В последних числах июня журналисты авторитетного российского автоиздания «За рулем» (ЗР) провели опрос среди читателей. Вопрос, который задавался каждому из них – «Может ли стоить новая машина дешево и быть надежной? С какими недостатками бюджетного транспортного средства вы готовы мириться, а с какими нет?»
В автомобильные марки, которыми оперировали респонденты, вошли все модели китайской и узбекской сборки, АвтоВАЗ, VW Polo, Datsun, Ravon, Хёндэ Солярис, Nissan Almera, Рено Логан и прочие бюджетники. Одним словом, выбор оказался обширным. При этом стоимость автомобиля потенциальные покупатели оценивали по-разному: если модель стоила столько, сколько они зарабатывали за год, то она попадала в ранг дешевой; машины дороже такой суммы уже считались элементом роскоши.
Самой приемлемой оказалась сумма в 200-400 тыс. рублей, однако за эти деньги сегодня можно стать обладателем Равона или малолитражек ВАЗ. Все остальные более-менее приличные, бюджетные и неплохо оснащенные авто стоят от полумиллиона «деревянных». Психологи объясняют небольшую сумму тем, что читатели российского журнала до сих пор не могут смириться с обесцениванием национальной валюты почти в 2 раза. И если в докризисные для страны времена технически надежные модели стоили около 400 тыс. рублей, то сегодня эта сумма уверенно увеличивается до двух раз.
Увы, но только 17% опрошенных это уже осознают, остальные живут прошлыми мерками. Кроме того, с недостаточным комфортом транспортного средства готовы мириться 25%, терпеть бедное техническое оснащение согласны чуть более 45% читателей автоиздания. Разве стоит говорить о том, что такая позиция явно противоречит постулату, согласно которому недорогой автомобиль – лишь средство передвижения? То есть требовать от него оригинального дизайна и повышенных удобств нельзя.
Комментируя результаты опроса, главред ЗР М. Кадаков заявил: нежелание россиян платить за «народный» автомобиль более 400 тысяч целковых в сочетании с невысокой долей толерантности к малому ресурсу машины и отсутствию комфорта – это феномен, красноречиво свидетельствующий о завышенных ожиданиях соотечественников. Ведь из недорогого они выбирают самое дешевое. Такая покупка чревата бесконечными ремонтами, жалобами на «некрасивость», ненадежность автомобиля и бедное оснащение. И более-менее опытный инструктор по вождению в Домодедово на такой шаг никогда не пойдет. А повышенные требования к комфорту за 400 000 рублей – и вовсе нонсенс, поскольку даже модели Лада не входят в эту ценовую категорию, хотя их трудно назвать по-настоящему надежными и удобными для передвижения.
Что касается ценового фактора. С учетом роста цен на энергоносители, величины налогов и прочих экономических условий, отметил Кадаков, стоимость новых авто будет только расти. И сумма в рублях никогда не приблизится к той психологической отметке, которую среднестатистические автовладельцы до сих пор держат в голове. Сегодня авторынок России – и так самый дешевый в Европе и один из самых недорогих в мире. Например, Хёндэ Солярис в штатной комплектации продается за 8 тыс. евро, а у европейских соседей такой цены и в помине нет. Причем эксклюзивный прайс автодилеры в России держат из последних сил в надежде на рост экономики и повышение покупательской способности населения. Поэтому названная читателями ЗР планка в 400 тыс. рублей за новенький автомобиль еще долго будет вспоминаться с ностальгией и сожалением.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина
Евгения
Огромное спасибо Екатерине. Катаем навыки с ней совсем недавно и ещё будем. Прекрасный человек, спокойная, добрая, с железными нервами и непоколебимым терпением. Подбадривает, поддерживает, полнейший позитив. Просто находка! Безмерно благодарю!