Комфортные условия в салоне автомобиля – это задача, с которой все успешнее справляются ведущие инженеры автоконцернов. И не последнюю роль в списке полезного оборудования занимает система климат-контроля, отвечающая за поддержание приятного микроклимата вне зависимости от погодных условий за «бортом» машины. Данные устройства встречаются самого разного типа, и чтобы правильно пользоваться ими, некоторым автовладельцам требуется небольшой ликбез.
Система поддержания микроклимата – это набор из таких основных элементов, как отопитель с кондиционером, датчики, замеряющие влажность и температуру, электронный блок управления (ЭБУ) и фильтрационная система. Также имеется испаритель воды, дренаж конденсата, компрессор и прочие, перечислять которые нет смысла.
Поскольку для человека наиболее подходящая температура составляет +22-25 °С, а влажность 65-80 процентов, устройство должно поддерживать эти показатели. То есть, после анализа текущих данных, активированный климат-контроль оптимизирует не только температуру, как это делает кондиционер, но и следит за влажностью и направлением воздушных потоков. По сути, это сплит-система, использующаяся в помещениях, только в миниатюрном варианте. Кроме того, данный элемент дополнительного оборудования позволяет не запотевать стеклам машины, а в более дорогих модификациях еще и фильтрует воздух, поступающий в салон при открытии дверей либо окон.
Нельзя не упомянуть о том, что перечисленные комплектующие «клима» монтируются не только в передней панели салона, но и сзади, сбоку и даже под капотом. То есть, она фактически опоясывает всю внутреннюю часть машины. Поэтому, кроме понимания, как работает климат-контроль в автомобиле, нужно знать, что этот атрибут, назовем его так, по определению не может быть дешевым. Однако вложенные в него деньги себя полностью оправдывают, поскольку способны работать в разных направлениях: лицо, ноги, лицо/стекло и пр. И это – минимальный набор функционала.
Наиболее «умные» в автоматическом режиме заботятся о самочувствии людей, предотвращая риск простуды, и анализируют уровень освещенности салона. А если уж совсем не поскупиться, то можно приобрести «Инфинити», в состав климат-контроля которого входит даже ионизатор воздуха.
Приведенный выше список компонентов устройства сам по себе позволяет в общих чертах понять, как работает климат-контроль в машине. Однако есть еще перечень операций, которые должны выполняться на высокой скорости:
в ЭБУ (по своей сути это процессор) поступают данные от многочисленных датчиков;
электроника анализирует информацию и в зависимости от ситуации отдает команду отрегулировать температуру, влажность и интенсивность воздушных потоков – за это отвечает «печка», испаритель, осушитель и клапан заслонки рециркуляции;
когда оптимальные показатели микроклимата достигнуты, электронный блок тихо «дремлет» до той поры, пока данные снова не отклонятся от оптимальных.
Соответственно, климат-контроль авто (как работает, мы вкратце уже описали) представляет собой симбиоз из центрального «мозга», приводов, заслонок и электродвигателей. И чем больше перечень входящих в состав элементов, тем шире функционал. Это к тому, что красивая внешняя панель управления системой – отнюдь не показатель больших возможностей системы. Все дело во внутренних составляющих и электронной начинке, о чем догадываются далеко не все водители.
Невзирая на самые разные органы управления климат-контролем, можно говорить об их некоторой унификации. То есть, настраивать микроклимат в салоне можно одними и теми же кнопками вне зависимости от марки и модели автомобиля.
Для активации оборудования обычно есть кнопка ON/OFF. Как вариант – иконка с разорванным кружком.
Кнопка AUTO позволяет включить режим автоматического поддержания температуры.
Чтобы задействовать кондиционер, нужно нажать на А/С.
Ручная регулировка температуры – общая или позонная – осуществляется с помощью валика или соответствующих кнопок.
Кроме того, в любом блоке управления имеются как минимум 3 кнопки, которые регулируют направление воздушного потока – на переднее стекло, ноги, головы и ноги пассажира. И все же из-за обилия нюансов использования системы лучше всего проштудировать инструкцию по эксплуатации устройства. Другой вопрос, что есть несколько условий, которые одинаково применимы ко всем без исключения «климам».
Использовать систему в режиме кондиционера рекомендуется как минимум через 1-2 минуты с момента запуска двигателя. При завершении поездки нужно действовать наоборот: за такой же отрезок времени до полной остановки следует выключить кондиционер.
Как работает климат-контроль наиболее эффективно? Все очень просто – при высоких оборотах коленвала. Соответственно, после активации оборудования лучше перейти на понижающую передачу, а как только микроклимат стабилизируется, можно двигаться в любом режиме.
В зимнюю пору климат-установка в основном нужна для подогрева воздуха снаружи, а в самом салоне хватает и печки.
Чтобы не рисковать здоровьем, рекомендуется выставлять на блоке управления системой такую температуру, которая не превышает температуру снаружи машины на 10 градусов.
Весь потенциал «клима» требуется задействовать при нулевой температуре, сочетающейся с дождем либо снегом. Соответственно, ее лучше перевести в автоматический режим.
Наконец, автовладельцу обязательно следует проверять наличие в системе достаточного количества хладогента и герметичность ее компонентов. Делать это нужно как минимум ежегодно, а лучше – почаще, но не самостоятельно, а в автосервисе. Там же рекомендуется проводить периодическую диагностику ЭБУ.
Достаточно долгая практика использования климат-контроля выявила в этой системе свои плюсы и минусы. Причем они с обеих сторон весьма многочисленны. Начнем с недостатков, к которым относятся:
при выходе оборудования из строя восстановить его работоспособность самостоятельно не получится – сказывается большое количество компонентов и сложность управляющей программы ЭБУ;
ТО и ремонт дополнительного оборудования всегда отличается высоким прайсом на работы;
регулярное использование системы отрицательно сказывается на расходе горючего;
автомобили с «климом» существенно повышает стоимость, даже если набор функций устройства минимальный;
установка системы на автомобиль, ею не оборудованный – предприятие и рискованное, и дорогое. Рискованное по той причине, что при монтаже требуется учитывать множество нюансов, а дорогое – потому что комплект оборудования недешев, как и стоимость работ.
система нуждается в регулярной очистке, что увеличивает эксплуатационные расходы на автомобиль.
Вместе с тем, нельзя не отметить, что владельцы автомобилей с климат-контролем получают и немало преимуществ от ее использования. Впрочем, как и пассажиры. Список факторов, как работает климат-контроль на повышение комфортности поездки, тоже немал:
способность пусть и недешевого, но эффективного оборудования работать в автоматическом режиме – это позволяет водителю не отвлекаться от процесса управления машиной;
создание благоприятного микроклимата, что дает возможность без риска для здоровья не только ездить за покупками или на работу, но и комфортно путешествовать на дальние расстояния со всей семьей;
большое количество регулировок, интуитивно понятный интерфейс блока управления;
повышение уровня безопасности вождения – система помогает водителю полностью сконцентрироваться на дорожной ситуации, так как ему и не жарко, и не холодно.
некоторые иномарки с опцией предварительного прогрева мотора позволяют активировать климат-контроль еще до посадки людей в салон. То есть, комфортная для человека среда создается заранее.