Что такое ДМРВ: описание, виды и принцип работы

Расходомер воздуха

Содержание:

Чтобы обеспечивать максимальное сгорание топливовоздушной смеси в рабочих камерах цилиндров и одновременно гарантировать соблюдение современных экостандартов, необходимо предельно оптимально определять расход мотором кислорода. Причем делать это нужно при любых оборотах коленвала. За контроль над поступающим воздухом отвечает целая «обойма» электронных помощников: датчиков температуры, давления и т. д. Однако самым популярным из таких приборов считается ДМРВ – датчик массового расхода воздуха. Единственная задача данного прибора состоит в фиксации объема «забортного», поступаемого во входной коллектор силового агрегата с последующей передачей данных ЭБУ – электронному блоку управления – который благодаря этому с ювелирной точностью рассчитывает топливоподачу. Поэтому на бытовом языке, отвечая на вопрос «ДМВР – что это?», многие специалисты называют его просто расходомером, особо не задаваясь целью пользоваться сложной терминологией. 

Виды воздушных расходомеров

На данный момент мировой автопром остановился на выпуске лишь двух типов ДМРВ – с пленочным элементом повышенной чувствительности и тонкой платиновой нитью. Несмотря на определенные конструкционные особенности, принцип работы ДМРВ абсолютно идентичен, поскольку фиксация поступающего в коллектор кислорода осуществляется с помощью нагреваемого элемента. 

У расходомеров с нитью этот элемент нагревается током с последующим охлаждением воздухом. Причем температура нити должна быть постоянной, поэтому после охлаждения осуществляется подача более высокого напряжения. Это позволяет сопоставлять ЭБУ Вольты с объемом кислорода, подаваемого в камеры сгорания двигателя. 

Другие виды ДМРВ, пленочные, выполняют свою функцию точнее по сравнению с нитевыми расходомерами, ибо имеют в своем составе датчик температуры воздуха. Конструкционно они представляют собой пару терморезисторов с промежуточно расположенным нагревательным резистором. Когда воздушный поток проходит вдоль терморезисторов, он охлаждает первый из них. В результате воздух слегка нагревается, а разница электрического сопротивления и температур фиксируется прибором. Именно таким способом электронный блок управления мотором получает информацию о том, какой объем кислорода поступает в агрегат. 

Достоинства и недостатки двух видов ДМРВ

Как устроен ДМРВ

Расходомеры на основе чувствительных пленок прекрасно фиксируют не только поступающий, но и обратный поток кислорода. Однако если в такой датчик попадают грязевые компоненты или масло, они могут выдавать некорректные данные. 

В расходомерах с нитью все нежелательные компоненты сгорают, так как нить может нагреваться до 500 и более градусов. Вдобавок такие измерители отличаются более простой конструкцией, за что рассчитываются невысокой точностью. В результате данный вид ДМРВ по своим характеристикам не соответствует евростандартам, и путешествовать по Евросоюзу на автомобиле, оборудованном двигателем с этим расходомером, противопоказано. 

Симптомы неисправности датчика массового расхода воздуха и последствия

Снимать ДМРВ

Рядовому автовладельцу совсем не обязательно досконально знать, как устроен ДМРВ. Зато умение распознавать симптомы его неисправности помогает заблаговременно предупредить возможные проблемы с работой системы впрыска топлива. Если расходомер отправляет в ЭБУ неверные расчеты, это может стать причиной образования либо обедненной, либо переобогащенной топливовоздушной смеси. В первом случае будет наблюдаться существенное снижение мощности силового агрегата, во втором – перерасход горючего. 

Наиболее часто встречающимися признаками неисправности датчика массового расхода воздуха являются: 

восклицательный знак двигатель стабильно работает только на определенном уровне оборотов;

восклицательный знак в штатном режиме эксплуатации наблюдается существенное увеличение расхода топлива;

восклицательный знак возникают сложности с запуском мотора;

восклицательный знак самопроизвольные остановки двигателя – т. е. он глохнет;

восклицательный знак загорание на панели приборов диода Check Engine;

восклицательный знак снижение динамики разгона автомобиля. 

Разумеется, причиной глохнущего мотора может быть не только датчик, но и проблемы с электропитанием. Поэтому оно проверяется в первую очередь, и только затем диагностике подлежит датчик. Его работоспособность определяется по уровню напряжения, измеряемого в Вольтах. Причем этот способ применим как для расходомеров с нитью, так и для пленочных измерителей, которые подают в блок управления цифровой сигнал. Поэтому этот сигнал у новых моделей пленочных датчиков можно определить и измеряемыми встроенными средствами, которые в случае неисправности выдадут код ошибки. 

Если уровень сигнала у расходомера с нитью низкий, это может быть вызвано целым рядом факторов:

знак важно неисправен электронный блок управления двигателем;

знак важно обрыв в электрической цепи подключения расходомера;

знак важно некорректно подключены или оборваны сигнальные провода;

знак важно обрыв массы в цепи;

знак важно датчик не подключен.

И все же делать окончательные выводы по поводу, что такое ДМВР, и почему он не справляется со своей задачей, на основании вышеперечисленных пунктов не следует. В идеале желательно провести полную диагностику мотора, и совсем не обязательно – всей машины. Ведь очень часто причиной падения мощности и самопроизвольной остановки двигателя становится банально забитый воздушный фильтр. Однако есть показатели, которые позволяют практически со стопроцентной вероятностью утверждать, что причиной проблем является именно расходомер

Определяем состояние нитевого и пленочного ДМРВ 

Проверка мультиметром ДМРВ

Как уже было сказано, нитевые датчики отличаются простотой и беспроблемностью, а также способностью самоочищаться. Чтобы определить, в каком состоянии находится ДМРВ, следует провести замеры напряжения. Для этого потребуется мультиметр: у таких приборов нормальный показатель равен 1В, максимально допустимое напряжение – 1,3В. С пленочными ДМРВ немного сложнее: при таком же номинальном показателе допустимая разбежка составляет всего лишь 0,02В. 

У пленочного датчика есть диапазон напряжений, который позволяет не просто определить, работает или нет датчик, но и узнать о его «промежуточном» состоянии. Например, при показателях в пределах 1,040-1,049В владельцу машины крайне рекомендуется заменить ДМРВ, так как он находится на грани выхода из строя. А если мультиметр выдает 1,020-1,029В, то это означает, что у датчика осталась половина эксплуатационного ресурса. 

Второй способ требует замера максимального напряжения. Правда, он не применим к турбированным двигателям, зато на моторах с тросовым дросселем потребуется лишь резко его открыть. Если пиковое напряжение не поднимется до 4 В, это считается симптомом неисправности датчика. Однако если речь идет об автомобилях с электронным дросселем, то количество Вольтов может и не достигнуть этой отметки. 

Несколько слов о промывке датчика

Многие автовладельцы и даже опытные автомеханики абсолютно уверены: заводские характеристики ДМРВ можно «оживить» банальной промывкой датчика. Дескать, достаточно аккуратно вынуть его из корпуса и обработать чистящим средством в виде жидкости для промывки топливной системы, спирта и даже ацетона. Ведь примерно так с большим успехом несколько десятилетий назад промывались жиклеры карбюратора. На самом же деле экспериментировать с универсальными растворителями – себе дороже. Возможно, подобные «молодильные» жидкости и помогут в деле борьбы с загрязнением, однако, как показывает практика, вероятность успеха равна 50/50. А может быть и совсем другая комбинаторика, когда ДМВР умирает без единого процента на восстановление… 

Безусловно, запретить «пролить» датчик нельзя. Тем более что в многообразной линейке узкоспециализированной автохимии действительно есть составы, предназначенные именно для этих целей. И все же стоить по сравнению даже с чрезмерно раскрученным WD-40 они будут на порядок выше. Вдобавок производители таких очистителей однозначно указывают: наполовину «уставший» датчик довести до полной кондиции не удастся, то есть он все равно не будет работать, как абсолютно новый. Единственное, на что годны подобные жидкости – проведение профилактической промывки исправных расходомеров за счет снятия загрязнений, возникающих из-за пыли и масляного «тумана», который может попадать из системы вентиляции картера во впускной коллектор. 

С ДМРВ или обойдемся без него? 

Отключение расходомера воздуха или его снятие с автомобиля всегда приводит к подаче сигнала Check Engine. Однако при этом мотор будет без особых проблем работать и дальше. Другой вопрос, что на бортовых компьютерах современных автомобилях устанавливается обновленный софт с «аварийной» программой, которая в таких случаях способна поднять холостые обороты двигателя до 1500 об./мин. Вдобавок доработанная «прошивка», получая описание ДМРВ в виде некорректного сигнала, автоматически провоцирует снижение динамических характеристик транспортного средства в сочетании с существенно повышенным потреблением бензина или дизтоплива. И даже на условно простых моделях автомобилей, не исключая из их числа отечественных, типа первого поколения «Лады», неисправность датчика тоже грозит заметным ослаблением мощностных показателей мотора и явным перерасходом горючего. Отсюда вывод: игнорировать ошибки датчика массового расхода воздуха, а уж тем более отключать его, нецелесообразно. 

Чем ДМРВ лучше или хуже ДАД?

Датчик абсолютного давления

Очень часто при отказе расходомера или тюнинге двигателя – например, переводе атмосферного агрегата на турбонаддув – происходит замена ДМРВ на ДАД (датчик абсолютного давления). Во-первых, привлекает дешевизна такой альтернативы, во-вторых, отталкивает отнюдь не заоблачный рабочий ресурс штатного прибора. Из строя он способен выйти даже через 50-60 тыс. км пробега, а когда цифра на одометре пересекает черту в 100 тыс. км, у львиной доли бюджетных иномарок установленный на заводе прибор гарантированно выходит из рабочего состояния. 

И все же, разбираясь в вопросе, что такое ДМВР и чем он отличается от датчика абсолютного давления, сразу отметим задержку реагирования мотора на открытие дросселя, которая наблюдается при использовании ДАД. Объясняется этот факт менее совершенным алгоритмом работы, а также тем, что с последним способны эффективно работать далеко не все ЭБУ автомобиля. Вдобавок просто так, без кардинальных доработок, заменить датчик расхода воздуха на датчик давления не получится из-за разных мест их расположения, не говоря уж о конструкционных различиях. 

Одним словом, те автовладельцы, которые предпочитают особо не мудрить с доработкой силового агрегата и взамен «умершего» ДМРВ ставят новый, а не заморачиваются с увязкой ДАД с датчиком температуры воздуха – а без этого обойтись никак нельзя – ничего не проигрывают. А какой прибор конструкционно лучше, категорически утверждать нельзя. Ведь есть немало счастливых случаев, когда автомобиль с «родным» расходомером наматывал не одну сотню тысяч километров, и то же самое можно утверждать в отношении датчика абсолютного давления. Тем более, если последний входит в штатную комплектацию автомобиля и, соответственно, ставится на заводе с полным соблюдением технологии. 

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×