Большинство автолюбителей настолько привыкли к услугам профессиональных автомехаников, что порой не способны даже заменить пробитое колесо на исправное. Это становится причиной того, что в полевых условиях они просто беспомощны – чтобы решить проблему, некоторым приходится вызывать эвакуатор. Однако бывают ситуации, когда вопрос, как поменять колесо на машине, можно решить только за счет собственных усилий.
Между тем данный процесс при определенной слаженности действий занимает не более 15, а то и 10 минут. И ничего сложного в требуемых манипуляциях нет, нужно лишь приложить усилия и иметь под рукой необходимый инструмент. Главное – соблюдать приведенную ниже пошаговую инструкцию, благодаря которой можно избавиться от лишних, бесполезных действий, и при минимальных трудозатратах снова отправиться в дорогу.
Если автомобиль стал плохо управляться, его уводит в сторону, снаружи появился посторонний шум или резко упала скорость, то наверняка случился прокол одного из передних колес. И напротив, на повреждение задней покрышки указывает занос задней части машины. В любом случае нельзя паниковать, нужно просто выровнять автомобиль и съехать на обочину. Однако прежде чем решать вопрос, как поменять колесо самому, желательно припарковаться на ровном и сухом участке обочины таким образом, чтобы не мешать движущемуся транспорту. Кроме того, вокруг машины должно быть достаточно свободного пространства, чтобы ничто не стесняло дальнейших действий. Если рядом есть какое-либо препятствие, можно проехать вперед и остановиться в более удобном месте и затянуть ручной тормоз. Владельцам транспортного средства с АКПП следует перевести рычаг в режим паркинга, а водителям с «механикой» – обязательно включить первую передачу.
Далее следует включить аварийную сигнализацию и установить соответствующий знак, достав его из багажника. При этом не нужно забывать, что на загородном шоссе табличка ставится в 40 м от машины, а в городской черте на расстоянии 20 м позади. Осталось лишь подготовить инструменты и можно приступать к работе.
Домкрат, баллонный ключ и запасное колесо – это «джентльменский» набор, который всегда должен быть под рукой. Манометр для проверки давления, как и противооткатные опоры, позволят упростить процедуру и повысить безопасность. Разумеется, не помешают и перчатки, поскольку в любом случае придется все-таки испачкаться.
Перед тем, как поменять колесо, нужно обязательно освободить салон от пассажиров. Даже ливень или 20 градусов мороза не могут быть причиной отступления от этого правила. Более того, прежде чем установить домкрат, следует зафиксировать колеса упорами. Если их нет, можно подложить любые камни или куски кирпича соответствующих размеров – главное, чтобы была 100-процентная гарантия, что автомобиль не сдвинется с места. Причем при замене задней покрышки такие фиксаторы устанавливаются у обеих передних покрышек, и наоборот.
Неопытные водители перед тем, как поменять колесо в домашних условиях, обычно сразу поддомкрачивают автомобиль. Однако это неправильный подход, поскольку требуется большое усилие, чтобы с помощью баллонного ключа ослабить крепежные гайки. Соответственно, куда разумнее провести эту процедуру еще до использования подъемника. Причем полностью выкручивать гайки совсем не обязательно, хватит и одного оборота.
Что касается последующего вывешивания колес, то домкрат следует устанавливать не где угодно, так как под днищем есть для этого специально усиленные участки. Они могут обозначаться либо вырезами, либо треугольниками, и находятся немного позади передних колес или прямо перед задними. Подведя подъемник под требуемый сегмент днища, крутя по часовой стрелке ручку, нужно поднять машину. При этом домкрат не должен крениться, а чтобы его опорная лапа не уходила в грунт, желательно сразу подложить под нее какой-либо плоский предмет – обычно для этих целей достаточно метровой доски.
СОВЕТ. Излишне «задирать» снимаемое колесо не нужно, хватит и 5 см. И только после этого следует полностью открутить крепеж и снять шину с диском со ступицы. Колесо в сборе желательно задвинуть под автомобиль, оно будет дополнительной страховкой, а гайки сложить рядом на тряпку или поместить их в какую-либо емкость, чтобы не потерялись.
Перед тем, как поменять колесо в домашних условиях, предварительно следует подготовить запаску и, совместив отверстия в диске с отверстиями в ступице, надеть ее. Для закручивания гаек на данной стадии ключ не понадобится, крепеж достаточно завернуть от руки. Причем нужно помнить, что гайки ставятся полукруглой стороной не наружу, а к диску. Сняв машину с подъемника и убрав поврежденную покрышку, окончательно затягиваем гайки. Однако эта финальная операция должно проводиться правильно, чтобы не случилось перекоса: крепеж закручивается попарно, крест накрест, с противоположных сторон.
Остается лишь убрать инструмент в багажник и освободить автомобиль от упоров. При наличии манометра желательно проверить давление в шине и в случае надобности подкачать его. Все, можно снова отправляться в путь.
ВАЖНО! Если вместо полноценного колеса устанавливается докатка, то превышать скорость в 80 км/ч крайне не рекомендуется! Кроме того, на таком колесе можно преодолеть до 100 км, но рисковать не стоит. То есть лучше сразу же заехать в ближайшую шиномонтажную мастерскую и починить снятое колесо – без запаски ездить рискованно. Ведь никто не дает гарантии, что на ближайшем же повороте не случится еще один прокол. И тогда без эвакуатора уже точно не обойдешься, даже если и знаешь, как поменять колесо без посторонней помощи.
Некоторые автомобилисты самостоятельно производят и плановую, сезонную замену шин. Снять и установить комплект покрышек – дело достаточно трудоемкое, и в ходе этого процесса многие водители делают просчеты, способные привести к печальным последствиям. Поэтому лучше заранее знать самые распространенные ошибки, чтобы не повторять.
Неустойчивый домкрат. Если замена колеса проводится на обочине, то даже в твердом грунте подъемник может перекосить и машина потеряет равновесие, упав на днище или тормозной диск. Это чревато тяжелым ремонтом, да и поднять автомобиль без посторонней помощи уже вряд ли получится. Чтобы повысить устойчивость конструкции, следует всегда подкладывать под основание домкрата толстую доску, желательно широкую.
Плохо зафиксированный автомобиль. Если не использовать удерживающие от скатывания машины «башмаки», то в случае даже небольшого отката она сорвется с подъемника. Соответственно, нужно «намертво» фиксировать автомобиль, поставив его на ручник и подложив под колеса кирпичи либо бруски.
Перетяжка болтов или гаек – тоже распространенная ошибка. Чрезмерное усилие часто приводит к срыву резьбы, поэтому переусердствовать не следует. Ведь надежно затянуть крепеж можно попозже, в шиномонтажке или гараже, используя динамометрический ключ.