Основная функция дроссельной заслонки - это контроль над количеством воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. После нескольких лет регулярной эксплуатации автомобиля на дроссельной заслонке образуются отложения, которые начинают мешать ее свободному ходу. Чистку дроссельной заслонки лучше доверить профессионалу, а потому специалисты рекомендуют воспользоваться услугами автосервиса. Но с другой стороны, не все водители желают тратить деньги на процедуры. Именно у них возникает закономерный вопрос: как правильно почистить дроссельную заслонку самостоятельно. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Далеко не всегда мотору нужно столько количества воздуха, сколько он способен принять в себя. После прохождения одного такта впуска цилиндр забирает определенное количество воздушных масс. Если постоянно обеспечивать такт нужным количеством горючего и воздуха, то двигатель будет функционировать на полную мощь. Без этого смесь невозможно будет поджечь. Однако автовладелец обязан регулировать отдачу ДВС.
Не существует других способов регулировки, кроме дросселирования. Именно поэтому дроссель находится во впускном тракте. Он представляет собой круглую заслонку, находящуюся в дроссельном узле. Регулировать отдачу можно разными способами, все зависит от типа используемого двигателя. Дизельные моторы не нуждаются в дросселях, поскольку горючее загорается в любом случае.
Турбированные бензиновые моторы способны набирать в цилиндры еще больше воздуха, так как он поступает под сильным давлением. Именно поэтому в агрегатах турбонаддува есть свои ограничители, но это вовсе не отменяет присутствие дросселя. Заслонка может быть оснащена механическим приводом, либо электронным блоком управления. Принцип действия и неисправности выглядят аналогично.
Отложения на узле накапливаются, это проявляется в виде изменений обычных режимов мотора.
Признаками загрязнения могут служить:
1. Неровная работа мотора.
2. Плохая отзывчивость машины на педаль газа.
3. Обороты холостого хода стали плавать.
4. При низкой скорости машина начинает дергаться.
Подобные симптомы говорят о необходимости чистки дроссельной заслонки, услуге, которую предлагают все автосервисы. Сотрудники автосервисов рекомендуют проводить чистку через каждые 15-20 тысяч километров, а также регулярную профилактику загрязнений.
Чтобы не спутать симптомы, которые указывают на присутствие нагара, необходимо сначала осмотреть заслонку визуально. Если у дросселя нет отложений, значит обычной чисткой тут не ограничиться.
Вообще, чистка дроссельной заслонки должна проводиться регулярно. Это предотвратит расходование бензина выше нормы, даже если признаки загрязнения не сильно выражены.
Основная причина загрязнения дроссельной заслонки - это смесь воздуха, частиц пыли и масла, которые проникают через патрубок системы вентиляции картера, ответственного за надежность и долговечность двигателя. Масляная смесь оседает на внутренних поверхностях автомобиля и большей частью - на дроссельной заслонке. Чистая дроссельная заслонка - это залог бесперебойной работы двигателя, наименьшего расхода топлива и большей экологичности.
Перечислим, какие причины загрязнения встречаются чаще всего:
1. Использование низкокачественного бензина. Если присутствует осадок, то он проникнет в дроссельный узел и превратится в нагар. Поэтому эксперты стараются заливать качественный бензин.
2. Топливный фильтр забился. Если вовремя не сменить фильтр, то есть большая вероятность, что грязь проникнет в систему и в дроссельный узел тоже.
3. В систему впуска проникла пыль. Это происходит по ряду причин. К примеру, после засорения воздушного фильтра либо при повреждении целостности воздуховода.
Масляные отложения возникают из-за картерных газов с масляной пылью. Они могут попасть в камеру сгорания. Проблема усугубляется тем, что картерные газы переносят пыль масляную, которая впоследствии сгорает и оседает на поверхности заслонки.
Очистители дроссельных заслонок продаются в каждом магазине автотоваров. Они представлены в виде аэрозольных спреев. Эксперты советуют покупать вещества для чистки системы впуска. Они очищают детали с помощью инструмента, который распыляет средство прямо внутрь.
Перечислим самые распространенные средства для очищения заслонок:
1. Hi-Gear - продукт, содержащий в составе смазочные и антикоррозийные вещества. Они никак не влияют на состояние датчика и иных чувствительных элементов системы. Изготовитель советует очищать узлы этим средством каждые 5 тысяч километров пробега. Главными преимуществами продукта является быстрое действие. Подходит для машин любых брендов.
2. 4720 Johnsen - продукт с современной формулой, которая эффективнее других. Средство удобное в использовании, так как имеет распылительный клапан. Но, к сожалению, оно высокотоксично.
3. Mag 1 414 - продукт, выпущенный в большой таре. Отлично удаляет органические отложения, а также другие виды загрязнений. Больше всего подходит для внедорожников. Можно контролировать расход, используя средство более рационально.
4. Berryman 0117C B-12 - современный продукт, который прост в использовании и надежен. Можно использовать даже владельцам мотоциклов. Его главной особенностью является то, что он растворяет загрязнения более эффективно, чем другие аналогичные средства. В составе присутствуют антикоррозийные присадки.
5. Jet Spray 800002231 - продукт с отличной эффективностью. Способен очистить клапаны двигателей, независимо от мощности и конструкции.
6. 3M 08867 - универсальный очиститель, который помещен в удобную емкость. Его можно использовать даже для чистки карбюратора, так как он включает в своем составе каталитические нейтрализаторы.
Существуют также универсальные очистители, которые производятся в Европе. У них бюджетная стоимость и хорошая эффективность. К таким продуктам можно отнести ProLine, 5861113500 и Masters от Abro.
Чистка дроссельной заслонки - доступная опция всех автосервисов. Цена за услугу включает в себя следующие действия специалистов:
• Демонтаж детали.
• Чистка.
• Монтаж детали.
• Контроль уровня охлаждающей жидкости.
Сотрудник, прежде чем проводить ремонтные работы, осуществляет грамотную диагностику, так как признаки загрязнения дроссельной заслонки могут быть причинами совершенно других повреждений машины клиента автосервиса. Ремонт поломанных автозапчастей и чистка дроссельной заслонки обеспечат стабильную работу двигателя. Часто процесс очистки совмещают с демонтажем и заменой воздушного фильтра. Если чистка дроссельной заслонки не привела к исправной работе автомобиля и исчезновению неприятных симптомов, описанных выше, то, скорее всего, повреждение детали фатально и требуется ее замена.
Чистка может проходить со снятием или без снятия узла. Упрощенный способ без снятия проходит просто. Средство подают через патрубок на входе в узел. Пропускать средство через воздушный фильтр нельзя. Однако чистка проливанием не очень эффективна, поскольку большая часть продукта уйдет в двигатель. К сожалению, этого не рекомендуется допускать. Лучше использовать средство, работающее при включенном двигателе, и очищающее клапаны. Если есть возможность, то стоит снять узел и провести чистку.
Чистка со снятием не занимает много времени, как кажется. Сначала водителю следует приготовить новые прокладки и кольца. Деформированный материал вызывает подсос воздуха. Именно поэтому эффект от процедуры может быть снижен. Шланги и патрубки снимают вместе с разъемами с датчиков и регуляторов. Дроссельный узел подвергается демонтажу, а затем разбирается, пока не будет открыт доступ к заслонке и клапанам.
Регулятор и дроссельный узел промывают отдельно друг от друга. Но если пробег авто составит больше 50 000 километров, то регулятор мыть не стоит. Лучше его вовсе заменить. Это не так дорого. После мытья узел нужно продуть сжатым воздухом.
После проведения чистки заслонки, необходимо ее откалибровать. По-другому это называется сбросом адаптации. Во время своей работы дроссель не только обрастает грязью, но и адаптируется. Он открывает заслонку больше, чем нужно, чтобы в двигатель поступало определенное количество воздуха. Калибровка означает, что нужно вернуться к заводскому положению заслонки. Если после чистки не сделать этого, то она будет открываться так же, как открывалась вместе с грязью. То есть холостые обороты будут зашкаливать.
На многих авто после процедуры нужно выключить аккумулятор, а через несколько минут включить и адаптация сбросится. Но иногда необходимо подключение диагностического сканера или выполнение другой процедуры. Чтобы «движок» функционировал слаженно, нужно регулярно очищать дроссель.
Многие водители понимают, что дает чистка дроссельной заслонки, но не всегда знают, что во время процедуры можно допустить ошибки. Если игнорировать некоторые моменты, то работа не даст желаемого эффекта, а наоборот, принесет устройству вред.
К примеру, во время чистки не нужно прилагать огромных усилий. В противном случае можно повредить и заслонку, и датчик положения. Помимо этого, не стоит чистить заслонку щетками с жесткими щетинами. Дело в том, что стенки диффузора покрыты молибденом. Некоторые водители думают, что это отложения или нагар, поэтому счищают покрытие. В результате такая работа приводит к подклиниванию и возникновению щели с излишним подсосом воздуха.
При возникновении проблем эксперты советуют проводить чистку заслонки. Также процедуру проводят для профилактики каждые 30 000 – 50 000 километров.
Самостоятельно проведенная процедура обойдется по цене дешевле, чем чистка в автосервисе. Все зависит от цены выбранной очистительной жидкости. В сервисе мастера называют цену после диагностики. Возможно, придется делать не только чистку, но и другие манипуляции.
Таким образом, можно сказать, что при возникновении различных симптомов, необходимо оценить состояние дроссельной заслонки. Прочистить ее не так сложно. Степень загрязнения определяется «на глаз». Если внутри все покрыто нагаром, то точно пора! После процедуры динамические характеристики улучшаются. Для работы берут специальные средства. Их стоимость варьируется от 100 до 500 рублей. При возможности стоит обратиться в автосервис. Специалисты проведут диагностику и выяснят точную причину проблемы. Иногда признаки неисправности говорят о проблемах в другой системе.