Установка газобаллонного оборудования (ГБО) на автомобиль независимо от его класса и марки заслуженно считается наиболее эффективным способов снижения расходов на горючее и количества вредных выхлопов. Цены на метан, пропан и бутан приемлемы для водителей, многие из которых не подозревают, что такая замена чревата массой «подводных камней». Особенно они себя проявляют на транспортных средствах с пробегом.
Из явных минусов использования газовой смеси сразу заметим серьезное снижение мощностных показателей низкооборотистых бензиновых атмосферников. К тому же увеличения "жизни", как раньше писалось в учебниках по ТО и ремонту авто, газ не дает. Наоборот, лет 20 назад машины с баллонами «стреляли», повреждая топливную аппаратуру, прогорали прокладки ГБЦ и клапаны. Со временем эти недоработки устранили, но и других осталось немало. Причем по всем фронтам.
Влияние на двигатель. Второй вопрос – увеличенная тепловая нагрузка на двигатель, испытывающая прочность самого «железа». Ведь в отличие спирта либо бензина, топливная смесь из газа и воздуха почти не охлаждается, что приводит к нагреванию поршневой группы и головки блока цилиндров. Плюс масляный нагар на впускных клапанах вообще не смывается, и он постоянно растет. Выпускные клапаны тоже постоянно страдают из-за низкой степени сжатия смеси. Увеличивать этот показатель нельзя, иначе придется отказаться от альтернативного использования бензина. В итоге повышается температура выхлопных газов, которые однозначно перегревают не только сами клапаны, но и катализаторы, коллекторы, лямбда-сенсоры. И что из этого списка не выдержит нагрузки – никто не берется сказать.
Риск взрыва. Если повредить баллон с метаном, невзирая на толстую оболочку емкости, газ просто выйдет в атмосферу. Ведь он легче воздуха. А если загорится колесо и нагреет баллон? Пиши пропало…
Согласно статистике, 9 из 10 двигателей на газу потребляют пропан-бутановую смесь, заключенную в баллоны низкого давления, по прочности сопоставимые с прочностью бензобаков. Поэтому при ДТП они «вскрываются» без особых проблем. Поскольку данный тип газов тяжелее воздуха, они опускаются вниз, концентрируясь в степени, достаточной для возгорания. Одна лишь слабенькая искра – и взрыв неминуем. Причем особо опасны системы со сжиженным газом, так как в них всегда есть риск утечки газа без повреждения баллона. В салонах большинства подержанных автомобилей на газу всегда чувствуется специфический запах, свидетельствующей о такой регулярной проблеме. Стоит ли говорить о том, что проходить курсы обучения вождения на таком транспортном средстве – значит рисковать жизнью?
Гараж против завода. Любой автомобиль с газовым питанием нуждается в особом обслуживании ГБО. И если оно установлено не на заводе, то при отсутствии должных документов проблемы со временем дадут о себе знать. Любой мало-мальский сбой – и даже суперпрофессионал вряд ли разберется, что наворотили предыдущие горе-мастера «на коленке». Ведь ему придется проверять управление двух систем питания, которые пересекаются по весьма сложной схеме. Вдобавок такой машине требуется постоянная профилактика, поскольку качество изготовления практически всех блоков гораздо ниже в сравнении со штатной бензиновой системой питания. Одним словом, система управления ГБО очень сложная.
Наконец, что могут сделать в гараже для увеличения эксплуатационного ресурса моторов на газу? Установить систему дополнительной смазки на впуске и заменить термостат – это максимум. Если же вы закажете впрыск метанола либо воды, то вас назовут крутым тюнером.
Вывод. Получается, что автомобиль с ГБО, приобретаемый на вторичном рынке – откровенно неудачный вариант. И не только из-за проблем с безопасностью. Во-первых, первый владелец машины наверняка склонен экономить буквально на всем, лишней копейки в качество оборудования он не вложит. Во-вторых, на газ двигатели переводят те, кто ездит часто и много. И где гарантия, что продавец не открутит одометр эдак тысяч на 100 километров назад?