за своих пассажиров;
хорошего технического состояния ТС и его внешнего вида.
Существуют и другие, достаточно тривиальные, но эффективные правила этики, которые прописаны любому человеку за рулем независимо от стоимости автомобиля, водительского стажа и даже страны проживания.
Старайся быть понятным другим. Для этого нужно предупреждать других о своих маневрах заблаговременно, а не за пару метров до поворота на перекрестке или места остановки. И не затягивай перестроение, как и не проводи его резко: это вводить в заблуждение других водителей, они не понимают, чего от тебя ожидать в дальнейшем. А это раздражает…
Помощь при обгоне – признак доброжелательного шофера. Как соблюдается это правило, демонстрирует водители фур: если за ними формируется очередь легковушек, а дорога свободна, они включают правый сигнал; сигнал левого поворота означает, что по встречной полосе едут машины, и обгон следует отложить.
Если проезжая часть сужается, соблюдай очередность проезда –«бодаться» на таких участках себе дороже. Именно поэтому в некоторых странах в таких случаях законодательно прописан алгоритм безопасных маневров.
Помогай водителям, стремящимся выехать из боковых проездов. Ведь при плотном потоке транспорта им придется стоять довольно долго в ожидании разрыва. А когда машина, едущая в первом ряду, притормозит хотя бы на пару секунд, это поможет ожидающему автомобилю встроиться в поток.
Ближний свет фар лучше включать в сумерках, а не в полной темноте. Даже если это не улучшает видимость, то однозначно помогает заранее увидеть вашу машину другим. И особенно – пешеходам.
Вообще, корректное использование световых приборов считается признаком настоящего профессионала. Например, «дальнобой» никогда не ослепит дальним светом, вовремя перейдя на ближний. А если большегруз приближается к вершине подъема, то его водитель включает ближний несколько раньше, чем станут видны фары встречного автомобиля. Вот еще несколько правил, отличающие вежливого водителя:
если «пристроился» к автомобилю-лидеру – сразу же включай ближний свет, чтобы не ослеплять водителя через боковые зеркала;
когда обгоняют тебя, выключай фары дальнего света сразу же, как только обгоняющий их включит; соответственно, когда сам обгоняешь, включай дальний свет в момент, когда поравняешься с обгоняемым;
если остановился – обязательно перейди на габаритное освещение, которое улучшит освещенность проезжей части, а заодно поможет водителям увидеть твою машину. Если фары оставить включенными, они будут слепить других водителей транспортных средств.
Рассказывать о культуре водителей можно очень долго, но лучший учитель – это практика. Поэтому всегда учитывай то, как твои поступки отражаются на других водителях. Перефразируя “крылатое” выражение: поступай со всеми участниками дорожного движения так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой!