Опытные автовладельцы знают, что в любом транспортном средстве заложен стандартный уровень вибрации. Например, на холостых оборотах у автомобилей ВАЗ он в 3 раза выше, чем у линейки машин Мерседес-Бенц. Разумеется, сравниваются модели одного и того же года выпуска. Причем они абсолютно надежны в плане безопасности.
И наоборот, вибрация кузова автомобиля, выходящая за пределы допустимого, всегда представляет угрозу для водителя и пассажиров. Ведь при сильных колебаниях сложнее тормозить, автомобиль наверняка занесет на повороте, водитель и вовсе может потерять управление. Это уже не говоря о полном отсутствии комфорта – передвигаться на дергающейся, трясущейся машине очень неприятно.
Любые превышающие норму колебания сигнализируют о поломке или износе какой-либо детали. Ведь любой материал имеет свой запас прочности: резина начинает стареть после 3 месяцев использования, через год начинает портиться металл, чуть дольше держится пластик. И если сразу не обратить внимания на вибрацию, впоследствии придется менять не просто одну деталь, а платить за крупный ремонт. Поэтому нужно знать основные причины проблемы и своевременно ее устранять.
Вибрация кузова автомобиля, причины которой заложены в моторе, проявляет себя на холостом ходу. Среди наиболее распространенных поломок специалисты выделяют три.
На них крепится коробка КПП и двигатель. Они призваны уменьшать тряску работающего силового агрегата и противодействовать ее передаче на кузов. Раньше опоры выглядели в виде плотной резиновой прокладки, а сейчас в их основе лежит цилиндр с сайлентблоком.
Современные автомобили обычно имеют 4 подушки, но в отдельных моделях бывает и 5. Сильный износ, не говоря уж о поломке опоры, всегда приводит к вибрации кузова автомобиля на холостых, а иногда и низких оборотах. Из подкапотного пространства слышится стук, при передвижении трясет в салоне, двигатель теряет часть своей мощности. Кроме того, поломка хотя бы одной подушки, если ее вовремя не заменить, способна спровоцировать поломку навесного оборудования и практически всех узлов двигателя.
Проблема с ней проявляется в потере мощности и вибрации во время разгона и движения с постоянной скоростью. Среди самых характерных поломок выделяют износ свечей, пробитый высоковольтный провод. Также возможны трещины в надсвечниках. Причем если в салоне слышен треск из-под капота – это характерный сигнал того, что пробит высоковольтный провод. Кроме того, чтобы увидеть проскакивающую искру, достаточно загнать автомобиль в темное помещение. Именно эта поломка представляет собой наибольшую опасность в системе зажигания, так как она чревата возгоранием.
Казалось бы, странно, но засорение топливной помпы тоже способно вызывать вибрации кузова и руля во время разгона и на холостых оборотах. Причем это приводит не только к потере мощности, но и быстрому износу форсунок, «чиханию» двигателя, рывкам – вплоть до полной остановки автомобиля. Также очень важно качество топлива, особенно дизельного: в Европе уровень серы в соляре в 3 раза ниже, чем на российских заправках, продающих отечественное топливо. Если фильтр засорен, то его нужно однозначно менять, одновременно промывая карбюратор или инжектор.
О проблемах с ними свидетельствует тряска во время движения со скоростью свыше 60 км/ч. До набора такой динамики двигатель автомобиля работает нормально, как и на холостых оборотах.
Как узнать, что коробка передач является причиной вибрации? Очень просто: во время езды, как только появились ее признаки, на АКПП нужно поставить рычаг в положение «N», а на МКПП выключить сцепление. Если «трясун» прекратился – значит, дело именно в трансмиссии. Впрочем, бывают и обратные случаи – после таких манипуляций автомобиль начинает вибрировать. Это означает, что проблема кроется в гидротрансформаторе, маховике, корзине сцепления, коленвале, шатунах или поршнях.
Водители, исповедующие агрессивную манеру езды и не обращающие внимание на ямы, перед которыми нужно притормаживать, наверняка столкнутся с вибрацией кузова автомобиля, спровоцированной износом шарниров ШРУСов и пружин амортизатора. Кроме того, у лихачей часто выходят из строя сайлентблоки на рычагах подвески. Поэтому неудивительно, что если автомобиль передвигался на скорости до 90 км/ нормально, а затем его начало не только трясти, но и заносить…
Дрожание кузова может быть вызвано быстрым износом деталей тормозной системы, особенно ступиц, дисков и барабанов. А бывает и так, что во время тюнинга автовладельцы установили неправильную разболтовку дисков, из-за чего нарушается центровка тормозного диска, который деформируется и начинает перегреваться. Воздействие высокой температуры можно определить по синюшному цвету детали. Помимо этого, диск в ходе эксплуатации может изнашиваться неравномерно, также встречаются случаи, когда его толщина разная из-за заводского брака.
Для вибрации, которая возникает из-за дефектов и поломок элементов тормозной системы, характерен невысокий уровень, и многие владельцы машин не обращают внимания на маленький дискомфорт. И только когда тряска начинает зашкаливать, они приступают к ремонту. Между тем вибрация из-за проблем с тормозами – самая опасная среди всех.
В половине случаев при движении на скорости от 30 км/ч начинается вибрация, вызванная неправильным распределением веса колес. И если езда с динамикой около 50 км/ч не приводит к значительному «шатанию» автомобиля, то уже на 80-90 км/ч оно сильно возрастает. Настолько, что машина уже практически не слушается руля, и есть большие шансы попасть в аварийную ситуацию.
Коррекцию колес нужно проводить не в гараже, а на СТО, где есть необходимое для этого оборудования и специалисты-профессионалы. Там же заодно желательно проверить давление в шинах, поскольку его разность тоже может стать источником вибрации кузова.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора