Замена тормозной жидкости — это процедура, которая проводится для обеспечения нормального функционирования тормозной системы авто. Многие водители обращаются за заменой в автосервисы. Однако процедура не несет в себе сложных действий, поэтому проводить ее разрешается своими руками. Спецоборудование требуется только для автомобилей с АБС. Таким образом, самостоятельная замена поможет сэкономить автолюбителю достаточно много времени и денежных средств. Рассмотрим, как самому заменить тормозную жидкость и сделать это правильно.
Тормозная жидкость представляет собой вещество, от состояния которого зависит передача силы в давление и плавность работы тормозов.
Когда-то тормозная жидкость изготавливалась на основе бутилового спирта с добавлением масла касторки, смешанных в равных пропорциях. Сегодня в нее входят различные основы, а также присадки, составляющие 2-7% от общего количества продукта.
Стоимость замены ТЖ ограничивается всего лишь одной покупкой продукта. Для тех, кто желает сэкономить, это правильное решение проблемы.
Все жидкие вещества, присутствующие в автомобилях, нуждаются в регулярной замене. Их срок службы зависит от того, какую функцию выполняет тот или иной состав.
Если человек совершенно не знает, когда менять жидкость, ему стоит изучить инструкцию от производителя, написанную на упаковке ТЖ.
Чаще всего менять тормозную жидкость приходится из-за ее способности к гигроскопичности, т.е. к накоплению влаги. Вода, находящаяся в составе ТЖ, повышает риск ее закипания. В процессе кипения в системе происходит образование газовой пробки. Это приводит к печальным последствиям, вплоть до ДТП.
Срок службы ТЖ зависит от ее химического состава. Сегодня на рынке автомобильной продукции представлены различные образцы ТЖ, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Производители тормозных жидкостей дают автовладельцам разные рекомендации по поводу периодичности замены.
Сегодня жидкости классифицируются по следующим параметрам:
DOT-3 — стандартный и самый популярный вариант. Владельцы часто приобретают эту жидкость из-за низкой стоимости при высоком качестве. Главный недостаток этого вида — высокая гигроскопичность. Менять такую ТЖ нужно не реже одного раза в 2 года.
DOT-4 — продукт, в составе которого присутствуют присадки. Они связывают конденсат и вытесняют влагу. В составе есть полиэтиленгликоль. Несмотря на это, эксплуатировать жидкость дольше 2-х лет нельзя.
DOT-5 — качественная жидкость на основе силикона. Такое вещество практически не гигроскопично. Срок эксплуатации составляет 4-5 лет. Однако у этой жидкости есть несколько недостатков: высокая цена и способность накапливать в системе влагу, замерзающей при низкой температуре.
DOT-5.1 — жидкость, предназначенная для спортивных авто. Она обладает высоким показателем гигроскопичности, поэтому менять ее следует раз в год.
DOT-5.1/ABS — жидкость, разработанная для машин с системами ABS. Срок эксплуатации — 24 месяца.
Автовладельцы часто задаются вопросом, как заменить тормозную жидкость в автомобиле, если в системе уже есть какая-то другая жидкость. Смешивать между собой эти разновидности ТЖ разрешается, но временно. Через несколько дней следует произвести замену отработанной жидкости на новый материал. Однако добавлять полиэтиленгликолевый состав к смеси на основе силикона запрещено!
При покупке ТЖ следует обратить внимание на следующие характеристики:
Вязкость. Жидкость может быть густой или жидкой. Густая консистенция, при воздействии низкой температуры, провоцирует отказ тормозной системы. Однако жидкая ТЖ при высокой температуре может образовать течь.
Стабильность. ТЖ должна сохранять свои характеристики, работая в разном температурном диапазоне.
Антикоррозийные свойства. Они достигаются благодаря добавкам, присутствующим в составе.
Влияние на резинотехнические изделия. Если в составе ТЖ находятся вещества, негативно влияющие на сальники и прокладки, то существует большая вероятность появления течи.
Самым важным параметром, который стоит учитывать при выборе ТЖ, является температура закипания. От нее зависит качество торможения и безотказность тормозов. Что касается сроков годности, то у тормозного вещества его нет.
Чтобы заменить тормозную жидкость своими руками, необходимо изучить правила работы с этим продуктом. Предложенные ниже советы будут полезны как начинающим, так и опытным водителям.
Во время замены следует использовать только ту ТЖ, которую рекомендует автопроизводитель. Если он указывает на то, что в авто можно заливать гликолевую жидкость, то заменять ее минеральной нельзя.
Смешивать можно только жидкости, относящиеся к одному классу. Если не соблюдать это правило, то полученная из разных ТЖ смесь станет опасной для использования.
Рекомендуется следить за тем, чтобы в жидкости не образовывалась вода. Если проигнорировать это, то ТЖ закипит даже при низкой температуре. Это спровоцирует отказ тормозов во время движения.
Запрещено допускать контакта тормозной жидкости и минерального масла. Даже небольшая капля масла может лишить ТЖ ее основных свойств. В результате вся тормозная система выйдет из строя.
Грязная жидкость приведет к неправильной работе системы. Именно поэтому загрязненное вещество меняем сразу, не дожидаясь окончания срока его эксплуатации.
Замену ТЖ проводят после окончания зимы. По завершении процедуры систему следует прокачать. Если проигнорировать это действие, то существует риск, что тормоза перестанут правильно работать из-за присутствия в системе воздуха.
При работе с жидкостью необходимо быть осторожным. Не стоит отсасывать вещество ртом, т.к. оно очень токсично. При себе всегда стоит хранить чистые тряпки, иначе при попадании на пластиковые элементы произойдет повреждение деталей.
Прежде чем приступить к процедуре, необходимо приготовить следующие инструменты:
Свежую тормозную жидкость.
Пустой контейнер для отработанного материала.
Тормозные шланги для откачки старого продукта.
Ключ для снятия спускного штуцера.
Тряпки, шприц.
Чтобы ускорить выполнение работы, процедуру проводят в специально оборудованном гараже. Если подобное оснащение отсутствует, то подойдет эстакада или смотровая яма. Один человек садится за руль, а второй располагается под машиной. Порядок работы и прокачка будет разной, в зависимости от разновидности тормозной системы авто.
Рассмотрим алгоритм, указывающий на то, как правильно заменить тормозную жидкость.
Для начала следует обнаружить и открутить крышку бачка. Из поплавка начнет капать жидкость, поэтому его убирают на чистую ветошь.
Если задние колеса вывешены, то автовладельцу предстоит вставить отвертку между пластиной и поршнем, разблокировав этим усилие дисков на колеса.
Следующий шаг — очистка выпускного клапана на заднем колесе. С клапана снимается колпачок, а на штуцер вставляется шланг. Противоположный конец трубки помещают в какую-нибудь емкость.
Человек, сидящий за рулем машины, должен произвести прокачку тормозов. Для этого ему следует надавливать несколько раз на педаль тормоза, останавливаясь на 1-2 секунды. Последнее нажатие должно быть долгим.
После этого выпускной шланг слегка откручивают, пока из него не начнет течь отработанный материал. Шланг закручивают обратно, как только жидкость перестанет выливаться.
Предыдущие пару действий проводят несколько раз. В процессе этого нужно следить за тем, чтобы ТЖ не опускалась до минимальной отметки. Это значит, что ее необходимо доливать. Как только из шланга пойдет новая ТЖ, то процедуру прекращают и приступают к следующим колесам.
Завершив процедуру, владелец должен проверить плавность хода педали тормоза. Для этого ее нажимают несколько раз подряд и наблюдают за ее работой. Если плавность хода отсутствует, значит, в систему попал воздух. Чтобы удалить его, потребует провести прокачку тормозной системы.
Колпачки возвращают на место, на воздуховыпускные клапаны.
Жидкость льют в бак до максимальной отметки. Процедура замены на этом закончена.
Выполняя инструкцию не спеша, владелец сможет защитить себя от возникновения негативных последствий.
Разобравшись с вопросом, как заменить тормозную жидкость, автовладельцы нередко после проведения процедуры сталкиваются с проблемой попадания воздушных пузырьков в систему. Чтобы избавиться от них, им потребуется прокачать тормоза, т.к. наличие даже самых небольших пузырьков негативно отражается на работе ТС.
При наличии воздуха в системе, тормозная жидкость распределяется неравномерно. Из-за этого сжатие тормозных колодок происходит асинхронно. Соответственно, торможение колес происходит по-разному. Это нередко приводит к тому, что водитель в один момент просто теряет управление.
Перед прокачкой тормозов стоит перепроверить уровень жидкости в баке. Она должна заполнять бак минимум наполовину. Заливать жидкость следует точно такую же, которая уже находится внутри бака. После этого следует осмотреть систему на предмет протечек. Если обнаружилась течь, значит, проблема заключается в шлангах. При отсутствии каких-либо дефектов можно приступать к прокачке ТС.
Многие автолюбители не знают, как правильно заменить тормозную жидкость в автомобиле. Но в действительности, для процедуры не требуется каких-либо особых умений и навыков.
Чтобы заменить полностью жидкость, потребуется не более 2-х часов. ТЖ лучше подбирать в соответствии с рекомендациями производителя. Использовать старый материал повторно запрещено, т.к. жидкость уже наполнилась влагой, а значит, полностью потеряла свои свойства и эффективность.
При очередной замене жидкости также следует проводить прокачку тормозов. Это убережет автовладельца от возникновения непредвиденных ситуаций в процессе езды.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Кристина
Выражаю искреннюю благодарность и всем рекомендую брать занятия у Майи! Отличный инструктор с огромным багажом знаний и опыта, очень вежливая и грамотная. На занятиях царила комфортная и спокойная атмосфера, благодаря чему материал усваивался отлично. Инструктор грамотно объясняла ошибки, обсуждала нюансы и давала полезные советы. Благодаря Майе стала чувствовать себя за рулём гораздо увереннее, пропал страх перед экзаменом. Я поняла структуру, научилась анализировать ситуацию на дороге. Большое спасибо за приобретенные знания!