У многих автомобилей поры СССР и ранней независимости России судьба не сложилась по объективным причинам. Однако ближе к «нулевым» годам экономика, в том числе в автомобильной промышленности, начала стабилизироваться, и дела пошли в гору. И все же и в новом тысячелетии многие отечественные автопроизводители ощутили горечь рыночного провала. Ярчайший пример – попытка серийного производства электрокаров, так называемых Ё-мобилей.
В начале 2000-х мало кто знал, что в России стартовал проект «Мишка», предполагавший создание семейства компакт-автомобилей на базе «Оки» с кузовом из стеклопластика. Финансировал данное направление Фонд экологизации Москвы, поэтому дело не ограничивались выпуском машин с бензиновыми двигателями – прорабатывались версии и на электрической тяге. И в 2012 году, арендовав цеха ЗиЛа, несколько отечественных компаний наладили-таки сборку «Мишек» с двигателями, поставляемыми из Мелитополя. Однако серийное производство не было налажено, и малолитражки быстро канули в лету.
Зато в 2010 году проект создания электрокаров Ё-мобиль в самых разных кузовных вариантах успел прогреметь по всему миру, и для реализации задумок было создано совместное предприятие, в которое вошли несколько российско-белорусских компаний. Примерный бюджет этого тандема составлял 150 млн. евро. Предполагалось, что этих денег хватит для появления гибридного автомобиля, у которого крутящий момент передавался бы на оси как от ДВС через спецгенератор, так и накопительной АКБ.
Причем довольно быстро, в том же достопамятном 2010-м, были представлены ходовые образцы – детище фирмы «Русский автодизайн» и кузовного ателье Cardi. Безусловно, ни о какой практической пользе прототипов говорить не приходилось: они просто выполняли имиджевую функцию, без которой стартовать проекту было бы сложнее.
Пока участники проекта изучали реакцию посетителей своего блога, прототипы привлекли внимание высшего руководство Российской Федерации – Владимира Путина, занимавшего тогда пост председателя правительства, и действующего президента Медведева. Поскольку оба посчитали разработку перспективной, перед Ё-мобилем загорелся зеленый свет. Об этом свидетельствовало подписанное в Смольном соглашение, согласно которому в индустриальном парке в Марьино должен был появиться завод «Ё-авто», способный производить до 45 тыс. электромобилей в год.
Кстати, организаторы проекта продолжали раскручивать его за счет приема на сайте виртуальных заявок. И таких в первый же день было собрано порядка 50 тыс., то есть больше, чем смог осилить строившийся завод за целый год.
В начальную стадию запуска проекта и возведение производственных зданий предприятия было вложено 140 млн. евро – практически все деньги, имевшиеся на тот день. Без остатка. Однако их хватило лишь на то, чтобы представить очередные версии Ё-кроссовера и электромобиля в 2011 году на Франкфуртском автошоу и новый вариант машины в 2013-м на Петербургском международном экономическом форуме.
В 2014 году начало выпуска Ё-мобилей заморозили из-за недостатка финансирования. Поэтому сегодня планы по созданию серийных версий таковыми и остались. Не выдержаны сроки, нет и результата…
Впрочем, многие автоэксперты еще на старте проекта относились к нему весьма скептически: реализовать его на практике было бы настоящим российским чудом, так как ни заявленные сроки, ни компетентность задействованных топ-менеджеров не выдерживали никакой критики. Организаторам бы для начала пройти уроки вождения на механике, говорили сведущие люди, прежде чем заниматься высокотехнологичными задачами. А некоторые специалисты напрямую утверждали, что Ё-мобиль – это просто «мыльный пузырь», дорогостоящий пиар-ход Михаила Прохорова как элемент его избирательной кампании.
После 2014 года никаких подвижек в проекте не наблюдается: электрокар так и остался в памяти россиян как нашумевший проект. Правда, есть исключение в виде Ё-Crossback EV – штучного экземпляра «отверточной» сборки, переданного в пользование Владимиру Жириновскому.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Александра
Отучившись в автошколе и два раза завалив экзамен в ГАИ, я поняла, что нужно другое решение этого вопроса!)
Сестра посоветовала Майю в качестве инструктора, чтобы отработать экзаменационный маршрут и упражнения.
Уже после первого занятия, я была в полном восторге! Очень понятное объяснение, простыми словами, даже по сто раз. Абсолютное отсутствие нервов, ощущаешь себя на равных.
Очень приятная цена за такую качественную работу. Майя идёт на компромиссы, можно договориться спокойно на удобное время.
Знания и права получены! Огромное спасибо, я очень довольна!
Рекомендую классного Инструктора