Система охлаждения, в случае появления неисправностей, может спровоцировать внезапное торможение машины во время езды или заклинивание мотора. Предупредить возникновение проблемы можно, если регулярно проверять количество тосола, а также вовремя удалять воздушные пробки. Неопытных водителей интересует, как выгнать воздух из системы охлаждения двигателя. Рассмотрим данный вопрос в представленной статье.
Воздушная пробка представляет собой серьезную проблему, поскольку провоцирует перегревание силового агрегата. Обычно неисправность появляется из-за частичного «добавления» охлаждающей жидкости или после ее полного обновления. К примеру, возникновение пробки не избежать, если при замене хладагента не использовалось специальное оборудование. Оно должно прогнать ОЖ под давлением по контуру. Благодаря «установке» образование заторов исключается.
Если в системе появились пробки, это говорит о том, что резиновые «части» системы уже изрядно износились. Дело в том, что на элементах из резины с течением времени появляются микротрещины. Воздух проникает и скапливается в виде пузырьков на изгибах и узких областях контура.
Таким образом, пробка отрицательно влияет на работу двигателя. Это приводит к серьезным нарушениям, таким как неправильная циркуляция хладагента и перегрев мотора. Соответственно, водителя ждет дорогостоящий капитальный ремонт. В зимнее время завоздушивание дополнительно ухудшит работу печки.
Существуют разные причины завоздушивания. Именно поэтому так важно распознать признаки этого процесса. К тому же, удалить пробку можно самостоятельно, не прибегая к услугам специалистов.
ДВС работает по принципу, во время которого происходит череда небольших взрывов горючего в цилиндрах. В результате работы температура мотора повышается до высоких значений. При отсутствии системы охлаждения (СО) это приводило бы к выходу из строя всех механизмов. Таким образом, роль системы охлаждения сводится к отводу тепла от деталей мотора с целью поддержания его нормального t режима.
Кроме этого, СО выполняет следующие функции:
Ускоряет прогрев движка.
Нагревает воздух для отопления внутри салона.
Охлаждает смазку двигателя и автоматической КП.
При использовании рециркуляции охлаждает выхлопные газы.
Большая часть автомобилей оснащена жидкостной системой охлаждения. В работе используется принудительная циркуляция. С одной стороны она создает охлаждение, а с другой помогает комфортно отвести избыток тепла от мотора.
В качестве хладагента применяется не только антифриз, но и тосол или вода. Лучшим по соотношению цены и характеристик является тосол.
Система охлаждения поддерживает оптимальную t двигателя при движении. Пузырьки воздуха в жидкости препятствуют её циркуляции. Неестественное повышение индикатора температуры двигателя может указывать на наличие газа в системе.
Когда воздушная масса проникает в систему, она собирается в единый пузырь. Он, в свою очередь, перемещается по каналам и, остановившись у высокой точки или области сужения, останавливается и не дает антифризу перетекать дальше. Попросту говоря, пробка блокирует течение хладагента. Чаще всего это происходит в большом контуре циркуляции. Иногда случается такое, что завоздушиванию подвергается отопитель салона, то есть печка.
В охлаждающую систему воздух может проникнуть разными способами. Обычно проблему провоцирует тосол, которым заполнили систему неправильно. Пробки появляются также из-за протечек охлаждающей жидкости вследствие неплотного соединения деталей или их негерметичности. Как показывает практика, воздушный затор возникает по причине заклинивания перепускного канала.
Чтобы не допустить попадание пробки, необходимо заливать хладагент правильно. Залитая в спешке жидкость провоцирует образование затора. При грамотной заливке одновременно исчезает воздух и наполняется система. Узнать, что воздух попал в систему можно по тому, как критически поднимается температура ОЖ, даже не смотря на текущий режим работы ДВС.
Многие водители не понимают, как воздушная масса попадает из-за протечек элементов системы. Дело в том, что нагреваясь, хладагент (особенно тосол) расширяется и вытесняет собой воздух из бачка. Как только двигатель отключается, ОЖ остывает и, соответственно, принимает первоначальный объем. Клапан дает воздуху зайти обратно. Таким образом, имеющиеся протечки становятся источниками поступления воздушной массы.
Примерно по такому же принципу происходит попадание воздуха из-за заклинивания клапана. Охлаждающая жидкость, то сжимаясь, то расширяясь, создает разрежение. Подсос воздуха создается в местах, где имеется слабое соединение.
К причинам завоздушивания также относят неисправность помпы и воздушного клапана. Эти ситуации примерно одинаковые. Роль воздушного клапана заключается в том, чтобы не дать воздуху попасть внутрь. Если клапан сломан, то он запускает подсос воздуха, масса начинает распространение по рубашке охлаждения мотора. Ситуация решается заменой или ремонтом детали. Что касается помпы, то воздух начинают пропускать ее составные элементы - сальник и фибра. Получается, что воздушная масса попадает внутрь естественным способом. Лучше всего проверить данный элемент на предмет работоспособности.
И последней причиной служит нарушение целостности прокладки ГБЦ. Именно из-за деформации объем охлаждающей жидкости меняется. О последствиях уже было сказано.
Чтобы лучше понять, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения, необходимо разобраться в общих принципах работы мотора. Если ДВС холодный, то ОЖ «ходит» по рубашке охлаждения, при этом она не проникает в радиатор. Циркуляцию создает помпа. Как только антифриз начинает нагреваться, включается термостат. Он дает возможность ОЖ пройти по большому кругу через радиатор. Таким образом, жидкость охлаждается, но ее прохождения по дополнительному кругу бывает недостаточно. Если это произошло, то включается вентилятор.
Чтобы понять, что с системой охлаждения что-то происходит не так, необходимо прислушаться к ее работе. Существует ряд признаков, показывающих неправильную работу системы:
Шум от помпы. Как только помпа начинает ломаться, ее составляющие элементы издают странные шумы. Это должно насторожить водителя.
Протечка охлаждающей жидкости. Обнаружить протекание возможно невооруженным глазом. Водителю следует провести осмотр мотора и ходовой. Если на поверхности есть следы жидкости, значит, возможна протечка.
Печка функционирует некорректно. Конечно, существует масса причин, по которым печка перестает выполнять свои функции. Образование воздушной пробки - одна из них. Нужен осмотр этого элемента.
Проблемы в функционировании термостата. Бывает, что после запуска система охлаждения включается почти сразу. Это говорит о том, что термостат не работает. Согласно практике, СО перестает слаженно работать из-за неполадок термостата. Если в патрубки проник воздух, то клапан из-за него закрыт не постоянно. Получается, что жидкость «ходит» исключительно по малому кругу. Если ДВС сильно нагревается, то стоит проверить работу термостата, а также определить возможную завоздушенность.
Главным симптомом завоздушенности является перегрев движка. Температура растет, указатель повышается, но уровень хладагента остается на том же уровне. Кроме этого, в зимнее время владелец авто может заметить, что в салон не поступает теплый воздух. Возможно, что в СО попало много воздушных масс.
Если хотя бы один из перечисленных признаков соответствует действительности, то нужно провести диагностику.
Чтобы провести удаление воздушной пробки из системы охлаждения и предотвратить ее возникновения в будущем, нужно провести следующие действия:
Во время наполнения системы жидкостью, необходимо нажать на отводящий патрубок.
После этого нажимают на перепускной патрубок вместе с радиаторным шлангом.
Залив ОЖ, водитель должен включить двигатель и продавить патрубки.
Данный метод довольно простой, однако имеет свои особенности. Во-первых, при нажиме на патрубки запрещено применять инструменты. Дело в том, что резиновые элементы могут повредиться из-за сильного механического воздействия. Кроме того, не стоит забывать снять пробку радиатора и расширительного бака. Даже если после залива тосола оказалось, что пробка сформировалась, то все равно нужно проделать процедуру с целью удалить ее из системы.
Второй способ, помогающий удалить пробку, представляет собой использование уклона. Водителю необходимо пригнать авто на уклон, а затем прогреть двигатель в холостую в течение 15 мин. Таким образом воздух покидает систему естественным способом. Главное, правильно прогреть мотор до нужной температуры, открывая большой круг циркуляции.
Проверить отсутствие завоздушивания легко. Для этого нужно оценить работу мотора. Если он набирает нужную температуру, не перегреваясь, при этом из печки идет теплый (горячий) воздух, значит, неисправность ликвидирована. Помимо этого, исчезновение пробки можно определить по уменьшению уровня хладагента в бачке. Это говорит о том, что операция прошла успешно. Главное, не забыть долить в бачок еще охлаждающей жидкости.
Иногда завоздушивание возникает в печке. В этом случае придется устранять пробку другим способом. Метод довольно сложный, но он гарантированно поможет убрать воздух. Предлагаем ознакомиться с подробным алгоритмом работы:
Для отвода жидкости от радиатора используется специальный шланг. Водителю следует найти этот шланг, снять его и закрыть конец. Система не должна быть сильно прогрета, иначе есть риск обжечься.
Если после удаления шланга из него потечет ОЖ, то это говорит об отсутствии воздушной пробки. Если хладагент не польется, то пробка есть, а значит, ее следует удалить.
Для удаления пробки следует удерживать шланг, одновременно добавляя в систему охлаждающую жидкость. Чем больше ОЖ будет добавлено, тем быстрее пробка покинет систему.
Как только жидкость потечет, следует прикрепить шланг обратно, закрепив его хомутом.
Проверить качество процедуры можно через прогрев двигателя и запуск печки. Иногда долив не приводит к нужному результату. В этой ситуации придется прибегнуть к другому методу.
Водитель удерживает шланг, в то время как его помощник включает ДВС. Далее следует ожидать, когда из шланга начнет вытекать жидкость. Лучше в этот момент направить его подальше от себя. После этого происходит прокачка системы через насос. Этот метод так же, как и предыдущий, помогает на 100% избавиться от пробки.
Многих водителей интересует вопрос, как воздушная пробка в системе охлаждения двигателя может быть удалена быстро. Эффективная работа системы охлаждения играет очень важную роль в правильной работе нашего автомобиля. ОЖ регулирует температуру работающего двигателя, что приводит к его эффективности. Воздух в системе не только ухудшает комфорт при вождении, но и создаёт риск перегрева привода, что очень опасно.
Всегда нужно удалять воздух из радиатора при холодном двигателе. Во время движения температура и давление в системе охлаждения становятся очень высокими. Когда двигатель горячий, откручивание бачка с жидкостью может привести к сильным ожогам. Для работы нужно:
Отвинтить крышку бачка с ОЖ.
Завести двигатель автомобиля.
Понаблюдать за поверхностью жидкости. Образовавшиеся пузырьки указывают на то, что в охладителе есть воздух.
Периодически добавлять охлаждающую жидкость до тех пор, пока на поверхности не перестанут образовываться воздушные пузырьки.
Весь процесс завершается, когда на поверхности жидкости больше не наблюдаются пузырьки воздуха. Однако не забывайте регулярно проверять температуру двигателя. Когда манометр покажет 90° C, стоит завершить процесс в течение пяти минут или меньше, чтобы избежать разбрызгивания жидкости через открытую крышку.
Как только вентилирование системы охлаждения закончится, можно смело отправиться на прогулку. После возврата и полного охлаждения двигателя еще раз проверьте состояние охлаждающей жидкости. Если ранее не производилась регулярно данная процедура, возможно в системе осталось большое количество воздуха, на что указывает подозрительно низкий уровень жидкости. В этой ситуации процедуру повторяют еще раз.
Чтобы не допустить образование пробок, необходимо следовать некоторым рекомендациям:
Своевременная замена ОЖ. Основным тревожным сигналом должна стать несвоевременная замена охлаждающей жидкости. Менять жидкость в системе охлаждения рекомендуется один раз в два года. Многие водители не обращают особого внимания на систему охлаждения в машине, что является огромной ошибкой. Нерегулярная замена жидкости приводит к скоплению большого количества воздуха при каждой заправке. Газ не только препятствует циркуляции веществ по системе, но и создаёт реальный риск перегрева двигателя.
Использование качественного антифриза. Прокачка не занимает много времени. Регулярный сброс воздуха поможет сохранить радиатор в хорошем состоянии как можно дольше. Выбирая охлаждающую жидкость, отдавайте предпочтение проверенным и опытным производителям. Высококачественный протестированный продукт улучшает работу системы и помогает в её обслуживании.
После того как пройдет вся прокачка системы охлаждения автомобиля, не нужно забывать долить жидкость. Для оптимальной работы системы уровень охлаждающего вещества должен достигать верхней линии, видимой на контейнере. Рекомендуется добавлять ту же жидкость, которая уже находится в емкости. В настоящее время большинство продуктов, доступных на рынке, имеют аналогичную основу, и их без проблем можно смешивать между собой. Перед заправкой всегда проверяются рекомендации производителя. Исключение составляют жидкости, содержащие пропиленгликоль, который отличается зелёным цветом. Выбирая состав ОЖ, водителю следует покупать те, что имеют высокий рейтинг и отличные отзывы среди покупателей. Минимизировать покупку подделки можно, если брать продукт в проверенных магазинах, имеющих лицензии. Большая часть проблем в системе возникает именно из-за низкосортных антифризов.
Нужно понимать, что воздух в системе охлаждения - естественный процесс. Пузырьки попадают в жидкость при неправильном пополнении или замене холодильного агента. Воздух часто не дает никаких характерных симптомов. Наличие газа в жидкости заставляет двигатель быстрее нагреваться. Это процесс, который не дает немедленных признаков. Если водитель будет следить за индикатором температуры двигателя ежедневно, то сможет заметить тревожные высокие скачки значений. Однако будем честны, мало кто из водителей обращает особое внимание на такие параметры. Как в такой ситуации узнать, что пора прокачать СО? Для этого в этой статье представлена информация о том, как быстро избавиться от воздуха, который по разным причинам мог оказаться в системе охлаждения. К данному вопросу следует отнестись со всей серьезностью.