«Горбатый», «запик», «будка на колесах» – как только в свое время не называли советский микроавтомобиль ЗАЗ-965 (он же – «Запорожец») злые языки. Он был записным участником многих обидных анекдотов, критиковавших тесноту, примитивизм и «ломучесть» машины. При всей справедливости негатива были у модели и качества, уж никак не проявлявшиеся. Либо проявлявшиеся в гораздо меньшей степени, чем считалось. Наверняка советским гражданам «горбатый» казался ущербным вариантом в сравнении с ЗИМами, «Победами», «Волгами» и даже «Москвичами». Попробовали бы они сегодня поездить на Дэу Матиз, Оке, Смартах и Хонде i10… И если вооружиться книжками по мировой автомобильной истории, опросить современных экспертов и людей, лично колесивших на «горбатом», то многие мифы этой модели можно без труда развенчать.
Примитивный. Если сравнить ЗАЗ-965 с импортными одноклассниками того периода, то окажется, что они тоже были преимущественно заднемоторными. Да и конструкция двигателя, техническое оснащение, материалы, отделка салона соответствовали времени. Если что-то и упрощалось, то в угоду компактности машины. В «горбатом» не найдешь ни одной одноразовой детали, что уж никак не вяжется с примитивизмом. Наконец, только в этой советской модели легкового автомобиля массового производства применена независимая подвеска.
Тесный. Не более, чем преувеличение. По сравнению с несколькими поколениями «Москвича» Запорожец имел более габаритный салон и в ширину, и в высоту. Так что мест для четырех человек хватало. Не «Волга», конечно, высокие «ездоки» сзади могли и подпереть коленями передние сиденья. Но ведь почти у всех четырехместных конкурентов из-за рубежа салон был еще короче на 10 см. Правда, педальный узел тесноват – о чем мало кто из практиков говорит, даже частные автоинструкторы с огромным стажем об этом подзабыли в силу преклонного возраста – да жесткая передняя подвеска не добавляет комфорта.
Слабосильный. Вот это – откровенное вранье. На ЗАЗики чаще всего ставили двигатели мощностью 27 и 30 л. с., то есть на каждую «лошадку» приходилось 21-24 килограмма массы автомобиля. Для сравнения: у «Москвич-407» этот показатель был 22 кг/л. с. Спору нет, при полной загрузке «горбатый» не мог конкурировать с более форматными легковушками, но такого и требовать от него нельзя. А что касается динамики заднемоторной модели, то она вполне соответствовала духу времени.
Ненадежный. Это уж как сказать, поскольку случаев, когда ЗАЗ останавливался в чистом поле и не мог доехать до точки назначения, очень мало. Никто не спорит, по сравнению с так называемыми государственными автомобилями – «Чайкой», «Волгой», «Победой» и прочими – он был не так уж долговечен. Но учтем, что Запорожец разрабатывался для эксплуатации почти во всех республиках СССР с совершенно разным климатом. Поэтому 965-й мог похвастать и солидным клиренсом в 17,5 см, и негниющим кузовом, и прочной подвеской наряду с мощным предпусковым обогревателем.
А вот реально слабым местом микроавтомобиля был малый пробег до первого ремонта двигателя. Как правило, для постановки машины на прикол хватала наезда в 40-50 тыс. км., вдобавок передняя подвеска тоже изнашивалась быстро. Но тут уж многое зависело от автовладельцев, ливших в двигатель низкосортный «Автол» и забывавших о необходимости смазки втулок и шкворней «передка». И поскольку Запорожец стоил сущие копейки, никто вкладываться в настоящий ремонт не хотел, латались просто дыры. В итоге «убитые» машины хоть как-то, но ездили, зарабатывая свой имидж ненадежной модели.
Скопирован с Фиат 600. Стилистически – да, спереди похож. А вообще у «итальянца» корма была бесступенчатой, выступающие крылья смотрелись совсем уж архаично. Конструкция силовой схемы действительно схожа, но развернутая вперед трансмиссия была и на Volkswagen Kafer. Напомним, что Фиат 600 выпускался в середине 50-х годов, а VW – в 1938. Посему еще большой вопрос, кто у кого скопировал… Об остальной «начинке» нашего «запика» вообще разговора нет: у «прототипа» мотор рядный, с водяным охлаждением, передняя подвеска тоже кардинально другая.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора