Обычно снегоходы, квадроциклы и прочие транспортные средства повышенной проходимости эксплуатируются в безлюдных зонах. Однако это не означает, что управлять ими можно без специального документа, предполагающего хорошее знание российских Правил и наличие устойчивых практических навыков. В частности, на снегоход нужны права категории А1, отмеченные в удостоверении тракториста-машиниста (УТМ). Соответственно, без него садиться за руль механизмов, называющихся мотовнедорожниками, запрещено. Причем процедура получения соответствующего документа, дающего такое право, несколько разнится с процедурой выдачи любого иного удостоверения на право управления.
Вопросом выдачи УТМ, как и регистрацией самоходных машин, занимаются не структуры ГИБДД, а Гостехнадзора. Поэтому именно в этом органе нужно пройти квалификационное тестирование. Аналогично обучению на водителя, оно должно проходить в автошколе – как известно, самостоятельная подготовка в данном случае возможна, она может быть использована лишь как дополнение к курсу в специализированной организации.
Во-вторых, получать азы вождения самоходной техники допускается с 14 лет. Однако таких кандидатов в любом случае допускают к квалификационным тестам только после 16 лет. В-третьих, получить заветную «корочку» тракториста можно не в любой географической точке РФ, а лишь по месту учебы или проживания. Срок действия УТМ составляет 10 лет, и в нем есть особая графа, в которой указана информация ограничительного или разрешительного толка – ограничения по здоровью, становящиеся барьером на пути к вождению транспортных средств другого типа, общий стаж нахождения за рулем и пр.
Этот довольно часто встречающийся вопрос почти всегда имеет только отрицательный ответ. Какая категория прав нужна на снегоход, в законе прописано без всяких кривотолков – только А1. Если говорить о мотоциклистах, то закон не освобождает их от оформления удостоверения тракториста в Гостехнадзоре и профильного обучения. Правда, имеется поблажка – кандидат на УТМ не сдает «теорию».
ИСКЛЮЧЕНИЕ. Владельцы удостоверения на мотоцикл, получившие данный документ до 01.01.2000 г., теоретическое и практическое испытания не проходят. Чтобы открыть соответствующую категорию, им следует обратиться в инспекцию Гостехнадзора. Для получения «корочек» следует написать заявление и предоставить комплект документов, в числе которых действующая медицинская справка.
Для получения заветного «пластика» на снегоход потребуется порядка месяца – именно столько времени длится спецкурс в учебном центре (автошколе), имеющем соответствующую лицензию. На теоретических лекциях кандидаты изучают техническую часть самоходных машин, а также знакомятся с перечнем основных неисправностей. Знание того, что может сломаться в тракторе, болотоходе, квадроцикле и пр. вдали от технической помощи, населенных пунктов и при отсутствии мобильной связи, призвано в будущем помочь с решением проблемы самостоятельно. Впрочем, это далеко не все.
Теория. К сдаче теоретического теста претендент на обладание УТМ может допускаться и без прохождения практической части обучения. Однако пройти второй этап, не имея набора хотя бы элементарных навыков и умений, которые потребуется продемонстрировать в инспекции Гостехнадзора, практически невозможно. Что касается экзаменационных билетов при сдаче теории, то в них содержатся вопросы на знание Правил и основ эксплуатации транспортного средства, понимание технической части самоходных механизмов и неотложной медицинской помощи при ДТП.
Если без пропусков посещать занятия и регулярно штудировать тестовые задания, то сдача «теории» особой проблемы не составляет. Кроме того, в интернете тоже можно отыскать вопросы с ответами и обучаться дополнительно. Если тест с первой попытки не сдан, то повторно попробовать пройти через «сито» представителей Гостехнадзора можно спустя неделю. Три проваленные попытки означают, что горе-кандидату придется снова садиться за парту и повторно проходить теоретический курс.
Практика. Она предполагает демонстрацию навыков на автодроме и в городских условиях. Первая часть теста достаточно проста, курсант должен без серьезных ошибок выполнить задания:
заезд на эстакаду;
разворот снегохода в ограниченном пространстве;
заезд задним ходом в гараж (бокс) по зеркалам;
экстренное торможение на разных скоростях.
Другая половина испытания – на городских дорогах – проходит с соблюдением ПДД и норм безопасной эксплуатации. И дело не в том, какие права нужны на снегоход, а в умении маневрировать в потоке, постоянном контроле дорожной обстановки и правильном реагировании на нее. На сдачу практической части отводится до 3 месяцев, а повторные пересдачи проходят не ранее, чем через неделю после предыдущей попытки.
В случае трех провалов претенденту на УТМ предстоит прослушать в автошколе дополнительные лекции. Причем, чтобы снова быть допущенным к тестированию в Гостехнадзоре, курсанту потребуется предъявить об этом справку соответствующей формы.
Потенциальный хозяин любой самоходной машины еще до ее приобретения должен понимать, что подобно автомобилю, она должна быть зарегистрирована. Это правило действует в отношении мотоспецтехники с рабочим объемом двигателя свыше 50 см3 или мощностным показателем электромотора более 4 киловатт. Кроме того, если самоходная машина развивает динамику свыше 20 км/ч – а в случае со снегоходом он однозначно демонстрирует куда более скоростные качества – потребуется оформлять страховой полис ОСАГО (автогражданка).
Положительно решив вопрос, нужны ли права на снегоход, многие водители не особо торопятся с его госрегистрацией и получением номерных знаков. И совершенно напрасно, поскольку делать это нужно в течение полутора недель (максимум 10 дней) со дня приобретения мотовнедорожника. В противном случае последует административное наказание в виде штрафа, а в некоторых случаях владелец лишается права управления сроком до года. Причем не только болотохода, квадроцикла и пр., а любого транспортного средства как такового! Наконец, в случае угона транспортного средства или участия в аварии у владельца снегохода возникнут весьма неприятные проблемы.
Поскольку после госрегистрации мотовнедорожника его владельцу понадобится получить номерные знаки, снегоход подлежит обязательному техосмотру. Он проводится на смотровой площадке Гостехнадзора и общая стоимость услуги составляет 2 350 рублей. Кроме того, пройденный ТО обязывает заплатить госпошлину в размере 400 рублей. Причем на снегоход нужны права не только соответствующей категории, но и ежегодный последующий технический осмотр. Разумеется, госпошлина при получении данной услуги тоже подлежит уплате.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Диана
Огромные спасибо Асе, с ней очень комфортно заниматься, перед сдачей экзамена переживает как за родного. Очень профессиональна, объясняет все очень понятно и отрабатывает до последнего, сдала с 3 раза сама.