Функциональный прицеп – хотя и не предмет первой необходимости для владельца легкового автомобиля, но зачастую он становится палочкой-выручалочкой, когда нужно перевести сыпучий груз на дачу, доставить до водоема катер или лодку, снегоход и т. д. Не вдаваясь в исторические подробности появления этого «довеска» к транспортному средству, сразу отметим, что сегодня есть вполне систематизированные представления о том, какие сцепные устройства хуже или лучше, насколько они подходят для конкретной машины, исходя из ее мощности. Кроме того, есть целый перечень конструкционных особенностей, от которых зависит выбор прицепа.
При ранжировании прицепов для легковых авто в первую очередь учитывается их грузоподъемность: легкими считаются те, у которых собственный вес плюс масса груза (снаряженная масса) составляет до 750 кг; все устройства, у которых этот показатель больше, являются тяжелыми, и они обязательно должны иметь собственную тормозную систему, не зависимую от самого «тягача», т. е. автомобиля.
Помимо этого, прицепы подразделяются на:
универсальные грузовые – они приспособлены для транспортировки самых разных видов грузов, а потому наиболее распространены;
специального назначения, которые также разделяются на подвиды в зависимости от своей функции:
прицепы-дома – их стоимость определяется уровнем комфорта, а название говорит само за себя;
для транспортировки моторизованной техники (катера, лодки, квадроцикла и пр.);
туристические, на которых в дальних походах перевозится багаж и все, что необходимо для комфортного отдыха в живописных местах.
Также существует целый ряд специализированных сцепных устройств, которые работают совместно с грузовыми автомобилями – цистерны, для перевозки сыпучих, опасных грузов и т. д. Их мы рассматривать не будем, ибо такие транспортные средства частными лицами практически не используются.
Перед тем, как выбрать прицеп для легкового автомобиля, нужно хотя бы в общих чертах изучить, из каких базовых элементов он состоит. Такой подход поможет определить возможности предмета покупки и позволит не переплачивать за дополнительный функционал.
Кузов. Понятно, что у домика на колесах (трейлера, кемпера, автодачи) кузовные панели формируют подобие небольшого жилища, только без всем привычной скатной крыши. Однако это еще не все: такие прицепы могут быть дополнительно утеплены и оснащены усиленной рамой, а также иметь конструкционные элементы, позволяющие удобно разместить внутри встраиваемую бытовую технику. У транспортных средств классической компоновки, в зависимости от их стоимости, добавляются регулировочные лебедки – они помогают надежнее закреплять груз – крыша из стеклопластика, дополнительные борта, увеличивающие объем перевозимых предметов или материалов.
Подвеска. Она может быть одно- или двухосной (со спаренной осью). Во втором варианте расстояние между осями составляет менее метра. Далее подвески подразделяются на несколько типов.
Первая – зависимая, главным достоинством которой считается конструкция, которая предоставляет возможность вывешивания одной оси, что зачастую спасает транспортное средство от «посадки» на днище. Такие прицепы прекрасно справляются с бездорожьем, однако при прохождении поворотов, особенно на высокой скорости, они склонны к опрокидыванию. В свою очередь, они делятся на несколько подвидов:
пружинная, состоящая из балки и установленной на ней пружин. Помимо этого, по бокам, для улучшения плавности хода, имеется пара амортизаторов. Пружинная подвеска отличается «мягкостью», что негативно влияет на долговечность транспортного средства. Уже через 4, максимум 5 лет, из-за постоянной работы под нагрузкой, пружины теряют свои демпфирующие свойства, они проседают, а у прицепа, помимо уменьшения массы перевозимого груза, теряется плавность;
рессорная во многом повторяет пружинную с той лишь разницей, что вместо пружин используются рессоры. Данная подвеска конструкционно очень схожа с той, которая применяется на грузовых машинах, поэтому имеет и соответствующие плюсы – простота в сочетании с надежностью, повышенная грузоподъемность. К недостаткам рессорного варианта относят снижение плавности при преодолении препятствий – неровностей дороги, выбоин и пр.
Второй тип подвески – независимая, которая по сравнению с зависимой более устойчива на поворотах. Кроме того, она куда успешнее нивелирует неровности дороги. Причем реакция на эти неровности очень быстрая. Есть три подвида независимой подвески:
рычажно-пружинная, способствующая повышенной устойчивости на поворотах и плавности хода. Рычаги, на которых крепятся пружины с амортизаторы, могут быть установлены как поперечно, так и продольно ходу движения;
резино-жгутовая, представляющая собой трубу, закрепленную продольно. В нее вставлены резиновые амортизаторы и ось для пары колес, а на концах оси смонтированы рычаги, на которые непосредственно и крепятся колеса. Такой вариант отличается мягкостью и плавностью хода, однако существуют значительные ограничения по грузоподъемности. Кроме того, мост у резино-жгутовой независимой подвески не обслуживаемый, и в случае его износа приходится устанавливать новый;
торсионная, по своим ходовым качествам сходная с резино-жгутовой. Конструкция состоит из торсиона, прикрепленного к кузову, с рычагами на концах с установленными амортизаторами. Это достаточно удачная компоновка, однако есть и серьезный недостаток: поскольку торсион постоянно подвергается нагрузке на кручение, он просто ломается. А замена главного элемента такой подвески – удовольствие дорогое.
Исходя из описания, на вопрос как выбрать прицеп для легкового авто с учетом подвески, однозначного ответа нет – у каждого типа и подвида имеются и положительные, и отрицательные стороны.
Прагматичные производители при выборе колес для прицепов не стали изобретать велосипед и взяли за основу уже имеющиеся типоразмеры шин. В данном случае 13-14 дюймов. Соответственно, размерность дисков, ступиц и подшипников та же. Поэтому для российских прицепов прекрасно подходят детали ходовой части даже от советских «Москвичей» и «Жигулей».
Что касается шин, то к ним требования те же, что и непосредственно к самому автомобилю: рисунок протектора по высоте не должен быть менее 1,6 мм, также запрещена установка радиальных покрышек совместно с диагональными или колес с разными рисунками протектора.
Поскольку увеличение массы связки автомобиль-прицеп неизбежно влечет повышенную нагрузку на тормозную систему транспортного средства, прицепы с грузоподъемностью свыше 750 кг оснащаются автономной системой торможения. Это позволяет беречь ту же систему в машине, сохранять ее эффективность и эксплуатационный ресурс.
Принцип работы основной тормозной системы прицепа основан на том, что в случае притормаживания машины, он упирается в фаркоп, создавая давление. Одновременно через специальный поршень это усилие передается на рычаг и трос, который вытягивается. В итоге происходит развод тормозных колодок, и предмет буксировки тоже замедляет ход. То есть, конструкция очень проста, но достаточно эффективна для безопасного передвижения. Другой вопрос, что при езде задним ходом поршень блокируется, и фактически тормозная система деактивируется.
Поскольку груженый прицеп, стоящий под наклоном на горке, способен стянуть вниз сам автомобиль, сцепное устройство оборудуется стояночным тормозом. Обычно он связан с основной системой торможения – то есть, принцип работы тоже основан на разводе колодок – с той лишь разницей, что для включения стояночного тормоза нужно потянуть за рычаг. Наконец, в аварийных случаях, когда сцепка нарушается, может задействоваться и аварийный тормоз, представляющий собой элементарный страховочный трос – он просто натягивается, и движение замедляется.
Список конструкционных деталей, которыми могут дополнительно оснащаться современные прицепы для легковых авто, очень велик. Причем он постоянно расширяется. Особенно это правило касается домов на колесах, для которых производители изобретают все новые и новые удобства. Однако есть опции, распространяющиеся и на другие виды сцепных устройств.
Самосвальный механизм, позволяющий после закатки прицепа на какую-либо платформу без особых усилий освобождать его от сыпучих материалов.
Дополнительные борта – ими могут быть оборудованы как универсальные, так и специальные виды транспортных средств. Наращивание бортов дает возможность увеличивать массу перевозимых грузов, и эта опция очень востребована для коммерческой деятельности.
Подкатное колесо, выполняющее функцию домкрата при перемещении тяжелого прицепа в условиях дефицита пространства. Благодаря этому виду дополнительного оборудования с прицепом успешно справляется даже один человек.
Ложементы – без них транспортировку катеров и моторных лодок трудно себе представить. Причем у прицепов-водников также имеется лебедка, ролики и опоры, которые облегчают погрузку-выгрузку и гарантируют надежную фиксацию предмета перевозки.
Дуги и тенты. Что касается тентов, то они могут крепиться затяжным ремнем (веревкой) либо стальным тросом. Иногда – брезентовым ремнем, для которого в бортах имеются специальные отверстия. Кроме того, в дорогих и профессиональных трейлерах предусмотрено использование высокопрочной ткани с пропиткой, не позволяющей дождю или талому снегу проникать во внутреннее пространство прицепа. Наконец, пусть и очень редко, специализированные сцепные устройства оборудуются пластиковым куполом с замками, предохраняющие груз от краж.
Удлинитель дышла – он обязательно требуется в тех случаях, когда нужно перевести длинномерный груз. Однако длина такого дополнительного оборудования не беспредельна, она ограничивается 5 метрами.
Как выбрать прицеп для легкового автомобиля, не имея опыта в этом деле? Обычно начинают с металлических бортов, которые могут быть либо окрашены, либо оцинкованы. Понятно, что оцинкованные прослужат дольше, хотя они и дороже.
Затем следует обратить внимание на днище: если оно железное, то неприятный шум при «холостой» поездке автовладельцу обеспечен. Поэтому рекомендуется выбирать влагостойкую фанеру, которая дешевле и в случае износа легко меняется.
Далее переходим к таким элементам, как ребра жесткости, стойки и прочие детали, увеличивающие прочность каркаса. Чем их больше, тем надежнее и долговечнее прицеп. Причем нужно обратить внимание и на то, имеются ли замки – они облегчают процедуру откидывания бортов для погрузки-выгрузки.
Подвеска тоже весьма заслуживает внимания. Стандартная толщина металла составляет 7-10 мм, если меньше – сцепное устройство в скором времени потребует капитального ремонта. Кроме того, качество ступиц и амортизаторов – залог разумной покупки.
Наконец, блок осветительных приборов на полузакрытой балке – явный признак надежности и высокого качества. И даже если производитель сэкономил на источниках света, поставив самые дешевые, отказываться от сделки не стоит. В конце концов, сейчас светодиодные лампочки стремительно дешевеют, можно купить новые.
И последнее: иногда даже дотошное знание конструктива не спасает от сомнительной покупки. Поэтому перед тем, как выкладывать свои кровные, рекомендуется посоветоваться с более опытными автовладельцами или взять приглянувшийся прицеп в аренду на 1-2 дня.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.