Методику правильной зарядки аккумулятора для машины обязан знать каждый водитель, в противном случае источник питания не отслужит положенный ему ресурс. Кроме того, необходимо вовремя определять, насколько АКБ разряжен, ибо «высаживание в ноль» очень часто тоже не продляет ему жизнь. Факторов, от которых зависит, как заряжать автоаккумулятор, достаточно много – обслуживаемое это изделие или нет, какая у него номинальная емкость, напряжение, тип и т. д. Однако еще до начала данной процедуры автовладелец в первую очередь должен определить, как она будет осуществляться – постоянным током или напряжением. Начнем с краткого описания обеих методик, чтобы затем углубиться в менее существенные детали.
Для зарядки источника питания автомобиля с помощью постоянного тока требуется специальное регулируемое устройство, на котором выставляют силу тока – она должна составлять примерно 1/10 от заявленной емкости АКБ. Например, у аккумуляторной батареи, при полном заряде емкость которой составляет 60 А•ч, процесс пополнения энергии должен проходить током 6 ампер.
Одним из недостатков такого способа является необходимость постоянного контроля напряжения и корректировки силы тока – зарядное устройство на начальном этапе будет выдавать низкое напряжение, которое далее постепенно увеличится. И когда оно составит примерно 14,5 В, автовладельцу необходимо уменьшить ток в 2 раза. В приведенном примере это составит 3 ампера. После того, как напряжение повысится до 15 В, нужно снова уменьшить ток – в данном случае до 1,5 А. И только когда напряжение полностью стабилизируется, особый контроль процесса зарядки не требуется.
Сигналом того, что АКБ полностью восполнил запас энергии, считается сильное газовыделение. Его источником является электролит, который находится в обслуживаемых аккумуляторных батареях. Поэтому процедуру рекомендуется осуществлять в хорошо проветриваемом помещении. Вторым признаком зарядки считается отсутствие изменения силы тока и напряжения зарядного устройства в течение 1-2 часов. Впрочем, существует специальный калькулятор, на котором можно достаточно точно высчитать, сколько потребуется времени на зарядку в зависимости от емкости АКБ.
Этот метод заключается в установлении на зарядном устройстве постоянного напряжения, величина которого напрямую зависит от типа АКБ. Вторая особенность процесса состоит в том, что на старте цикла значение силы тока окажется максимальным. И чем выше это значение – тем сильнее батарея разряжена.
Как заряжать аккумулятор автомобиля таким способом, сколько требуется на это времени? Если речь идет о необслуживаемых источниках питания, то на цикл потребуется более суток. Это связано с тем, что у таких типов АКБ есть искусственное ограничение напряжения в 14,4 В. В других АКБ его нет, и при 16,5 В полная зарядка состоится примерно через 24 часа.
Существует по крайней мере три способа выявить, что источник энергии нуждается в зарядке. Причем они весьма несложные, поэтому под силу любому владельцу легкового либо грузового автомобиля.
Проблемный запуск двигателя – как говорят водители, плохо крутит стартер. Если возникла подобная проблема, то АКБ обязательно следует подключить к зарядному устройству. Дополнительными сигналами о необходимости восполнения энергии очень часто становятся и другие приборы, потребляющие ток – может сбоить аудиосистема, тускло гореть фары и т. д.
Замер напряжения на клеммах. Чтобы применить этот «дедовский» способ, потребуется либо стрелочный тестер, либо мультиметр. Водители со стажем прекрасно знают, что у большинства стартерных АКБ для легковых машин номинальный показатель составляет 12 В. Правда, иногда оказывается, что он может быть выше заявленного производителем. Но в любом случае показатель примерно в 11,6 вольта свидетельствует о почти стопроцентной разрядке устройства. А если напряжение составляет порядка 12,2 В, то это позволяет автовладельцу убедиться лишь в половинной разрядке. Соответственно, его следует дозарядить до рабочего состояния.
Измерение значения плотности электролита. Данный способ можно применять только лишь на обслуживаемых типах накопителей энергии, в банках которых находится электролит. Для реализации метода требуется прибор, называемый ареометром. Если плотность жидкости составляет порядка 1,27 г/см³, то можно не волноваться – все в порядке. Существенное снижение данного показателя означает, что батарея нуждается в зарядке. Что касается необслуживаемых АКБ, в которых добраться до электролита невозможно, то проверка осуществляется еще проще. В таких изделиях есть смотровые окошки с тремя надписями, указывающими на уровень плотности.
Обычно вопрос, вынесенный в заголовок, задают лишь начинающие автовладельцы – ведь водители со стажем прекрасно знают, что данный метод имеет право на жизнь. Правда, есть несколько очень важных оговорок.
Во-первых, подключать аккумуляторную батарею, не вынимая ее с посадочного места, к зарядному устройству никому не возбраняется. Однако при этом нужно обязательно отсоединить минусовую клемму, которая идет к электрическому оборудованию. А лучше подстраховаться и отключить обе. Ведь в противном случае в процессе зарядки при незапущенном двигателе электрический ток все равно будет запитывать электрооборудование. И в случае неконтролируемого скачка напряжения могут серьезно пострадать потребители энергии. Причем чаще всего в зоне риска находятся премиальные иномарки, буквально напичканные самой разной электроникой. И для них практически любое изменение допустимых параметров питания буквально смертельно.
Во-вторых, поскольку часть энергии с заряжаемой батареи все равно будет доходить до элементов электрической системы, это автоматически увеличивает время зарядки. Насколько – зависит от многих факторов, в том числе и количества потребителей тока.
Одним словом, как правильно заряжать АКБ, не снимая ее с автомобиля, заключается в обязательном отключении клемм. А лучше всего все-таки демонтировать батарею с тем, чтобы она оказалась поближе к зарядному прибору. Однако перед началом процедуры необходимо удостовериться в ее необходимости. Ведь даже самые дорогие стартерные аккумуляторы – не нужно их путать с тяговыми, которые нужны для электромобилей и электропогрузчиков – имеют ограниченное количество циклов «зарядка-разрядка».
Стандартные кислотные батареи заряжаются по обычной схеме, и при приближении силы отдаваемого тока к номиналу начинается газовыделение. Однако сейчас в продаже имеется множество других типов автомобильных АКБ, обращаться с которыми во время подключения к зарядному устройству следует строго с соблюдением нюансов.
Гелевые.
Они всегда маркируются знаком GEL и имеют ряд достоинств по сравнению с кислотными аккумуляторами. Как правильно зарядить автоаккумулятор подобного рода? Самым лучшим решением данного вопроса будет применение электронного зарядника, так как они без участия автовладельца способны контролировать и корректировать основные параметры – напряжение и силу тока. Помимо этого, приборы такого типа автоматически учитывают не только степень разрядки, но и некоторые субъективные факторы – например, температуру воздуха, при которой проходит процесс. Однако если на машине установлена гелевая АКБ, специалисты настоятельно рекомендуют проверять работоспособность реле напряжения на генераторе. Если этот элемент окажется неспособным выполнять свою функцию, аккумуляторная батарея такого типа с большой долей вероятности выйдет из строя – для этого потребуется всего лишь 1-2 часа.
Кальциевые.
При всех своих достоинствах – большой емкости, высоком пусковом токе и пр. – такие АКБ обслужить практически невозможно. Вдобавок, если провести процесс зарядки неправильно, то после максимальной разрядки емкость батареи снижается в несколько раз. По этой причине специалисты рекомендуют использовать зарядники, выдающие постоянный ток с напряжением в пределах 16,1-16,5 В и имеющие программируемые режимы. Как определить, что источник питания на основе «кальциевой» технологии полностью заряжен? Об этом свидетельствует сила зарядного тока, которая снижается до половины ампера. Характерно, что такие АКБ не совсем подходят для холодных зим и других сложных условий эксплуатации. Поэтому кальциевые батареи в среднем требуют дозарядки раз в месяц.
AGM-аккумуляторы.
У таких изделий срок эксплуатации на 3-5 лет больше, чем у обычных кислотных АКБ. Вдобавок и время зарядки примерно в 3 раза меньше, причем данный тип батарей отлично заряжается от генератора. Однако, как и в приведенном выше примере с гелевыми АКБ, лучше всего использовать электронный подзарядник. Причем желательно приобретать устройство с двумя режимами, а не механическое, иначе придется постоянно вручную корректировать параметры силы тока и напряжения.
Гибридные. У данного типа АКБ в рабочие пластины добавлена сурьма и кальций, поэтому они и получили соответствующее название. В батареях имеются пробки, чтобы после закономерного высыхания электролита в банки можно было доливать дистиллированную воду. Однако это единственное, что можно сделать, и поэтому такие батареи являются малообслуживаемыми. Причем уровень электролита следует контролировать регулярно, особенно в летнюю пору, так как по сравнению с «кислотниками» аккумулятор отличается способностью выдавать гораздо большее напряжение. Недостаток воды в банках при высоких температурах приводит к концентрации кислоты, из-за чего пластины АКБ сильно нагреваются и постепенно разрушаются.
Что касается процедуры зарядки гибридных батарей, то она проводится по обычной схеме – сила тока должна составлять 10-30% от емкости накопителя энергии. Однако в целях ускорения процедуры допускается выставлять и больший параметр, хотя в этом деле следует быть очень осторожным. Если применить слишком большие зарядные токи, то может закипеть электролит, что спровоцирует осыпание активной массы с рабочих пластин.
Необслуживаемые. У этого типа стартерных батарей невозможно проверить состояние пластин и уровень электролита – нет ни пробок, а иногда и смотровых окошек. Тем не менее, процедуру зарядки можно проводить как с использованием стабильного напряжения, так и постоянного тока. Поэтому предпочтительно использовать электронные зарядники, и лучше купить модель с лампочкой, которая даст понять, что зарядка закончилась. Ведь в случае с ручными устройствами есть риск перезарядки, которая всегда вредна для любого типа аккумуляторов из-за высокой вероятности закипания электролита.
Проблема с необслуживаемыми батареями заключается еще и в том, что долить дистиллят в банки, из которых испаряется ставший летучим электролит, невозможно. Соответственно, рабочий ресурс таких изделий существенно снижается. Именно поэтому специалисты рекомендуют не слишком передерживать АКБ во время зарядки, и предельная планка должна составлять не более 30 минут. Поэтому контроль времени заряжания, как и обеспечение корректных значений тока с напряжением, лучше всего доверить электронному устройству. То есть, попытка экономии в данном деле способна привести к еще большим финансовым затратам.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Екатерина
Евгения
Огромное спасибо Екатерине. Катаем навыки с ней совсем недавно и ещё будем. Прекрасный человек, спокойная, добрая, с железными нервами и непоколебимым терпением. Подбадривает, поддерживает, полнейший позитив. Просто находка! Безмерно благодарю!