Начнем с банальности: настоящий водитель независимо от возраста и пола – это тот, кто долго и настойчиво учится. И даже если провести за рулем десяток-другой лет, это совсем не означает, что вам все по плечу, и водите абсолютно безопасно. В аварии попадают водители с любым стажем… Главное в этом деле – избегать типичных ошибок, характерных для многих автомобилистов, и следовать проверенным временем рекомендациям экспертов.
1. Концентрируйтесь. Обращайте внимание на все происходящее вокруг вашего автомобиля и почаще бросайте взгляд на зеркала заднего вида. Также желательно предугадывать действия других участников дорожного движения, однако такой навык приходит только после долгих часов вождения.
2. Позволяйте обгонять вас тем водителям, которые явно нарушают скоростной режим. Всегда держитесь близко к обочине, если только вы не собираетесь повернуть налево либо в этом направлении расположен выезд на трассу. Оставаясь в правой позиции, вы позволяете безопасно обгонять свой автомобиль слева, в то время как обгон справа считается опасным маневром.
3. Сигналы поворота используйте заблаговременно, а не в последний момент. Настоящего водителя отличает то, что он всегда сообщает о своем намерении совершить маневр – повернуть или перестроиться на другую полосу. Причем на регулируемом перекрестке это тоже нужно делать вовремя: не тогда, когда автомобиль уже остановился на красный свет, а еще перед перекрестком. Таким правильным поступком вы даете шанс водителям позади вас сменить полосу, то есть им не нужно ждать, когда загорится зеленый свет.
4. Позволяйте водителям вернуться в транспортный поток. Это является частью этических норм и считается признаком вежливости. Однако при этом тормозить излишне резко не стоит, поскольку может привести пусть и к незначительному, но все-таки столкновению. Одним словом, будьте предельно предсказуемы и осторожны.
5. Соблюдение дистанции – это «железное» правило. Расстояние между машиной-лидером должно быть минимум 2-4 сек, и для контроля метража можно использовать дорожные знаки или разметку. А при плохих погодных условиях безопасная дистанция должна быть еще больше для того, чтобы в случае заноса или скольжения впереди идущего автомобиля вы успели вовремя остановиться.
6. Не меняйте полосу движения на перекрестке! Кроме того, следует четко рассчитывать время выезда на него с тем, чтобы не блокировать движение.
7. «Проскочить на желтый» – это принцип плохих водителей. Ведь другие водители, как и пешеходы с велосипедистами ожидают, что вы уже полностью остановитесь. То есть, проезд перекрестка в последний момент означает, что вы подвергаете риску и себя, и других.
8. Будьте осторожны при езде в «спальных» районах, так как в них довольно часто на проезжую часть неожиданно выскакивают дети, да и взрослые тоже. На автомобили они не обращают внимания в силу того, что считают жилую зону «своей территорией», и поэтому уверены в безопасности.
9. Помните, что при обгоне грузовиков, особенно с прицепом, рекомендуется завершать обгон только тогда, когда вы сможете его увидеть в зеркале заднего вида. В противном случае маневр нельзя считать завершенным, а при появлении на «встречке» другой машины водитель грузовика может и не успеть затормозить. Кроме того, при многополосном движении нахождение рядом с грузовым автомобилем считается потенциально опасным положением на дороге.
10. Вежливость, особенно с пожилыми людьми за рулем – признак настоящего водителя. Учитывайте, что обычно они выезжают во второй половине дня, так как именно в это время хорошая видимость и мало машин. Будьте готовы к неожиданным маневрам пожилых водителей, ибо многие из них любят менять полосу движения без всякого предупреждения. Разумеется, и соблюдение безопасной дистанции должно быть гарантировано с вашей стороны.
Есть еще немало других рекомендаций, как стать настоящим водителем, однако все их описать невозможно. Главное – помнить, что вы в ответе не только за свой автомобиль и пассажиров в салоне, но и за других коллег по «шоферскому цеху»!