В конце XX века к автомобилям стали предъявлять повышенные требования. Поэтому производителям пришлось использовать сложные технологические разработки, чтобы уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. У многих водителей не зря возникает вопрос, что такое катализатор в автомобиле и можно ли обойтись без него.
Отвечая на вопрос, что такое катализаторы в автомобиле, можно сказать, что это элемент выхлопной системы, обеспечивающий полное сжигание газов, которые производит транспортное средство. Главной задачей устройства является снижение концентрации вредных газов, попадающих в атмосферу из автомобиля. Соответственно ТС становится более экологичным.
Рассматривая катализатор автомобильный для чего он нужен, можно сказать, что устройство позволяет автомобилю соответствовать установленным стандартам Евро 5 или 6. Большая часть выхлопных газов имеет нейтральный состав: двуокиси углерода, пара с содержанием H2 O, азот. Но такой состав встречается преимущественно в отрегулированном двигателе, который работает стационарно. На практике большинство автомобилей выделяют опасные двуокиси и химические вещества. Уничтожить подобные химикаты в большом количестве напрямую практически нереально. Поэтому приходится использовать каталитические реакции, позволяющие обезвредить опасные вещества.
Важно отметить, что деталь отличается высокой стоимостью, поэтому если она перестанет работать, придется потратить немало денег на покупку новой. Катализаторы для бензиновых ТС принято разделять на 2 категории:
металлические;
керамические.
Для дизельного топлива делают установку сажевых фильтров. Керамическая конструкция менее стойкая к механическим воздействиям, но можно купить по демократичной цене. Также хрупкими оказываются сажевые фильтры, которые могут выйти из строя из-за попадания влаги или сильного удара. Металлическая конструкция является самой прочной и имеет самый долг срок эксплуатации. Но по цене дороже, чем второй вариант.
При рассмотрении вопроса, для чего нужен катализатор в машине важно понимать, что функцию катализаторов выполняют благородные металлы, которые лучше всего способны справиться с данной задачей.
Самым демократичным по стоимости оказалось золото, но все чаще на практике используется палладий, платина, родий. Кроме использования дорогостоящих металлов, стало необходимо изобрести такую геометрическую форму, которая сможет обеспечить эффективный контакт катализатора с полным объемом газов. Визуально конструкция выглядит как соты из металла, через которые продувается общий объем.
Несмотря на то, что большинство водителей знают, каталитический нейтрализатор что это в машине, все же уверены, что транспортное средство может прекрасно функционировать без него. Это связано с тем, что данный элемент требуется только для снижения выброса вредных веществ в окружающую среду и не влияет на работу других элементов в машине.
Если в машине вышел из строя катализатор, это может негативным образом повлиять на работу других подсистем. Поэтому некоторые водители стараются избавиться от детали, а если она остается в рабочем состоянии, то могут заработать неплохие деньги.
Водители избавляются от катализатора по следующим причинам:
не сказывается негативно на показателях ходовой;
требует дорогостоящего ремонта;
возможно получить достойную прибыль;
негативно сказывается на системе зажигания при поломке.
В действительности машину возможно эксплуатировать без катализатора, так как ходовые показатели и мощность остаются на прежнем уровне. После утилизации конструкции автомобиль возможно эксплуатировать, но состав выхлопных газов уже не будет соответствовать заявленным стандартам. Такое транспортное средство не сможет пройти проверку на соответствие экологических норм. Подобную проверку проводят при техническом осмотре на специальном стенде.
В марте 2021 года правительство ужесточило правила прохождения технического осмотра ТС. Поэтому специализированные сервисы стали модернизировать имеющееся оборудование, чтобы подготовиться к предстоящим проверкам. Диагностические карты стали выпускать в электронном варианте. В данный документ специалисты должны загружать фотографии автомобиля. На нем должны отображаться следующие данные:
номерной знак на стенде;
GPS- координаты.
Внимание: при зафиксированных нарушениях были введены крупные штрафы вплоть до уголовного наказания. Таким образом, покупка техосмотра стала довольно дорогим удовольствием.
Также обязательным является получение диагностической карты, если сменился владелец авто, был заменен основной компонент либо были внесены изменения в конструкционный элемент. Данное правило распространяется только на автомобили старше 4-х лет.
Владельцы, которые желают избавиться от дорогостоящего элемента, зачастую задаются вопросом, как и где удалить катализатор. В действительности работу можно выполнить самостоятельно или обратиться в специализированный центр.
Если у владельца ТС оборудована хотя бы небольшая мастерская, то все работы можно выполнить в самостоятельном порядке. Сначала необходимо определить, какой вид катализатора присутствует в системе. Конструкция может быть вмонтирована в выхлопной тракт под днищем, либо находиться в выхлопном коллекторе.
В первом варианте, чтобы избавиться от катализатора, можно потратить меньше сил, если катализатор прикреплен при помощи болтов. Достаточно взять отвертку и избавить от креплений. Если болтов нет, то нужно использовать болгарку.
Второй случай предполагает сначала демонтаж коллектора. На выполнение данной процедуры потребуется время.
Процедура на специализированных техстанциях выглядит несколько иначе. Для начала выхлопная система проходит диагностическую проверку. Это позволяет максимально точно узнать, стоит ли избавляться от катализатора, либо причина неприятного запаха или снижения тяги зависит не от него.
Один из популярных способов – это демонтаж части выхлопной системы с нейтрализатором. Далее удаляется содержимое в катализаторе. Для этого нужно взять перфоратор и сделать несколько отверстий. Диаметр каждого составляет 20 мм. Но и тут существуют недостатки. В первую очередь отверстия могут быстро забиваться, но при этом не потребуется использовать сварку.
Второй метод предполагает резку катализатора. Можно разрезать по всей длине или ширине. Далее сделать внутреннюю чистку: убрать пыль и грязь, привести в порядок ячейки, на которых осуществляется химическая реакция. Внутрь конструкции устанавливают пламегаситель и возвращают отрезанную часть на место. Преимущественно подходит для коллекторов. Если катализатор располагается в нижней части, то вырезают корпус, а на его место устанавливают стронгер.
Если не делать варку пламегасителя, то высок риск появления вихревых потоков. Поэтому в процессе езды водитель будет слышать специфические звуки, силовая установка начнет сильно перегреваться. Поэтому важно установить пламегаситель.
Перед тем, как начинать работу, важно учитывать определенные особенности снятия катализатора. После того, как нейтрализатор будет удален из системы, датчик начнет постоянно обнаруживать ошибку.
Для решения данной проблемы чаще всего делают обманную конструкцию. Она помогает отделить датчик и выхлопные газы. Поэтому в конечном результате концентрация кислорода оказывается выше. Вкручивание обманки происходит на месте бывшего датчика, здесь же нужно установить прибор. Система отличается стабильной работой, несмотря на то, что имеет ряд нюансов:
даже минимальное самостоятельное вмешательство в конструкцию ТС лишает дальнейшего обслуживания по гарантии. Поэтому стоит сначала подумать, какие будут действия, если двигатель будет неисправным при наступлении гарантийного случая;
прохождение официального ТО становится невозможным. Обман бортового компьютера – это половина дела. Правда вскроется, когда осмотр будет происходить на специальном стенде. В результате будет оформлен официальный запрет на эксплуатацию ТС. Со станции техосмотра придется возвращаться на эвакуаторе.
В качестве альтернативы можно выполнить перепрошивку электронного блока управления. Тогда система будет принимать имеющиеся показатели в качестве нормы. Чтобы разобраться в данном вопросе, нужно иметь специализированные знания и соответствующее ПО.
Важно понимать, что при использовании повторной прошивки, начнут нарушаться существующие циклы в работе мотора. Поэтому режим функционирования станет неправильным. В результате ресурс может снизиться минимум в два раза. Соответственно, можно сделать вывод, что экономия на перепрошивке принесет только новые и немалые финансовые расходы.
Автомобиль не сможет пройти проверку на соответствие экологических норм, если у него отсутствует катализатор. Важно обратить внимание, что наличие подобного оборудования является обязательным требованием. Информация о составе выхлопа фиксируется в электронной карте. Это связано с тем, что после удаления данного элемента происходит снижение нормы до класса Евро – 2.
Подобные правила исключают покупку нелегальных диагностических карт. Соответственно, если авто приедет на ТО и на нем не будет катализатора, то проверка не будет пройдена. Единственный путь, это купить новое оборудование для установки на прежнее место.
Чтобы понять, что на автомобиле отсутствует катализатор, необходимо использовать специальное оборудование. Как правило, оно присутствует в специальных технических станциях. Также отсутствие данного элемента сможет увидеть представитель ГИБДД, когда будет ставить на учет машину. Если катализатор не будет установлен, то владелец получит отрицательный ответ при регистрации. Любое конструктивное изменение в ТС должно проходить лабораторное исследование и получить официальное подтверждение безопасности. Если все в порядке, ТС ставят на учет.
Однако инспектор не сможет проверить без специального оборудования, висит ли это катализатор или обманка. Если снятие произойдет после прохождения ТО, то данный факт сможет установить только техник.
Если инспектор ГИБДД установил факт отсутствия катализатора, то придется оплатить штраф в размере 500 рублей, так как была изменена первоначальная конструкция. На основании международного Техрегламента существует пункт 9.10, который гласит о запрете внесения изменений в конструктивные элементы выхлопной системы и отработанных газов.
На основании подписанного РФ технического регламента, управление без нейтрализатора является противозаконным. Также стоит обратить внимание, что транспортное средство со снятым катализатором не пройдет ТО. Если возникают сложности с катализатором или он выходит из строя, нужно как можно быстрее произвести замену. Лучше всего использовать нейтрализатор оригинальный, так как альтернативные конструкции выходят из строя быстрее и не несут никакой выгоды с финансовой точки зрения. Кроме того, отсутствующий или сломанный катализатор приведут к тому, что автовладелец не получит диагностическую карту.