Покупая личное транспортное средство, большинство россиян мало задумываются над вопросом исчисления налога на машину. Это вполне логично, так как в любом случае в конце календарного года к автовладельцу придет «счастливая» квитанция с итоговой суммой и тем, как ее уплатить. Однако обязательные платежи лучше знать заранее, поэтому рассчитывая общую стоимость содержания иномарки или отечественной модели, нужно их учесть. Разумеется, трудно предугадать, во сколько обойдутся условно постоянные расходы – оплата ТО и ремонт своего четырехколесного друга, затраты на топливо и т. д – но никто вам не мешает иметь под рукой константу в виде заранее узнанного транспортного налога.
Юридические постулаты
В российском законодательстве обязательные платежи обычно носят пропорциональный характер. То есть сумма большей части налогов зависит от целого ряда параметров – суммы дохода плательщика, количества «лошадей» под капотом и других качественных и количественных данных. Исключение из этого правила составляют лишь немногочисленные (по крайней мере, пока) сборы с фиксированной ставкой. Соответственно, транспортный налог тоже рассчитывается в пропорциональной форме в зависимости от мощности двигателя автомобиля. Однако это еще не все: сумма может меняться в зависимости от региона регистрации транспортного средства. Чтобы разобраться в хитросплетениях законодательства, придется рассмотреть оба фактора.
Налоговый Кодекс гласит, что взимание налога на транспортное средство находится в ведении властных органов субъекта Российской Федерации, а деньги зачисляются в бюджет соответствующего уровня. При этом базовые ставки утверждаются на федеральном уровне, но могут меняться на региональном – этим вопросом занимаются парламенты областей, республик, краев, автономных округов и городов федерального значения. Разумеется, что российские регионы кровно заинтересованы в предельном увеличении ставок – деньги-то останутся здесь, а не уйдут в общий бюджет страны. Однако Налоговый кодекс запрещает изменение взносов 10 кратного увеличения или уменьшения.
В 2017 году субъекты РФ правомочны корректировать не только размеры, но и основания дифференцированного транспортного налога. Другими словами, им разрешено вводить дополнительные показатели, влияющие на рассчет суммы, которую автовладелец обязан заплатить за автомобиль. Самым распространенным фактором, который увязывают с транспортным сбором региональные налоговые органы – срок эксплуатации машины. Помимо этого, при рассчете иногда следует учитывать такие параметры, как год схода транспортного средства с конвейера, тип автомобиля, количество продаж, расход горючего и другие.
Алгоритм рассчета
Как сказано выше, транспортный налог на машину «привязан» к мощности его двигателя. Чтобы структурировать калькуляцию, федеральным законом ставка разделена на 8 категорий в пропорции «1 рубль – одна лошадиная сила». Соответственно, каждая единица производительности силового агрегата увеличивает сумму. Например, для двигателей мощностью до 100 л. с. ставка за одну лошадиную силу составляет 12 рублей, от 101 л. с – 25 руб., далее шаг ставки составляет 25 лошадиных сил: от 126 л. с – 35 руб., от 151 л. с. – 45 рублей, и так до 251 л. с. с предельной ставкой в 150 руб.
Такие исходные данные больше полезны как для общей ориентации в деле рассчета транспортного налога, так и для автомобилистов регионов с недифференцированной ставкой. Остальные категории в зависимости от субъектов РФ отличаются: например, шаг ставки в Саратовской области равен не 25 л. с., как на федеральном уровне, а 50 лошадиных сил; в Чеченской Республике под транспортное налогообложение подпадают лишь те машины, мощность двигателей в которых превышает 150 л. с.
Довольно часто не бывалые инструкторы по вождению, а автолюбители с малым опытом владения машиной сталкиваются с вопросом, как рассчитать налог на транспортное средство, мощность мотора которого выражена в киловаттах, а не лошадиных силах. Существует два варианта решения проблемы: первый – когда кВт переводятся в лошадиные силы, ибо эти единицы измерения являются взаимоконвертируемыми. Провести подобный рассчет можно с помощью онлайн-калькулятора, но существует и второй метод – с помощью таблицы для обеих единиц измерения. Как бы то ни было, оба способа довольно удобные, хотя перед их применением следует внимательно изучить техпаспорт автомобиля и прочую прилагаемую производителем документацию. Есть и другие, чисто технические нюансы.
Калькулятор суммы налога: как пользоваться
Умножить ставку транспортного налога на количество «лошадей» под капотом может едва ли не каждый. Однако это правило применимо лишь для жителей регионов с действительно немудреным алгоритмом калькуляции – а таких субъектов РФ в 2017 году осталось не так уж и много. Комплексно разобраться в специфике условий налогообложения, основаниях и факторах для его исчисления помогают специальные калькуляторы. Найти их на просторах Рунета сможет каждый пользователь – пенсионер, начинающий водитель и т. д. Причем выбор сайтов очень велик.
Самый доступный и распространенный вариант – портал Федеральной налоговой службы, на котором размещен не только калькулятор, но и дополнительная информация по налогообложению граждан. В режиме онлайн можно узнать о льготных категориях, задолженности по налогам и сборам, зависимость ставки налога от количества продаж и т. д. Рассчету помогает и то, что система портала самостоятельно определяет черед IP-адрес регион конкретного пользователя. И все-таки подобная опция периодически дает сбои, и для таких случаев в верхней «шапке» портала есть специальный переключатель территории, в котором зарегистрировано транспортное средство.
В калькуляторе следует заполнить онлайн-форму, в которой есть графы для всех данных, учитываемых при рассчете налога. Например, регион, год, за который начисляется сумма, количество месяцев владения ТС, вид машины, мощность двигателя, льготу при ее наличии – ветераны боевых действий, пенсионеры, Герои соцтруда, СССР, Российской Федерации, иные категории.
После заполнения онлайн-формы нужно нажать кнопку «Далее», после чего на мониторе возникнут дополнительные поля, обязательные к заполнению и привязанные к конкретному региону. Например, для жителей Санкт-Петербурга предлагается указать модель автомобиля и его марку, год выпуска ТС – но в данном случае печатать эти данные нужно лишь тогда, когда стоимость машины превышает 3 млн. рублей. После нажатия на кнопку «Рассчитать» на экране высвечивается сумма налога и дополнительная информация о запросе – какая была применена ставка налога и подробная формула рассчета итоговой суммы.
Особенности для льготников
Транспортное налогообложение предусматривает ряд льгот, которые снижают, а то и вовсе освобождают россиян от обязательных платежей. Как правило, под скидки подпадают пенсионеры, потому что зачастую они являются владельцами дряхлых автомобилей, обычно еще советского периода. Однако есть довольно много преимуществ у другой категории населения, а именно, владельцев моделей машин с мощностным показателем двигателя до 150 «лошадей». Но это не означает, что скидки действуют для всех: они применимы к родителям детей-инвалидов, инвалидам боевых действий, супругам военнослужащих и пр., но никак не в отношении инструкторов по вождению.
Кстати, сейчас при регистрации ТС в ГИБДД не нужно предоставлять пакет документов, который до 2014 года передавался в фискальные органы. Однако легче не стало, поскольку сам автовладелец должен явиться в инспекцию и информировать налоговиков о купленной машине, иначе придется платить штраф. Поэтому информация обо всех транспортных средствах, купленных в 2016 году, должна быть подана до окончания 2017 года.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.