Как удалять сажевый фильтр

Сажевый фильтр крупным планом

Содержание:

Активная борьба за экологию сейчас ведется по всем фронтам, а уменьшение выбросов СО2 и других вредных выхлопов автомобильным транспортом считается одним из приоритетных направлений. Поэтому еще ровно 20 лет назад мировые производители машин начали активно внедрять новый элемент, интегрированный в выпускную систему – сажевый фильтр для дизельных авто. Так возник экологический стандарт Евро-4, а спустя примерно 10 лет появился и Евро-5. Причем применение сажеуловителя на легковых «дизелях» уже почти все тот же десяток лет стало обязательным условием эксплуатации автотранспорта.

А на данный момент среди автовладельцев ведутся ожесточенные дебаты по поводу того, как удалять сажевый фильтр без вреда для автомобиля. И вообще, стоит ли заниматься таким непростым делом. Чтобы принять корректное решение, для начала следует разобраться в сути вопроса. 

Краткий ликбез

Результатом работы дизельного мотора является выделение оксидов углерода и азота, а также продукта, в просторечие называемого сажей. В данном случае термической, которая, в отличие от технического углерода, на порядок повышающего ходимость шин, для производства шин не годится. Зато ее широко применяют при выпуске резино-технической продукции с высокой степенью эластичности. Впрочем, речь не об этом. Главная функция сажевика – улавливание микроскопических частиц сажи до того, как они попадут в выхлопную трубу. Поэтому данный компонент системы отработанных газов монтируется за выпускным коллектором, рядом с трубой глушителя. 

Конструкция устройства не так уж и проста: есть металлическая колба, внутри которой размещены пористые мелкие ячейки-уловители. Внешне это выглядит как многоуровневая сетка. Однако все усложняется наличием датчиков, которые замеряют кислород, давление и температуру. Благодаря такому многоуровневому контролю выхлопные газы на 90-99% очищаются от сажевых частиц. 

кнопка ТИПЫ ФИЛЬТРОВ. Для современного автомобилестроения было разработано три варианта противосажевых фильтров – открытого (РМ) и закрытого (DPF), а также FAP – устройства закрытого типа, но с активной регенерацией. Уловители частиц РМ сейчас практически не используются из-за многочисленных побочных эффектов. Поэтому они устанавливаются на машину дополнительно, и детально их рассматривать нет смысла. 

палец вправо ФИЛЬТРЫ DPF. Они повально присутствуют в автомобилях «Фольксваген» и изредка – у других производителей. Отличаются наличием каталитического покрытия с содержанием платины и отсутствием возможности отчистки. Соответственно, вопрос, удалять ли сажевый фильтр, в данном случае не стоит – в любом случае устройство через какой-то период времени придется менять на новое. Правда, все-таки существует один способ прочистки сажеулавливающих ячеек, называемый пассивной регенерацией. По сути, это процесс дожига сажи. Он предусматривает работу двигателя на максимальных нагрузках, вследствие чего температура выхлопных газов повышается до 500-600 С°, и накопившаяся сажа просто сгорает. 

Однако такой метод нельзя назвать стопроцентно эффективным, поскольку все равно в фильтре остаются зольные остатки. Они образуются путем соединения солярки и моторного масла, и как-то преобразовать их во что-то более «удобоваримое» уже невозможно. Это приводит к уменьшению полезного объема сажеуловителя и уменьшению интервалов между пассивной регенерацией. 

палец вправо ФИЛЬРЫ FAP. Разработаны французскими конструкторами Peuqeot-Citroen, однако находят широкое применение в других иномарках – Тойота, Форд и пр. Тотальная ликвидация сажи в таких фильтрах схожа с той, которая применяется на фильтрах DPF. Однако есть и существенные отличия: в схему устройства включена отдельная емкость, в которой хранится присадка в топливо – церий, который нужен для того, чтобы повышать температуру даже до 1 000 С°. Как утверждают специалисты, самому устройству такой экстрим нисколько не вредит, он не подвергается разрушению. Зато сажа ликвидируется однозначно. 

Симптомы засорения сажевого фильтра

Полностью забит сажевый фильтр

восклицательный знак Нестабильная работа мотора на холостых оборотах.

восклицательный знак Резкий рост потребления топлива.

восклицательный знак Серьезное снижение динамических показателей автомобиля при разгоне.

восклицательный знак Повышенная дымность выхлопных газов.

восклицательный знак Отсутствие тяги на высоких оборотах.

восклицательный знак Шипение и другие посторонние звуки, не характерные для работающего двигателя.

восклицательный знак Повышенный уровень масла.

восклицательный знак Включение на панели приборов сигнала Сheck.

О выходе из строя сажеуловителя могут сигнализировать как все вышеперечисленные признаки, таки и отдельно взятые. 

Эксплуатационный период фильтра – от чего он зависит?

Бортовой компьютер показывает информацию о сажевом фильтре

Почти все лидеры мирового автопрома повально заявляют, что срок стабильной работы сажевого фильтра колеблется в пределах 100-150 тыс. км. И никак не меньше. И все же в такие данные верится с трудом. Как-никак, а такие «эко-защитники» применяются уже давно. И практика однозначно доказала, что цифровые данные наверняка рассчитывались для идеальных условий эксплуатации автомобилей. А в России таких условий нет однозначно, поэтому ячейки-соты забиваются гораздо раньше. 

Самое негативное влияние на сажевый фильтр оказывает качество солярки и моторного масла. Даже скорее не само масло, а содержащиеся в нем присадки. Проблема со смазочным материалом решается достаточно тривиально – в систему следует заливать моторное масло с пометками «DPF» или «FAP» на канистре. С дизельным топливом, увы, ничего не поделаешь: на российских автозаправках частенько продается горючее с высоким содержанием серы, что приводит к катастрофическому снижению рабочего ресурса системы фильтрации отработанных газов. Вот и возникает у автовладельцев вопрос, нужен ли сажевый фильтр в принципе…

«Эко-кастрация» собственными руками – не выход из ситуации

Мужчина удаляет сажевый фильтр

Заботиться об экологии, безусловно, сегодня жизненно важно. Однако засорение сажевого фильтра доставляет столько неудобств автовладельцам, что волей-неволей они приходят к решению о ликвидации этого устройства. И в стремлении сэкономить на устранении проблемы они берутся за процедуру «эко-кастрации» либо самостоятельно, либо с привлечением дяди Васи-«механика», соседа по гаражному кооперативу. 

Для начала нужно осознавать, что независимо от того, какая система фильтрации установлена на машине, процесс отключения будет состоять из двух сложных этапов. Первый заключается в программном удалении устройства из бортового компьютера, второй – в физическом вырезании компонента. Причем второй этап и проще, и требует меньше времени. Но с учетом кустарных условий, в которых будет проводится процедура, наверняка можно предположить, что место фильтра займет впаянный кусок трубы. По поводу датчиков можно быть уверенным только в одном: вряд ли их непрофессионалы подключат обратно. А скорее всего – сломают… 

Что касается коррекции программной составляющей бортового компьютера, то здесь дело гораздо сложнее. Перепрошивка «мозга» автомобиля частными механиками, которые обычно используют нехитрый, а потому дешевый софт (иногда и вовсе бесплатный, из интернета) – это всегда повышенный риск плачевного результата. И этот результат в дальнейшем потребует неслабых денежных затрат, ибо допущенные ошибки придется исправлять. 

Итак, что может стать итогом любительской попытки удаления сажевого фильтра? 

восклицательный знак Включение аварийного режима, что приведет к ограничению мощности двигателя.

восклицательный знак Некорректная работа мотора.

восклицательный знак Отсутствие возможности в будущем отремонтировать автомобиль из-за удаления карты ошибок – не поможет даже дилерский сканер. 

восклицательный знак Неспособность контролировать работоспособность датчиков. 

Отсутствие хороших знаний в программировании у частных автомастеров или непосредственно у автовладельца – это прямой путь к дополнительным проблемам с машиной и постоянной головной боли. Ведь вернуть «как было» хотя и может получиться, но потребует сверхневероятных усилий и финансовых вложений. 

Насколько поможет замена фильтра?

Мужчина заменяет сажевый фильтр

Все-таки идеальным способом борьбы с забитым сажеуловителем является его замена. Отпугивает лишь цена вопроса: оригинальное сертифицированное изделие может стоить от 1 000 до 3 000 «вечнозеленых» – многое зависит от конкретной марки и модели машины. Стоимость услуги профессиональных автомастеров указывать нет смысла ввиду широкого разброса цен. Например, в Москве вполне реально выложить и 5 000, и 10 000, и даже 15 000 рублей. 

Кроме того, перед тем, как удалять сажевый фильтр с последующей установкой нового, стоит призадуматься, насколько его хватит. Ведь качество заливаемого в бак топлива не изменится. И отнюдь не через 100-150 тыс. км, заявленных производителем эксплуатационного ресурса, а гораздо раньше, процедуру замены сажеуловителя придется повторить. С учетом явно неподъемной цены на это мало кто из автовладельцев согласится – уж лучше продать автомобиль по системе Trade-in, доплатить и купить новенькую машину из автосалона. Второй вариант предполагает профессиональное «глушение» фильтра в автотехцентрах, в которых есть и все необходимое оборудование, и квалифицированный персонал. 

Идем на компромисс

Перепрошивка ЭБУ в сервисном центре

Эффективное решение с сажевыми фильтрами лежит в области деликатной программной перепрошивки электронного блока управления (ЭБУ), заглушку клапана EGR и физическое удаление устройства. Вот краткий список требуемых для этого действий. 

КОМПЬЮТЕРНАЯ ДИАГНОСТИКА, в ходе которой путем считывания ошибок выясняется, в чем причина проявления забитости фильтра – повышенная дымность, «едкость» выхлопов, уменьшение тяги пр. Когда становится ясным, что в этом задействован сажеуловитель, процесс продолжается. 

ПЕРЕПРОШИВКА ЭБУ. Вначале считывается файл с последующей корректировкой данных, затем обновленный софт снова инсталлируется в электронный блок управления. 

ВЫРЕЗАНИЕ ФИЛЬРА механическим способом. Также глушится клапан EGR, затем все датчики подключаются обратно. Длительность данного этапа зависит от количества и сложности работ: как минимум потребуется 1 ч, как максимум – 6 часов. 

СТИРАНИЕ ОШИБОК. Кроме того, проводится контрольная компьютерная диагностика. 

После корректного отключения фильтра ЭБУ перепрограммируется так, чтобы сажевик и EGR были стопроцентно извлечены из программной части работы автомобиля. Заодно корректируется штатная карта подачи топлива – это дает возможность перенастроить датчики и убрать функцию регенерации. 

Плюсов больше, чем недостатков

В любом половинчатом решении всегда заложен и позитив, и негатив. Если говорить о минусах удаления сажеуловителя, то их немного.

чекбокс Повышенный выброс сажевых частиц в атмосферу. Впрочем, это не помешает успешно пройти техосмотр.

чекбокс Потенциальные проблемы с путешествием по странам Евросоюза: если на границе обнаружится, что автомобиль в плане выбросов не соответствует требованиям экостандарта Евро-5, его могут «завернуть» обратно. Как вариант, придется заехать в автосервис для монтажа дорогостоящего оборудования. 

чекбокс Пагубное влияние на экологию, которое может морально давить на некоторых автовладельцев. 

Список преимуществ «эко-кастрации» более обширен:
галочка восстановление динамических показателей силового агрегата и стабильность работы;
галочка уменьшение расхода горючего и снижение чувствительности к его качественным показателям;
галочка отсутствие необходимости использовать специальные, а потому дорогие масла и пр.

И все-таки не будем забывать моральный аспект. Ведь, удаляя сажевик, мы наносим непоправимый вред природе. В конце концов, в глобальном потеплении на планете есть часть вины и автовладельцев…

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×