Профессиональные водители прекрасно знают, что движение задним ходом относится к числу самых опасных маневров на дороге, а наиболее распространенными нештатными ситуациями при этом является столкновение с другим транспортным средством и наезд на пешехода. Кстати, именно такие виды происшествий часто практикуются мошенниками для организации автоподстав. Однако данному аспекту в ПДД уделяется минимум внимания. Впрочем, в российском Административном Кодексе тоже дается немного информации. И чтобы внести ясность в этот вопрос, следует обратиться к официальным документам.
Движение транспортных средств задним ходом регламентируется статьей КоАП, которая предписывает практиковать реверсивную езду только тогда, когда она не создает помех иным участникам дорожного движения – пешеходам, другим машинам, общественному транспорту и пр. И в случае нужды водитель имеет право воспользоваться помощью посторонних лиц, то есть пассажиров и пешеходов. Например, во время параллельной парковки в условиях ограниченного пространства, хотя никаких разъяснений по этому вопросу в ПДД нет.
Из этого автоматически вытекает вывод, что при дорожно-транспортном происшествии его виновником практически всегда признается водитель, во время движения задним ходом создавший опасную ситуацию. Конечно, другой участник ДТП тоже может понести административное наказание – предупреждение, штраф за превышение допустимой скорости или другую провинность. Однако, повторимся, это не отменяет вину автовладельца, включившего заднюю скорость.
Современные Правила дорожного движения однозначно указывают, на каких объектах транспортным средствам запрещена езда на задней передаче – в тоннелях, остановках маршрутных такси и участках улиц с видимостью менее 100 м даже в одном направлении, на железнодорожных переездах, мостах и т. д. Данный перечень нужно просто запомнить, и тогда аварийных ситуаций будет меньше. И отнюдь неслучайно в этом списке фигурируют автомагистрали, по которым транспортные средства движутся с высокой скоростью, а любая попытка движения задним ходом неминуемо приводит к штрафу.
У малоопытных водителей часто возникает проблема с тем, касается ли данное табу на езду по дорогам с односторонним движением. В принципе, этот вид маневра законом не запрещен, но с одной оговоркой: ехать назад можно лишь до той поры, пока перед автомобилем не появится мост, перекресток, тоннель или другой объект, по которому пятиться назад Правила запрещают. Также движение в обратном направлении следует прекратить, когда на пути оказался ограничивающий знак – например, табличка с запретом на въезд.
Размер административной ответственности за движение задним ходом, штраф за которое выписывается довольно часто, не всегда зависит от степени тяжести совершенного правонарушения. По крайней мере, так записано в нескольких пунктах КоАП РФ – вина больше зависит от места нарушения ПДД. Причем размер штрафа совсем невелик, расстаться придется всего лишь с 500 руб., если при этом не было доказано еще одно правонарушение. Исключение составляет лишь реверсивная езда по автомагистралям, которая всегда приводит к выписке «письма счастья» на сумму в 2 500 рублей.
Такое суровое наказание, как лишение права управления транспортным средством на какой-либо срок, в данном вопросе практикуется в исключительных случаях. Например, временно стать пешеходом вполне реально, если водитель на дороге с односторонним движением игнорировал предписание знака «Въезд запрещен». Такая провинность может караться штрафом в размере 5 000 рублей, но иногда за некорректное движение задним ходом лишение прав грозит на срок от 4 месяцев до полугода.
Характерно, что раньше многих автовладельцев инспекторы наказывали рублем не за саму езду задом по дороге с одной полосой движения, а за выезд на нее с помощью задней передачи. Этот вопрос долгие годы оставался в числе наиболее спорных, а число попыток обжаловать административное наказание исчислялось тысячами в год. Все разрешилось только в июне 2019 года, когда Верховный суд опубликовал постановление, внесшее полную ясность в трактовку этого правонарушения. Не вдаваясь в юридические тонкости, отметим, что этот документ предписывает не лишать водителей прав за езду задним ходом по односторонней улице, а лишь штрафовать. Другое дело – въезд на такую улицу с нарушением Правил.
Кроме того, если машина сдает задом на прилегающую территорию – а к ней относятся дворы, автозаправки, стоянки и прочие объекты, не предназначенные для сквозного движения и прилегающие к дороге – наказание автовладельца должно производиться согласно 1 статьи 12.16 КоАП. И это уж никак не лишение прав, чем часто раньше пугали инспекторы, а всего лишь штраф в размере 500 рублей.
Чтобы езда задним ходом не создавала аварийных ситуаций и не приводила к столкновению транспортных средств, нужно следовать нескольким нехитрым рекомендациям. Они действительно элементарны, но зачастую автовладельцы с небольшой практикой вождения о них либо не знают, либо просто забыли после окончания автошколы.
Во-первых, никто не отменял использование зеркал заднего вида. Причем не только двух наружных, но и салонного – желательно поочередно смотреть в них, и тогда обстановка сзади машины будет постоянно под контролем.
Во-вторых, если другой автомобиль задним ходом надвигается на стоящее транспортное средство, его водитель ни под каким предлогом не должен включать заднюю скорость. И весьма желательно использовать звуковой сигнал, который заблаговременно предупредит первого водителя о потенциальной опасности. Как показывает многолетняя практика, далеко не все участники дорожного движения понимают значение звукового сигнала, и продолжают пятиться назад. В таком случае лучше самому отъехать подальше вперед. А если столкновение все-таки случится, то наверняка найдутся свидетели, которые подтвердят невиновность одного из водителей, подавшего сигнал.
Из этого же правила вытекает другое: двигаясь задним ходом и услышав бибиканье, следует как можно быстрее остановиться, выйти из машины и оценить создавшуюся обстановку. Лишняя пара потраченных минут поможет избежать аварии, избежать больших временных и денежных затрат для «разборок» со страховщиком и автосервисом.
И помните: движение задом на парковке является одним из наиболее сложных и опасных видов маневров. Поэтому вертеть головой и смотреть в зеркала, чтобы отслеживать возможное движение других автомобилей, имеющих преимущество, нужно постоянно. Что касается неподвижно стоящих на парковке транспортных средств, за рулем которых отсутствуют водители, то обращать внимание на них особо не следует. Другое дело – машины с включенным двигателем и человеком на переднем сиденье: он может по неосторожности, не посмотрев предварительно в зеркала, неожиданно начать движение. В такой ситуации спасает исключительно поворот головы и постоянная концентрация.
Наконец, использовать заднюю передачу следует лишь при отсутствии спешки. Например, во время шоппинга, когда можно спокойно припарковаться задом возле супермаркета, чтобы потом беспрепятственно выехать передом.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.