Вариатор или автомат: что лучше и надежнее, плюсы и минусы, в чем разница

Вариатор и автомат

Содержание:

Покупая новенький автомобиль, водитель задумывается, купить вариатор или автомат что надежнее? Или может выбрать старую добрую механическую коробку передач? Но если человек выбирает авто исключительно с АКПП, то ему приходится разбираться в видах коробок. Дело в том, что существует не только стандартная АКПП. Для водителей были изобретены вариатор и роботизированные коробки. Каждый тип имеет свои особенности, габариты и стоимость. Разберемся, чем же отличается вариатор от автомата. Что лучше выбрать водителю и на какие критерии ориентироваться.

Механическая коробка передач

Строение МКПП

Прежде чем затронуть тему автоматических коробок, необходимо изучить принцип работы и устройство «механики». Многие современные водители отказываются от авто с МКПП, поскольку считают ее устаревшей и неудобной. В машинах «на механике» установлен двигатель и коробка с функциональными элементами. Между ними находится сцепление.

Когда происходит нажатие на сцепление, двигатель с коробкой передач разъединяются. В этот момент водитель выбирает скорость езды. Это и есть большое преимущество МКПП. Но с другой стороны постоянное переключение скоростей доставляет дискомфорт во время «стояния» в пробках.

К преимуществам МКПП относят:

галочка Надежность конструкции и системы.

галочка Машина будет работать даже при длительном буксовании.

По сравнению с вариатором, «механика» имеет меньший КПД. Кроме этого, водитель ощущает переключение ступеней. Эксперты советуют покупать автомобиль, количество ступеней в котором составляет не меньше 6.

Особенности вариатора и АКПП

Выбирая вариатор или автомат что лучше, будущему водителю нужно определиться, как он собирается эксплуатировать авто. Эти два типа автоматической КП требуют к себе большого внимания и тщательного ухода.

Не рекомендуется ездить на них, если человек любит резко стартовать или тормозить способом выжимания педали до упора. Такие коробки передач не предназначены для буксировки и вытягивания тяжеловесных машин. Водитель не сможет на них буксовать на снегу или в грязи. Все эти условия следует соблюдать. В противном случае автомобиль не сможет прослужить человеку долгий срок.

Каждому агрегату для слаженной работы нужна качественная смазка и охлаждение. Машина, оснащенная АКПП и CVT, имеет селектор и две педали. Управление осуществляется с помощью работы гидроблока, соленоидов и электроники. Водителю не придется переключать скорости. Чтобы выяснить, какой тип коробки лучше, необходимо попробовать езду на машинах с этими КП. Для большего понимания был подготовлен сравнительный анализ стандартной АКПП и CVT.

Принцип работы АКПП

Строение АКПП

Прежде чем изучить принцип классической АКПП, необходимо вспомнить историю ее появления. Полноценная коробка появилась в 1940 году в США. До этого ученый из Германии создал гидродинамическую передачу для кораблей. Конструкция, придуманная в Америке, до сих пор почти не изменилась. Со временем было лишь одно небольшое изменение: вместо гидромуфты внедрили гидродинамический трансформатор. Данный элемент улучшили еще через несколько лет. Теперь деталь могла экономить горючее, а также помогать тормозить мотором. Сегодня бюджетные модели авто оснащены автоматом с 4 ступенями, а более дорогие модели имеют коробки с 5-9 ступенями.

Автоматическая коробка передач упрощает вождение в условиях городской среды. Находясь в пробке или передвигаясь на короткие расстояния, водитель не переключает постоянно скорости. Главными элементами АКПП считаются выше упомянутый гидротрансформатор (ГДТ) и вместе с ним редуктор. Конструкция также содержит муфты и диски с фрикционами.

Если описать коротко работу автоматики, то окажется следующее:

машина ГДТ выступает в роли сцепления.

машина ГДТ через масло АТФ передает крутящий момент к трансмиссии.

машина Жидкость заглушает колебания, исходящие от двигателя и во время переключения скоростей.

Сама конструкция создается максимально качественно, так как впоследствии она подвергается серьезным нагрузкам. Главное не допускать перегрева. Это спровоцирует износ элементов и «старение» жидкости.

Достоинства и недостатки АКПП

На самом деле преимуществ у коробки «автомат» намного выше, чем у механики. Выделим самые основные из них:

галочка Комфорт эксплуатации. Водителю не придется постоянно менять скорости. Он сможет сосредоточиться только на управлении. По этой причине начинающие водители стараются купить себе авто с АКПП. Удобство езды особо ощутимо в мегаполисах, где на дорогах постоянные пробки.

галочка Безопасность. Вероятность попасть в аварию на «автомате» ниже, так как водитель не отвлекается на посторонние факторы.

галочка Простое управление. Новичкам бывает сложно «сдвинуть» автомобиль с МКПП с места. Такой проблемы не возникнет у автомата, так как за «старт» отвечает электроника. Машина трогается и останавливается плавно.

галочка Меньшая изношенность двигателя. АКПП не дает водителю допустить ошибки, которые приведут к перегрузке ходовой и силовой установки.

галочка «Скрытая» безопасность. Автомобиль с автоматом не сможет стартануть, если курок будет установлен не на положении «P», либо «N». К примеру, катаясь на механике, некоторые водители забывают установить рычаг в нужное положение. В результате этого после включения мотора машина совершает «прыжок», что может привести к аварии. Если на автомате машина останется на положении «D» или «R», то «прыжка» не произойдет, т.к. она не заведется.

Вероятность застрять в снегу или в грязи на автомате ниже, так как проходимость повышается благодаря работе специальных программ.

Как и у любого современного механизма, у АКПП есть свои недостатки:

галочка Стоимость машины. Если транспортное средство оснащено «автоматом», то его цена будет на 1000-2000 долларов выше, чем авто с МКПП. Механику устанавливают преимущественно на отечественные авто либо модели других марок в базовой комплектации.

галочка Высокий расход. Если при езде по трассе расход топлива у автомата и механики одинаковый, то в условиях городской среды АКПП потребует на 10-15% больше.

галочка Уход. Ухаживать за «автоматом» нужно тщательнее. Во-первых, водителю необходимо менять масло в коробке каждые 70 тыс. км, а вместе с ним масляный фильтр. В противном случае, элементы АКПП будут быстро изнашиваться, что приведет к поломке.

галочка Дороговизна ремонта. Если АКПП выйдет из строя, на ее ремонт придется потратить круглую сумму. Дело в том, что с технической точки зрения автомат сложнее, чем механика. Даже не каждая мастерская сможет провести ремонт.

галочка Низкий КПД. Мало кто знает, но АКПП имеет низкий коэффициент полезного действия. Она забирает 10% мощности «движка».

Помимо всех перечисленных недостатков, нужно упомянуть о том, что в зимнее время машина с «автоматом» эксплуатируется по особым правилам. В период сильных заморозков автомобилю требуется прогрев. Кроме этого, водителю не стоит стартовать резко, несмотря на наличие «зимнего режима».

Что касается срока службы, то автоматическая коробка работает гарантировано до 150 000 км пробега, но обычно больше. Максимальное значение составляет до 300 000 пробега. Данные показатели правдивы в случае, когда водитель вовремя меняет масло и фильтр, а также бережно эксплуатирует авто.

Что представляет собой вариатор

Строение вариатора

Прежде чем определиться, что лучше коробка автомат или вариатор, необходимо рассмотреть механизм каждой коробки по отдельности. Вариатор представляет собой ту же автоматическую коробку передач с аналогичным рычагом и режимами трансмиссии. Но его принцип работы совершенно отличается. Дело в том, что он не имеет упорядоченных передач. Наоборот, вариатор оснащен большим количеством передач, которые постоянно варьируются. Именно отсюда и произошло название КП.

Режимы вариаторов имеют аналогичные обозначения. Но переход от одной ступени на другую осуществляется плавно и без рывков. Никаких толчков и колебаний не происходит, даже если машина разгоняется, едет или тормозит. Вариаторы также подразделяются на виды, но самым распространенным считается клиноременный. Конструкция клиноременного вариатора включает в себя пару шкивов и ремень, который соединяет их. Ремень имеет сложный «состав», так как резиновый или тканевый элемент не смог бы «протянуть» и 1000 километров. В качестве ремня здесь используется стальная лента или тросы с большим количеством пластинок.

Передаточное число во время разгона вариатор меняет самостоятельно, опираясь на установленную программу. Во время набора скорости у двигателя не меняются обороты, при этом изменяется передаточное отношение. Темп разгона при этом довольно высокий.

Достоинства и недостатки вариатора

Как работает вариатор

Вариаторная коробка передач имеет те же проблемы, что и стандартная автоматическая. Однако преимущества и недостатки у них все же отличаются.

К преимуществам вариатора относят:

галочка Функционирование. Плавно менять крутящий момент - это основной «плюс» вариатора. Если раньше конструкции были оснащены резиновыми ремнями, то после создания CVT их начали совершенствовать металлическими ремнями. По сравнению с резиновыми они надежные и прочные, не требуют регулярной замены и ремонта.

галочка Расход топлива. По сравнению с классической «автоматикой», CVT расходует топливо экономичнее. Это достигается за счет отсутствия разрыва мощности.

галочка Плавное движение. Благодаря тому же отсутствию разрывов мощности, машина едет плавно. Владельцы авто с АКПП чувствуют рывки во время управления ТС.

галочка Некоторые вариаторы оснащены опцией, которая имитирует собой езду с коробкой «автомат». Владельцы при желании могут установить такую CVT и наслаждаться рывками при переключении передач.

галочка Минимализм. Современные модели CVT обладают компактными габаритами. По этой причине их ставят под капот вместе с двигателями разных модификаций.

На сегодняшний день вариаторы являются единственными КП, которые способны менять передаточное отношение бесступенчато. Получается, что для любого режима работы можно подобрать лучшее значение, а не «среднее».


К недостаткам вариаторов относят следующие:

галочка Обслуживание. Коробку передач должны обслуживать только квалифицированные мастера. Если владелец пригонит авто в мастерскую к людям, которые не разбираются в вариаторных коробках, то это повлечет за собой большое количество проблем.

галочка Менять масло в КП необходимо каждые 50 тыс. км пробега. Заливать следует высококачественное масло, а доверить работу нужно официальным сервисам, а не гаражным мастерским.

галочка Несмотря на надежность, CVT могут ломаться. К сожалению, ремонт обходится водителям в круглую сумму. Чаще всего владельцы испытывают проблемы с автоматикой. Ее неисправность существенно задерживает набор мощности, а значит, снижает общую динамику авто.

галочка Часто CVT коробки установлены на японских транспортных средствах. Их сложная конструкция не рассчитана на долгую и активную езду. При поломке водителю придется отдать крупную сумму.

галочка Вариатор, по сравнению со стандартным автоматом, создает комфортные условия езды. Но при эксплуатации CVT водитель должен придерживаться некоторых правил. К примеру, не нужно ездить с вариатором на высоких скоростях с резкими рывками. Бережная эксплуатация позволит КП прослужить дольше.

Срок службы вариатора составляет 150 000 км. Для некоторых водителей это слишком мало, но бывали ситуации, когда при бережном отношении КП служила 300 000 км. Периодическое техобслуживание и соблюдение правил использования увеличат срок службы.

Сравнительные характеристики АКПП и вариатора

Чтобы определить, вариатор или автомат в чем разница и что лучше, необходимо провести сравнительную характеристику. Первым делом стоит рассмотреть эксплуатационные параметры. Возьмем для примера такие факторы, как ремонт и обслуживание. И автоматическая, и вариаторная коробки прослужат долго, если владелец будет правильно их эксплуатировать. Больших финансовых вливаний в этом случае не потребуется. Если рассмотреть данный фактор в общем смысле, то преимущество окажется на стороне АКПП. Помимо ремонтопригодности и цены обслуживания, будущих владельцев интересуют параметры экономичности и надежности, а также удобство и габариты.

Удобство

По параметру удобства обе коробки одинаковые. Если пользователь не знает, какая КП установлена на машине, то самостоятельно он не сможет отличить CVT от автомата. Когда-то вариатор функционировал по бесступенчатому принципу. Сейчас производители ликвидируют данную опцию.

Кроме этого, большинство владельцев утверждали, что им не нравится монотонный шум «движка». После этого программы в ЭБУ стали функционировать таким образом, что возникала имитация езды на АКПП. В результате появилось большое количество передач. Это позволило не ослаблять динамику, при этом создать для владельцев ощущение и поведение езды с АКПП.

В самую последнюю очередь стоит выделить резкую реакцию на нажатие «газа». Более старые «автоматы» при начале движения начинают «думать». Этого не происходит в машинах с CVT.

Экономичность

По параметру экономичности лучшим остается вариатор. У него отличные характеристики, поскольку он способен точно выдать передаточное число. К примеру, гидроавтомат выбирает между двумя передачами. Сегодня разработчики стараются улучшить «автомат», уменьшая передачи и увеличивая их количество. Это провоцирует рост габаритов и стоимости КП. В условиях эксплуатации такие коробки ведут себя неоднозначно. Некоторые режимы запускают лишние переключения, что совершенно неэффективно. В результате получается, что обслуживать громоздкие коробки совершенно невыгодно. Водителю потребуются дополнительные траты на подачу большого количества масла. А это, в свою очередь, уменьшает КПД.

Надежность

В последние несколько лет вариаторы применяются довольно часто. Это говорит о том, что технологии не стоят на месте. Однако, несмотря на использование качественных масел, ремень и шкивы изнашиваются. Получается, что коробка «автомат» служит дольше вариатора, а значит, она надежнее. Бесступенчатая коробка способна выдержать 200-250 тыс. км пробега, а АКПП вдвое больше.

Что касается эксплуатации в критических условиях, то обе коробки не любят это. При регулярных сильных разгонах возникает перегрев, буксировка в грязи, а также другие факторы приводят к старению масла и быстрому износу трущихся элементов. Если сравнивать вариатор и автомат, то у первого все эти изъяны выражены более ярко. Если не следить за работой вариатора, то шкивы и ремень выйдут из строя очень быстро.

Если стандартная коробка автомат перегревается из-за буксировки, то это тоже приводит к старению масла. Но это происходит не так быстро. Кроме этого, АКПП способна работать с большими крутящими моментами, чего не скажешь о CVT. Чаще всего вариаторы оснащены слабыми двигателями, а обычные коробки-автомат устанавливают и на грузовиках, и на спорткарах.

Габариты

Вариаторы имеют простой принцип действия. Они компактные и оснащаются легкими элементами. Например, размеры гидроблоков у них не очень большие. Что касается автомата, то производители стараются скомпоновать все необходимые элементы. Им это удается, но конечный результат поражает своей громоздкостью.

Цена

Стоимость коробки зависит от сложности конструкции. Вариаторы нельзя назвать дорогими. Их сегодня используют не только на автомобилях, но и на скутерах. Однако цена коробки не включает в себя трат на эксплуатацию. Вариаторы требуют тщательного ухода за собой, регулярной замены масла. Если коробка выйдет из строя, потребуется дорогостоящий ремонт. Что касается автоматической коробки, то условия ее эксплуатации аналогичны.

Что выбрать?

Покупая автомобиль, человек не сможет выбрать, какую коробку передач поставить. Ему необходимо заранее изучить вопрос: автомат или вариатор плюсы и минусы. Если водителя устраивает определенная марка авто, то ему нет смысла изучать преимущества и недостатки установленной в ней КП.

Много вопросов появляется при приобретении подержанной машины. Покупателям хочется, чтобы авто было оснащено всеми необходимыми системами и конструкциями. Все зависит от предпочтений человека и условий, в которых он живет и собирается эксплуатировать «железного коня».

Подведем итоги

Выбирая автоматическую или вариаторную КП, водителю нужно изучить принцип работы каждой. На основе полученной информации следует сделать вывод, какая из этих коробок подходит ему лучше. Каждая из них будет функционировать слаженно, если соблюдать все правила эксплуатации.

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×