Еще до ноябрьских праздников специалисты МАДИ – Московского автодорожного института – обратились к местным властям с предложением на порядок повысить тарифы за парковку в столице. Якобы это однозначно снизит количество правонарушений на дорогах и одновременно разгрузит улицы…
Завкафедрой вышеназванного вуза Султан Жанказиев в интервью агентству ТАСС пояснил: в центре Москвы парковки загружены более чем на 90%, что провоцирует водителей на блокировку движения пешеходов, веломото- и общественного транспорта, не говоря уж о прочих нарушениях ПДД. Также исследования МАДИ показали: сейчас порядка столичных 70% автомобилистов в ходе рабочих поездок используют парковки, причем свыше 45% из них нужно место для стоянки свыше 5-ти минут – а это достаточно долгий отрезок времени, провоцирующий «лишние перепробеги и блуждающий траффик».
Нынешние тарифы на автопарковку, утверждает С. Жанказиев – практически ничто в сравнении с остальными затратами, связанными с содержанием легковых машин и коммерческого транспорта. Зато там, где за стоянку приходится платить порядка 300 руб./ч, свободными остаются почти 60% мест, в которых можно проводить даже курсы обучения вождения с отработкой упражнения «параллельная парковка в стесненных условиях». Поэтому именно эффективная цена, отмечает специалист МАДИ, способна действенно урегулировать заполняемость московских парковок. Однако для этого тариф за уличную парковку в центре столицы нужно поднять до 230 руб./ч, одновременно урезав период льготной стоянки до двух часов. Более того, в зонах с наиболее загруженными парковками следует ввести прогрессивную шкалу тарификации.
Инициативу МАДИ прокомментировала Екатерина Решетова, представляющая один из профильных институтов Высшей школы экономики. Она уверена, что в рамках мировой практики, когда мест для парковок не хватает, увеличение тарифов – общепринятая норма. Причем высок или низок ценник, можно узнать лишь на опыте, проанализировав реакции автомобилистов – и другого пути нет. Самым «продвинутым» по части тарификации городом Е. Решетова назвала Сан-Франциско, где стоимость парковки изменяется в любую сторону раз в 3 месяца в зависимости от спроса на отдельно взятую улицу. Правда, до такого способа экстра-класса еще нужно дорасти, а для Москвы вполне эффективным может стать прогрессивный тариф.
Также представитель ВШЭ обратила внимание на то, что в центре столице люди готовы заплатить больше денег за парковку, однако мест на всех не хватает. Кроме того, следует провести предварительные исследования, чтобы тариф поднимать не повсеместно, а лишь на улицах с дефицитом стоянок. И совсем не факт, что таковыми являются лишь центральные улицы – хватает проблем и в спальных районах с плотной многоэтажной застройкой. То есть, отмечает Екатерина Решетова, повышение тарифов нужно качественно обосновывать, и тогда это не будет восприниматься населением исключительно негативно.