То, что нынешние моторы для автомобилей изначально обречены на перегрев – доказанный факт, достаточно почитать многочисленные мнения экспертов. Вроде бы от этой беды никуда не денешься – такова уж конструктивная особенность агрегатов – нужно свыкнуться с этой мысли и жить дальше. Однако ситуацию можно исправить, невзирая на кажущуюся тупиковость вопроса. Для этого потребуется как самостоятельная доработка двигателей, так и корректировка стиля вождения, принципов ухода за машиной. Некоторые способы нам подсказали частные инструкторы по вождению, кое-что нашлось на автофорумах и в специальной литературе.
На дороге
Чтобы продлить жизнь мотору, весьма желательно избегать пробок. То есть лучше проехать расстояние, пусть даже в два раза больше запланированного, чем часами стоять в городских заторах. Соответственно, придется изменить свой распорядок дня, что не всем водителям удается. Зато подкорректировав свой график, вы сэкономите на ремонте автомобиля при том условии, что у его двигателя исправна система охлаждения.
Лайфхак №2 таков: как бы ни мешала комфортно передвигаться система «старт-стоп», отключать ее в пробке нельзя. Это – весьма эффективный способ избежать губительных для двигателя режимов работы. Старайтесь почаще держать включенным кондиционер, так как у большинства иномарок это приводит к более частому включению вентиляторов радиатора. К тому же, чтобы подогреть воздух, используется радиатор печки. Не бойтесь за расход топлива – он увеличится на мизер.
Также рекомендуется обходиться без резких ускорений/торможений, особенно после того, как двигатель долго работал на холостых оборотах. Полезно изучить и особенности режимов трансмиссии, мотора, шасси вашего автомобиля: довольно часто в экорежиме выставлены максимально высокие температуры, а при активации режима «Спорт» они снижаются до оптимальных. Особенно это актуально для наиболее высокотехнологичных моделей машин европейского производства – по крайней мере, именно так считают многие бывалые инструкторы по вождению.
Если у вас под капотом стоит турбонаддувной двигатель с высоким показателем сжатия, заливаете в бак только 98-й бензин – это уменьшает степень детонации даже на тех силовых агрегатах, у которых прямой впрыск топлива.
А что сделать с самой машиной?
Для начала следует проверить штатную температуру мотора, причем эта операция доступна даже с помощью смартфона. И вы наверняка удивитесь полученным данным! Больше всего будут удивлены обладатели европейских иномарок с атмосферником без турбины: оказываются, при всем том, что такие двигатели изначально имеют более низкие рабочие температуры, они наиболее чувствительны к перегреву. Кстати, интеркулер наддувочного воздуха – явно слабое звено в конструкции агрегатов, поскольку весьма склонен к загрязнению.
И, конечно же, никто не отменяет промывку радиатора, и проводить ее нужно хотя бы раз в сезон. А если соты забиты настолько, что радиатор нуждается в демонтаже, лучше отдать его мастерам автосервиса. Кроме того, у иномарок восточной сборки изначально следует проверить целостность сот в нижней части радиатора – из-за российского «дорожного коктейля» они настолько коррозируют, что в машинах «возрастом» от 5 лет четвертая часть площади охлаждения оказывается нерабочей.
Термостат – еще один элемент, за которым нужно тщательно следить. Увы, но обычно диагностику этого важного компонента не проводят, хотя нагреватель может быть вообще отключен. А бывает, что его нет вовсе – он заменен на балластное сопротивление. Менять неисправный термостат тоже нужно с умом: лучше ставить узел в исполнении «для движения с прицепом» или «для жаркого климата». Такие детали в продаже есть, хотя и редко.
И не пренебрегайте услугами профессионалов из автосервиса! По крайней мере, сканирование ошибки блока управления двигателем лучше доверить им – тогда вы сможете узнать, почему изменился температурный режим. Ведь даже малейшие неполадки в смесеобразовании способны повысить его на 10 и более градусов. Во-вторых, не менее важно проверить, работоспособны ли все вентиляторы машины. Если ответ отрицательный – придется их починить.
Своевременная замена антифриза и проверка датчика аварийного уровня – тоже прямая обязанность владельца иномарки. Причем, если машине более 15 лет, нужно промыть систему специальными химикатами.
Еще один способ, помогающий избегать штатного перегрева мотора, заключается в эксплуатации насосов, у которых крыльчатка либо металлическая, либо керамическая. Пластиковая – гораздо менее эффективная! И помните: любая помпа через 60-90 тыс. км требует пробега и проверки работоспособности ее привода. К тому же в некоторых моделях машин есть и дополнительная электропомпа, тоже нуждающаяся в регулярной «инспекции». И это – еще не все. Например, на новейших двигателях БМВ установлена и вовсе одна электропомпа, поэтому нужно следить за проводкой и сканировать ошибки, нет-нет да и возникающие в системе управления ею.
Наконец, соблюдайте азы грамотного обслуживания моторов, то есть регулярно проверяйте всевозможные бачки, шланги и трубочки из пластика и резины. Помутневший материал, набухшая или растрескавшаяся резина – явные показатели работы системы охлаждения с перегрузкой. Поэтому данные элементы меняйте без сожаления, это однозначно поможет увеличить срок жизни двигателя.
Уводим двигатель из «группы риска»
Обычно любители легкого тюнинга начинают именно с системы охлаждения мотора, и при правильном подходе это приводит к уменьшению рабочей температуры агрегата. Происходит это из-за более ранней активации догревателя термостата и вентилятора радиатора. Причем данный метод наиболее эффективен на двигателях с регулируемой электропомпой и электрическим приводом золотников.
Также можно заменить штатный термостат более низкотемпературным – это позволяет на порядок уменьшать нагрузку на систему охлаждения при езде по загородной трассе. Причем не запрещается ставить запчасть от двигателя с большей степенью форсированности и даже с турбиной. И не бойтесь при этом расхода топлива: на самом деле снижение температурного диапазона до 80-85 градусов позволяет даже немного экономить горючее. Ведь двигатель под нагрузкой начинает работать эффективнее.
Обладателям больших двигателей рекомендуется установка дополнительного насоса, ибо это улучшит циркуляцию жидкости в блоке цилиндров. Температура двигателя при этом не снижается, однако дальние цилиндры наряду с проблемными зонами перегреваться не будут. Усиленные радиаторы – принадлежность моторов с высокой степенью форсированности, однако их можно применять и на агрегатах, у которых тепловой пакет не совпадает с возможностями системы охлаждения. Ведь зачастую конструкторы, чтобы снизить вес двигателя и облегчить сборочный процесс, применяют малоэффективные штатные системы. А когда вентиляторы, особенно интеркулеры, не справляются со своей задачей, поможет установка системы орошения. Об этом знают многие частные инструкторы по вождению в столице, часами простаивающие в глухих столичных пробках.
Еще один эффективный шаг в деле борьбы с температурой – установка силиконовых шлангов вместо штатных резиновых. Правда, стоят они больше, зато выглядят эстетичней. Иногда помогает установка термических экранов между ГБЦ (или самим блоком) катализаторами или турбинами. Это объясняется тем, что у целого ряда двигателей в месте монтажа таких элементов наблюдаются локальные перегревы.
Вместо выводов
Вот такие несложные, казалось бы, лайфхаки способны «поддержать» современный двигатель, склонный к перегреву. Обычно ему подвержены агрегаты премиальных машин со сроком эксплуатации от семи лет. И главное – не зарывать в песок голову, делая вид, будто с температурой все нормально до той поры, пока не загорится аварийный датчик. Да, «контрольки» загораются, но только тогда, когда что-либо предпринимать с «сердцем» машины уже поздно.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.