Скрученный пробег на подержанных автомобилях – явление весьма распространенное в России. Поэтому, покупая машину с рук, смотреть на одометр – прибор, который фиксирует пройденное ею расстояние – зачастую бессмысленно. Ведь великое искусство выдавать старый, заезженный транспорт за новенький, появилось еще задолго до первых автомобилей. Вспомнить хотя бы барышников, которые перед продажей на рынке коня «обновляли» ему зубы, хвост и пр. Однако возникает закономерный вопрос: как определить скрученный пробег, неужели нет никакого «противоядия» против разводчиков? Конечно, есть! Однако для начала нужно изучить основные способы, которыми пользуются мошенники.
В любом автомобиле, в отличие от упомянутых лошадей, всегда есть одометр. И скорректировать показываемый им километраж – привычная норма при предпродажной подготовке транспортного средства. Раньше, когда в машине устанавливались только механические одометры, вопрос решался незатейливо: к приводному тросу этого прибора подключались высокооборотистые бытовые устройства – обычно это была электродрель, но некоторые ухитрялись задействовать и миксеры – и включалась команда «Назад». Так вместо устрашающих 150 000 км появлялись скромные 20-30 тыс. км, и наивный покупатель быстро соглашался на сделку.
С переходом на электронные счетчики задача усложнилась, потому что в домашних условиях уменьшить километраж оказалось делом проблематичным. Вдобавок и цифры на одометрах обычно были шестизначными, а это – серьезный повод для испуга любого покупателя. Однако прогресс не стоит на месте, и рынок быстро отреагировал на запрос, «выплюнув» в продажу различные программаторы. Подключив их к разъему для бортовой диагностики, можно уменьшить полумиллионный пробег до все тех же скромных 20-30 тыс. км. А то, что машине уже порядка 20 лет, объясняется просто: дескать, супруга ездила по выходным за покупками, потому и «накрутила» так мало…
Дальше – больше. Эпоха цифровизации привела к тому, что сейчас в Рунете без проблем находятся специализированные сайты, где с легкостью можно приобрести подходящий прибор. Особых знаний по его применению не требуется, а цена вопроса – не более 10 000 рублей. На такие затраты, безусловно, согласен любой недобросовестный продавец, ибо выложенные деньги окупятся, что называется, сторицей.
Впрочем, самих покупателей мало интересуют детали методов обмана, им куда важнее разобраться, что кроется за рекламными посулами продавца. Однако универсального рецепта распознания того, скорректированы ли показания одометра или нет, не существует. Здесь нужно, образно говоря, бить по всем фронтам, то есть искать косвенные признаки «омоложения» автомобиля (экспертный метод) или проводить компьютерную диагностику.
Для начала скажем, что даже на недорогих иномарках часто показания электронного одометра копируются в иные блоки управления. И глубоко неправы те, кто думает, что в бортовом компьютере есть специальный файл, в котором отражается истинный километраж. Увы, его нет, и о вмешательстве в электронный «мозг» зачастую свидетельствуют лишь вторичные признаки. Однако об этом потом, а пока разберемся, какие визуальные признаки могут помочь в таком важном деле, как узнать, скручен ли пробег на автомобиле или нет.
Говорят, что опытные врачи практически безошибочно определяют возраст пациента по его рукам. У автомобиля признаки «старости» другие, но зато их больше. Вот далеко не полный перечень.
Затертое ветровое стекло. Стоит оно недешево, поэтому в рамках предпродажной подготовки его мало кто будет менять. О приличном километраже свидетельствуют сколы и многочисленные царапины, появляющиеся от удара вылетающих из-под колес камешков. Также важно, «родное» стекло или нет. На лобовике должна быть маркировка с какой-либо цифрой. Если «5», то это 2015 год, в котором и было выпущено стекло. А когда эта дата совпадает с годом производства автомобиля, можно быть уверенным, что стекло именно «родное».
Мутные колпаки фар, сделанные из поликарбоната. Впрочем, «взгляд» машины может прояснить качественная полировка. Зато узнать, сколько лет эксплуатировался автомобиль, можно по наклейке на самой фаре – она располагается на корпусе. Отсутствие такой наклейки тоже говорит о попытке скрыть возраст машины.
Износ тормозных дисков. В зависимости от модели автомобиля, диски могут стоить весьма приличную сумму. Как и в случае с лобовиком, их ремонт финансово нецелесообразен. На что смотреть? На фаску – чем она больше выработана, тем сильнее износ тормозов. Кстати, штатные диски отхаживают 50-100 тыс. км, не более.
Непрезентабельные подлокотники. Этот признак больше всего характерен для бюджетных машин. Кроме того, могут быть сильно потерты и кнопки стеклоподъемников, и валики боковой поддержки сидений. Однако – далеко не факт, поскольку все необходимые для обновления компоненты можно задешево купить на всем известном китайском маркетплейсе.
Потертое рулевое колесо. Как определить скрученный пробег по нему? Перетяжка «баранки» стоит не баснословную сумму, однако обычно просто ставят чехол на руль, под который есть смысл заглянуть…
Накладки педалей. За сущие гроши можно восстановить их первозданный, незатертый вид. Однако у покупателя сразу должен возникать вопрос: а зачем меняли-то накладки? В конце концов, не самая важная деталь в салоне.
Ремни безопасности. Их потрепанность – тоже явный признак большого возраста транспортного средства. Причем бывает и так, что ремни выглядят на порядок лучше, чем машина в целом. Есть большая вероятность, что хозяин автомобиля просто не был приверженцем пристегиваться. А чтобы назойливая звуковая сигнализация не досаждала, он элементарно провел ремень сзади водительского кресла и вставил в замок. А иногда ремни безопасности из-за долгого периода использования пропиливают в пластике хорошо различимый паз…
Видавший виды брелок. Поменять его не составляет большого труда, как и не требует опустошения кошелька. И если продавец не удосужился сделать этого, то есть большая вероятность, что скрыть пробег и прочие недостатки машины он явно не стремится.
Шины. С ними все просто, нужно просто посмотреть дату производства. А заодно сверить ее с возрастом запасного колеса. Никто не спорит, что перед продажей можно и освежить шины. Но тогда логично задать вопрос: зачем ставить новенькие колеса на иномарку, у которой на одометре значится не более 20 000 км?
Дверь водителя. Чтобы оценить, насколько ей перепало от прежнего хозяина, нужно покачать вверх-вниз. У провисших, старых дверей всегда заметен приличный люфт. А если их предварительно отрегулировали, то наверняка обнаружатся отметины на лакокрасочном покрытии в проеме двери – на болтах крепления или возле петель.
Безусловно, оценивать нужно и общее состояние предмета покупки – есть ли следы пескоструйки на радиаторе, насколько выработаны распределительные валы (это можно определить через малозаливную горловину), затерты ли места стыков на руле и т. д. Главное, не забывать простой принцип: ходить на осмотр одному крайне не рекомендуется, всегда нужно иметь под рукой человека, который, что называется, находится в теме.
Поскольку пробег автомобиля помнит сразу несколько модулей управления, при подключении к диагностическому разъему можно найти много чего интересного. Например, к километражу привязывается любой программный сбой. В этом плане бывает довольно весело, так как продавец хочет продать автомобиль с заявленным пробегом в 30-40 тыс. км, а ошибка наблюдалась на 150-тысячном километре.
Есть еще один важный вопрос: а на какую величину обычно уменьшают пробег? Здесь четких границ не существует – бывает, и до 100 тыс. км, многое зависит от самого автомобиля. К сожалению, компьютерная диагностика далеко не всегда извлекает данные из модулей управления. И если разделить машины, исходя из особенностей их бортовых компьютеров, то получится три группы.
1. Премиальные автомобили с «крутой» электроникой. Выудить из программной части данные о реальном пробеге в таких иномарках удается с высокой степенью вероятности. Правда, для этого потребуется сканер, причем желательно профессиональный. Определяем скрученный пробег у BMW? Тогда придется поискать BMW-шный сканер. Также нужно иметь в виду, что данные из модулей управления могут немного различаться. Это – нормально, а вот идеальное совпадение является доказательством того, что в «мозгах» кто-то уже покопался…
Еще нужно отметить, что при визуальном осмотре премиум-иномарок могут возникнуть проблемы с определением возраста. Ведь в них используют качественные материалы с повышенной износостойкостью, поэтому пробег в 600 тыс. км можно запросто принять за 150 тыс. км. По этой причине желательно именно компьютерное диагностирование. Однако если с электроникой повозился настоящий профессионал, то он одним одометром явно не ограничился. И в таком случае не поможет любой сканер.
2. Простые, с точки зрения электронной начинки, машины – бюджетные, корейские и японские устаревшие модели. Как определить скрученный пробег у них? Специалисты утверждают, что компьютер здесь не поможет, остается надеяться только на косвенный метод – визуальный осмотр.
3. Все остальные автомобили – Opel, SEAT, Volkswagen и целый легион прочих – у которых пройденный километраж дублируется сразу в нескольких модулях управления. Дизельные иномарки также относятся к данной группе, особенно, оборудованные сажевыми фильтрами – их бортовой журнал однозначно хранит запись с информацией, после какого пробега сажевик подвергался процессу очистки.
Иногда помогают сервисные книжки. Однако, как показывает практика, мошенники зачастую их делают с «нуля»… К дилерам тоже обращаться не рекомендуется – они способны только считать ошибки. Да и ГИБДД это фактически не нужно.
Как уже было сказано, лучше взять с собой знакомого, который, так сказать, соображает. А если его не нашлось, можно прибегнуть к помощи человека, оказывающего такие услуги платно. И даже если придется заплатить 5-10 тыс. рублей, то это гораздо лучше, чем впоследствии рвать на себе волосы из-за того, что приобрел автомобиль с колоссальным пробегом. А то и того хуже, с криминальным прошлым…
Наконец, жителям столицы и прилегающей области доступен сайт avtokod.mos.ru, на котором есть даты прохождения техосмотров. Поэтому у каждого автомобиля указан не фиктивный, а реальный пробег.