Современные автопроизводители сегодня особое внимание уделяют безопасности транспортных средств. Об этом свидетельствуют регулярные краш-тесты, после которых дается достаточно объективная оценка тому, насколько транспортное средство позволяет снижать последствия от ДТП. Однако все эти усилия мало касаются детей, находящихся в салоне, ибо обеспечить им надежную защиту стандартными средствами нельзя. Ведь пассивная система защиты автомобиля в виде ремня безопасности адресована людям, чей вес превышает 36 кг при росте свыше полутора метров. Соответственно, для малышей они малоэффективны. Более того, в случае аварии такие ремни способны нанести существенный урон здоровью маленьким пассажирам.
Поэтому для ребят до 12 лет были придуманы автокресла, делающие поездку с малышами более безопасной и комфортной. Однако как выбрать автокресло для ребенка, исходя из его возраста, веса и других данных? При всей кажущейся простоте к этому делу следует подходить очень ответственно, и перед покупкой желательно проконсультироваться со специалистами.
Применение детских автокресел в России, как и во всех других цивилизованных странах, носит обязательный характер. Эта норма была введена почти 20 лет назад, однако на первых порах далеко не все водители считали это жизненно необходимым обязательством. Поэтому в ПДД были внесены соответствующие изменения, и за отказ от применения детских удерживающих устройств человек за рулем может получить штраф. Кроме того, закон обязывает использовать только сертифицированные изделия подобного рода. Вся информация об этом находится на самом кресле – код стандарта, допустимый вес малыша, категория, серийный номер и т. д. Причем производители такой продукции ее постоянно тестируют – строгим испытаниям подвергается одно удерживающее устройство из 5 000.
По данным в Германии, на дорогах установлен высокий показатель безопасности: в 10 000 авариях в среднем погибает чуть более 30 несовершеннолетних пассажиров. И это – результат обязательного применения устройств для транспортировки детей, на 70% сокращающих риск летального исхода при ДТП. Кроме того, сертифицированные кресла для малышей более чем на 50% снижают риск ранения.
В России показатели несколько скромнее: за последние 5 лет детская смертность уменьшилась на 30 %, а число получивших травмы несовершеннолетних сократилось на 16-17%. Из статистики прекрасно видно, что детские автомобильные кресла – это не дань моде или перестраховка, а осознанная необходимость.
Российский ГОСТ, регулирующий вопрос, как выбрать детское автокресло, в отдельных случаях вместо него разрешает устанавливать в салон машины дополнительные фиксирующие устройства – люльку, противоударный экран, стяжки, адаптеры ремней и т. д. Однако такой бюджетный вариант решения проблемы уже давным-давно исследован мировым автопромом. Главные достоинства таких альтернативных приспособлений – компактность и дешевизна. Поэтому подобные специальные системы безопасности в широком ассортименте предлагаются на рынке. Ведь и ПДД не ограничивают их использование, не предъявляя при этом никаких требований. И все же расплатой за бюджетный вариант становится не только отсутствие безопасности в аварийных ситуациях, но и вполне реальный риск нанесения данными приспособлениями дополнительных травм. Поэтому стремление к экономии более чем противопоказано – ведь расплатой за беспечность может стать жизнь малыша.
Одно из ведущих российских автоизданий несколько раз проводило сравнительные краш-тесты самых разных удерживающих систем. И журналистами выносился суровый вердикт: ни одно из альтернативных устройств по своей функциональности даже близко нельзя сравнить с самым дешевым, но полноценным автокреслом. И если оно отсутствует, лучше уж пристегнуть маленького пассажира штатным ремнем безопасности. Причем характерно, что в РФ «аналоги» автокресел продаются без ограничений, в то время как законодательство Евросоюза строго запрещает это делать. Отсюда закономерный вывод: выезжать в другие страны с несовершеннолетним пассажиром на заднем сиденье без надежных фиксирующих устройств очень рискованно.
Интересные факты. Порядка 10 лет назад известная киноактриса Н. Кидман «засветилась» на заднем сиденье машины с ребенком на коленях. Причем автомобиль не стоял, а двигался. Результатом поступка Николь стал широкий общественный резонанс в интернете – даже самые верные ценители ее таланта требовали привлечь ее к ответственности.
Похожий случай приключился и с одной американской поп-дивой: ее сфотографировали в момент нахождения за рулем, причем на коленях женщина держала 5-месячного сынишку. И дело дошло до того, что певице пришлось принести массу извинений на страницах солидного журнала. Однако дешево отделаться той не удалось – «желтая пресса» в комментариях поступка беспечного водителя указывала на дефицит интеллектуальных способностей мамаши…
Какое автокресло выбрать для ребенка и не ошибиться, в первую очередь зависит от веса малыша. Рост, как и возраст, имеют меньшее значение – главное, чтобы голова маленького ездока не выступала за верхний край спинки фиксирующей системы. Однако есть так называемые весовые ограничения, которые прописываются на этикетке, содержащей информацию о сертификации.
Согласно и российским, и европейским нормам, все устройства подобного рода делятся на 5 основных и 3 дополнительных группы. Последние представляют собой изделия, в которых скомбинированы параметры кресел базовых групп – поэтому их называют универсальными. Однако начнем все-таки с базовых.
Группа 0 – это автолюльки, предназначенные для транспортировки грудничков возрастом до 9-10-месяцев и весом до 10 кг. Поскольку в таком возрасте новорожденный сидеть еще не способен, перевозить его следует только в лежачем виде. Отдельные виды люлек могут сниматься со стандартных колясок, при этом они так же без всяких проблем крепятся обратно к колесной базе. Однако в любом случае они должны фиксироваться на заднем ряду кресел только в боковом положении, чтобы малыш не мог выпасть. А поскольку ребенок находится в горизонтальном положении, это добавляет ему комфорта и безопасности – положение лежа позволяет не деформироваться еще не окрепшему скелету пассажира.
Эксперты считают, что именно кресла «нулевой» группы как нельзя лучше подходят детям данной возрастной категории. Однако обычно срок их службы недолог, поэтому лучше потратиться на более надежные модели кресел-переносок из группы 0+.
Группа фиксирующих устройств 0+ адресована ребятам в возрасте до полутора лет, и они, в отличие от автолюлек, монтируются по ходу движения транспортного средства. При этом максимальный вес пассажира не должен превышать 13 кг. Высокая степень безопасности таких изделий определяется учетом производителей анатомических особенностей в данном возрасте – неокрепшая шея ребенка без дополнительной подстраховки еще не способна выдерживать нагрузки, возникающие при внезапном ударе по передней части легковой машины.
Группа 1 – такие автокресла следует покупать, если возраст пользователей изделий составляет 1-3 года, а вес малыша доходит до предельной планки в 18 кг. Однако перед тем, как выбрать автокресло для ребенка из данной базовой группы, нужно узнать способ его крепления – это могут быть системы ISOFIX либо LATCH. Кроме того, хорошим капиталовложением считается покупка моделей, в которых предусмотрена функция коррекции угла наклона. То есть, кресло может наклоняться, и ребенок будет либо сидеть, либо лежать. Ведь при дальних поездках он может устать, а во время сна именно горизонтальное положение является оптимальным.
Группа 2 предполагает фиксацию тремя способами – с помощью штатных ремней безопасности, специальных столиков либо ремней самого автокресла с тремя точками крепления. Эти изделия предназначены для перевозки 3-6-летних малышей с диапазоном веса в 15-25 кг. В отличие от кресел предыдущих базовых групп, в них можно отрегулировать не только спинку, но и подголовник.
Группа 3 – заключительная из данной серии, и входящие в него системы безопасности называются бустерами. По сути, это уже не автокресло с жесткой конструкцией, а подушка без спинки, благодаря которой можно искусственно увеличить вес ребенка, чтобы пристегнуть его обычным наплечным ремнем. Весовые ограничения в данном случае составляют 22-36 кг, возрастные – 5-12 лет. При использовании бустеров обязательно следует принимать во внимание тот факт, что штатные ремни безопасности не должны проходить слишком близко к шее или лица маленького пассажира.
Иногда их называют совмещенными группами, причем у автовладельцев они наиболее востребованы ввиду дешевизны кресел. И все же нужно понимать, что этот эконом-вариант – по крайней мере, это однозначно относится к группе 1/2/3 – по сравнению с приобретением моделей из базовых групп имеет существенный минус. Впрочем, обо всем по порядку.
Стартовая группа 0+/1 имеет широкий возрастной диапазон применения – ребенку может быть от полугода до четырех лет. Однако вес пассажира не должен превышать 18 кг. Положительным потребительским свойством таких фиксаторов является то, что закреплять их допускается как по ходу движения автомобиля, так и против. Это зависит от конкретного возраста пользователя: если новорожденному еще не исполнилось года, педиатры весьма уверенно рекомендуют закреплять автокресла из этой группы только по ходу движения.
Группа 1/2/3 представлена наиболее популярными автокреслами, адресованными ребятам в возрасте 1-12 лет и диапазоном веса в 9-36 кг. Монтируются такие изделия только по ходу движения. Исходя из заявленных параметров, данные устройства способны трансформироваться. Например, по мере роста малыша можно вынуть вкладыш, тем самым обеспечив хороший комфорт и степень безопасности. А когда вес ребенка превысит 15 кг, производителями предусмотрена опция отстегивания ремней безопасности самого кресла и использование штатных наплечных ремней. По мере роста девочки или мальчика 1/2/3 превращаются в бустеры.
Именно по этим причинам решая вопрос, как правильно выбрать детское автокресло, родители «на колесах» отдают предпочтение фиксирующим устройствам из группы 1/2/3. Ведь его можно купить лишь раз, и изделия хватит для перевозки детей до достижения ими 12-летнего возраста. Причем от боковых ударов такие кресла защищают неплохо, как и при резких поворотах, при этом обеспечивая комфортность перевозки.
Однако есть несколько «но»: данные системы фиксации однозначно не подходят для транспортировки малышей в возрасте до года – наклон спинки у таких изделий отрегулировать можно лишь минимально. Поэтому грудничку придется спать сидя, а это неудобно. Во-вторых, устройства этой группы все-таки обеспечивают меньшую степень защиты по сравнению с относящимся к базовым группам.
Группа 2/3 – это кресла со спинками, использующиеся при перевозке детей в возрасте от 3,5 до 12 лет и в весовой категории 15-36 кг. Модели могут поставляться с подголовниками или без них, но рост пользователя не должен превышать полутора метров.
Исходной точкой отдания предпочтения тому или иному варианту автомобильных кресел для ребятни считается способ их крепления. Разумеется, этот вопрос решается только после того, как учтена информация о возрасте и весе малыша. Наиболее популярных вариантов два: штатные ремни безопасности, на которых надеваются специальные направляющие, и способ фиксации стандарта ISOFIX, считающийся наиболее совершенным. В последнем случае, перед тем, как выбрать автокресло для ребенка с такой системой, следует узнать, предусмотрена ли данная функция в самом автомобиле. Если не хватает компетенций – узнавайте у продавцов-консультантов или читайте многочисленные обзоры в интернете.
Что касается системы крепления LATCH, то она практикуется только в автомобилях, производящихся на территории США. Однако в любом случае разумнее приобретать удерживающие устройства, которые монтируются без особых конструкционных проблем и без особых трудозатрат. И это очень важно, так как активный образ жизни – а подавляющая масса владельцев легковых автомобилей ею отличается – просто заставит родителей по нескольку раз в день снимать и заново устанавливать детское автокресло. Также нужно учитывать еще несколько важных факторов.
Внешний вид и износостойкость систем фиксации. За оба пункта отвечает чехол кресла, к которому сегодня предъявляется масса требований – он должен быть сшит из прочного, но одновременно «дышащего» и гипоаллергенного материала, и легко сниматься для очищения от грязи. Тогда малышу будет обеспечена не только безопасность, но и комфортность. Впрочем, он зависит не только от материала.
Отсутствие дискомфорта для малыша при поездках на дальние расстояния напрямую зависит от возможности регулировки спинки автокресла. Ведь если он начал дремать, спинку лучше буквально одним движением перевести таким образом, чтобы ребенок полулежал. Важна и функция изменения наклона подголовника, не говоря уж о применении энергопоглощающего материала – именно он защищает несмышленыша при резких виражах и боковых ударах. Наконец, стоит позаботиться об удобстве самих родителей – желательно, чтобы в фиксирующем устройстве была предусмотрена удобная ручка для переноски крохи.
В европейских странах вопрос приобретения автокресел давным-давно решен в пользу повышенной безопасности маленьких пассажиров. Тамошние автовладельцы поступают вполне здраво: они предпочитают не размениваться на дешевые устройства, а лишь один раз купить пусть и дорогое, но надежное сертифицированное изделие. Не говоря уж о том, чтобы обходиться и вовсе без них. Конечно, масштабные скандалы с участием даже кумиров миллионов по данному вопросу нет-нет, да случаются, но они не носят масштабного характера.
В России все несколько по-другому, ибо использование детских систем пассивной безопасности признается далеко не всеми водителями. Однако альтернативного способа защищать детей от травм не существует, и поэтому нужно всегда помнить: всегда есть возможность подобрать фиксирующее устройство, вполне подходящее по соотношению цена/качество. В конце концов, если разделить стоимость таких изделий на период использования, то получается относительно небольшая сумма в месяц.
Где таится опасность ошибки при покупке автокресла? Прежде всего, в большом количестве подделок с крайне низкой эффективностью. Поэтому рассматривать вариант приобретения систем детской фиксации на рынке нельзя, не говоря уж о совсем сомнительных торговых точках с ассортиментом товаров исключительно китайского производства.
Вариант приобретения б/у изделий подобного рода с рук тоже сомнителен: если устройство побывало в ДТП, на нем очень редко видны следы механических повреждений. Однако это не означает, что при этом нет невидимых глазу микротрещин, из-за которых детское автокресло в самый ответственный момент может не сработать. Логический вывод прост: на детской безопасности экономить нельзя, и системы фиксации маленького человечка в салоне автомобиля следует приобретать только у надежных продавцов. А на сегодняшний день ими являются сетевые магазины продажи детских товаров – обычно они весьма заботятся о качестве предлагаемых автокресел, способны предоставить гарантию, и в случае несоответствия заявленным потребительским качествам способны вернуть деньги за изделие или обменять его. Кроме того, совершить покупку в домашних условиях можно в крупных интернет-магазинах, которые работают в одном правовом поле с обычными, «реальными» магазинами, и предоставляют аналогичные гарантии.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.