Квадроцикл – удобное транспортное средство для передвижения по пересеченной местности. В нормативных актах название квадроцикл не упоминается. Так нужны ли права на квадроцикл? По классификатору он относится к мототранспортным четырехколесным средствам передвижения. Права на управление мотовездеходом обязательны согласно Постановлению Правительства РФ № 796 от 12 июля 1999 года.
Квадроцикл, как мотовездеход должен быть поставлен на учет в инспекции Гостехнадзора. Это правило распространяется на всех физических и юридических лиц. Если в 2020 году не зарегистрировать транспортное средство, то будут наложены штрафы в размере до полутора тысяч рублей на физическое лицо, до трех с половиной тысяч на ИП. Если нарушение допущено юридической конторой, то их штрафы могут достигать 10 тысяч рублей.
Если до 2013 года владельцы транспортных средств с объемом до 50 кубов могли пользоваться ими без прав, то сегодня эти правила ужесточились. Статистика свидетельствует о повышении аварий, в том числе с участием квадроциклов. Поэтому при выявлении фактов управления квадроциклом без прав, владельца могут оштрафовать на 30 тысяч рублей.
Таким образом, мы выяснили, что наличие прав на управление квадроциклом является обязательным. Теперь пора объяснить, какие права нужны на квадроцикл. Установлены следующие нормативы:
при объеме двигателя свыше 50 см3 оформляется удостоверение тракториста-машиниста;
при объеме двигателя менее 50 см3 оформляются права категории М, так как эти средства приравниваются к мопедам и квадроциклам.
В первом случае документ оформляется в местном отделении инспекции Гостехнадзора. Во втором случае нужно обращаться в ГИБДД. После того, как выяснили, какая категория прав нужна на квадроцикл, перейдем к перечню необходимых документов.
Прежде чем собирать документы и ставить технику на учет, нужно знать о некоторых требованиях, которые предъявляются к владельцам квадроциклов:
Водителю должно быть не менее 16 лет.
Водитель должен пройти медицинское освидетельствование (иметь справку из медицинского учреждения о допуске к управлению самоходным средством).
Водитель должен пройти обучение и сдать экзамены в местном отделении инспекции Гостехнадзора.
Если владельцу исполнилось 16 лет и его квадроцикл имеет объем двигателя более 50 кубов, то он начинает собирать пакет документов, чтобы получить удостоверение тракториста-машиниста.
Заполняется по утвержденной форме, которую выдают в инспекции Гостехнадзора. Форма бланка есть на сайте инспекции, где ее также можно заполнить в режиме онлайн. Также заявление можно написать и отправить в МФЦ.
Для получения разрешения приступить к обучению с последующей сдачей экзаменов, необходимо пройти медицинское освидетельствование в местной поликлинике или больнице. Справка должна подтверждать отсутствие противопоказаний к управлению транспортными средствами. С 2019 года документ оформляется по новому образцу справки формы № 003-В/у, утвержденной в 2016 году.
Пройти медкомиссию можно в любой больнице любого города, кроме кабинетов нарколога и психиатра, которые должны быть пройдены по месту регистрации. Новая медсправка выдается на формате А5, информация расположена с двух сторон листа, используется бумага с защитными знаками.
Необходимо пройти следующих специалистов:
терапевт;
окулист;
невролог;
ЛОР;
хирург;
психиатр (по месту прописки);
нарколог (по месту прописки).
Комиссия платная. Справка действительная в течение 12 месяцев со дня выдачи.
Прилагается заверенная копия документа о полученном образовании (аттестат, диплом, свидетельство о квалификации). Заверить могут в Гостехнадзоре при предъявлении оригинала документа.
Предъявление удостоверения личности является обязательным условием постановки транспортного средства на учет и допуска владельца к занятиям.
Для оформления удостоверений нового образца потребуются 2 фотографии 3х4 на матовой бумаге с уголком в левом нижнем углу.
Если есть водительское удостоверение, то его тоже необходимо представить.
Когда документы собраны, нужно зайти в банк и оплатить госпошлину, иначе к обучению могут не допустить.
Обучение проводится в учебном заведении, относящемуся к Гостехнадзору и оказывающему такого рода услуги. Это могут быть автошколы или средне-специальные учебные заведения. Обучение платное. В зависимости от региона цена варьируется от 5 до 20 тысяч рублей. Учебный план разделен на две части: теоретическую и практическую. Обучающийся должен пройти весь курс обучения и сдать экзамены по теории и вождению. Обычно курс составляет 20 дней. Экзамены проводят инспекторы Гостехнадзора, т.е. организации, которая отвечает за выдачу документов.
Теоретический экзамен включает все темы, которые были начитаны за период обучения. По ним сформулированы вопросы и составлены билеты. Обычно перечень вопросов предоставляют инструкторы по вождению по просьбе обучающегося. Весь теоретический курс и спектр тем корректируется управлением образования Минсельхоза России. В случае неявки на экзамен или незнании ответов на вопросы, пересдача назначается через 7 дней.
Практический экзамен по вождению разделен на 2 части. В первой части обучающийся показывает полученные навыки в закрытом помещении. Вторая часть проводится на открытом воздухе. Здесь обучающемуся предлагается пройти следующие испытания:
осуществить резкое торможение, экстренную остановку квадроцикла;
заехать на эстакаду;
проехать змейкой;
показать навыки маневров в ограниченном пространстве.
Практический экзамен проводится после успешной сдачи теоретической части обучения. Пересдавать практику можно не более трех раз. В случае не сдачи придется пройти повторный курс обучения, чтобы снова быть допущенным к экзаменам.
Для того чтобы успешно сдать экзамены и получить удостоверение, мало просто хорошо учиться и посещать все занятия. Часто случается так, что даже очень подкованный теоретически и знающий все тонкости вождения человек, не может справиться с волнением, и заваливает весь экзамен. Это может случиться при ответах на теоретические вопросы или на практических испытаниях. Можно, конечно, посоветовать не волноваться, но это не тот совет, который нужен во время сдачи экзаменов.
Как не забыть то, о чем все знаешь? Далеко не все обладают отличной памятью и умением красиво говорить. Косноязычие всегда становилось препятствием в сдаче теоретической части экзамена. Опытные водители советуют зубрить билеты. Список вопросов можно попросить у инструктора, он никогда не откажет. С первого дня обучения выучивать по одному-два ответа на вопросы. Учить наизусть, повторяя текст вслух.
С практикой дело обстоит немного сложнее. Даже опытные водители теряются в атмосфере экзамена. Экзаменаторы могут просто запутать, давая задания или неожиданные просьбы. Прекратить нервотрепку может только сам обучающийся. Не спешить сразу выполнять все просьбы экзаменаторов (можно неправильно рассчитать угол поворота и перевернуться), подумать и только потом выполнять. Экзамен – не соревнования, здесь решает не секундомер, а опыт и навыки.
После успешной сдачи экзаменов в отделении Гостехнадзора выдается удостоверение государственного образца. Оно действует в течение 10 лет. Затем нужно его поменять.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Майя
Кристина
Выражаю искреннюю благодарность и всем рекомендую брать занятия у Майи! Отличный инструктор с огромным багажом знаний и опыта, очень вежливая и грамотная. На занятиях царила комфортная и спокойная атмосфера, благодаря чему материал усваивался отлично. Инструктор грамотно объясняла ошибки, обсуждала нюансы и давала полезные советы. Благодаря Майе стала чувствовать себя за рулём гораздо увереннее, пропал страх перед экзаменом. Я поняла структуру, научилась анализировать ситуацию на дороге. Большое спасибо за приобретенные знания!