Как только в автомобильной сфере появился ДВС, ученые начали разрабатывать различные приспособления для совершенствования работы силового агрегата. Одновременно с этим ведутся работы, которые в будущем помогут снизить объем выхлопных газов в атмосферу. Рециркуляция газов - это один из методов снижения выбросов в воздух. Суть способа заключается в повторном использовании газов. Именно такая система именуется как EGR. Рассмотрим подробнее, что представляет собой система и клапан ЕГР для чего нужен.
ЕГР разработали в 70-х годах 20 века, после чего систему старались устанавливать на все авто. Сегодня она довольно сильно усовершенствована. Если взять во внимание сам клапан ЕГР, то он представляет собой элемент, изготовленный из высоколегированной стали. Клапан выдерживает t в более 2000°С, но при этом не имеет высокий рабочий ресурс.
Важно знать, что клапан никак не улучшает работу двигателя. Установка данного элемента несет в себе экологическое начало, т.е. необходима для защиты природы и воздуха. Система включается на средних оборотах, в других режимах не работает. Встречается преимущественно на дизельных двигателях.
Определившись, клапан ЕГР что это такое, необходимо выяснить, для чего он все-таки нужен. Эта «установка» была создана для того, чтобы решить экологическую проблему. Разработчики посчитали, что подобная разработка также поможет увеличить эффективность работы мотора.
Помимо всего прочего, клапан EGR обладает еще одной важной функцией, а именно - снижением расхода топлива. Это происходит путем дожигания отработанных газов. Они используются повторно. Это очень положительно влияет на экологическую обстановку в мире. На Западе метод практикуется довольно давно.
Клапан ЕГР, принцип работы которого заключается в частичном отправлении газов назад в коллектор, функционирует по простому алгоритму. После попадания в коллектор, перемешивается с воздухом, и после его цилиндры получают смесь с малой долей кислорода. Это приводит к снижению t сгорания в цилиндрах. Получается, что смесь горит, тем самым сильно уменьшается образование вредных для людей окислов азота.
Клапан выполняет основную работу по улучшению экологической обстановки. Он является соединительным звеном между впускным и выпускным коллекторами. Количество и время выпуска смеси определяется с помощью ЭБУ. Электронный блок работает совместно с разного рода датчиками.
Кстати, система не работает постоянно, она запускается по сигналу ЭБУ. ЕГР не включится, если обороты движка составляют менее 900 единиц в минуту. Также она не будет работать, если количество оборотов превысит 4000 в минуту. Запуск возникает при прогреве двигателя до 60 °С на холостом.
Современный клапан обладает разными форматами. Каждый из них имеет собственный внешний вид, принцип работы и способ привода.
Электронные системы считаются наиболее востребованными, поскольку они установлены в авто, выпущенных после 2010 года. Оборудование работает слаженно, клапан бывает открытым и закрытым. Управление происходит через бортовой компьютер через импульсы, подаваемые на двигатель. Точность работы системы увеличивается за счет того, что клапан может осуществлять частичное открытие тракта.
Электропневматические системы получают сигналы от борткомпьютера. Иными словами, он дает команды клапану, работающему только в двух положениях (в отличие от электронной системы). Он либо включает, либо выключает источник разряжения к клапану ЕГР. Управление организуется на основе разных датчиков, в том числе давления выхлопных газов и скорости авто. Но не факт, что все датчики будут осуществлять управление. Разные изготовители разрабатывают разные алгоритмы функционирования. Поскольку электропневматика практически не предрасположена закоксовыванию, ее ресурс эксплуатации низкий. К сожалению, часто происходят засоры зазоров грязью. В этом случае чистка не поможет, т.к. требуется полная замена механизма.
Пневмомеханические системы считаются сегодня устаревшими, но простыми. Их управление происходит через создание разряжения в коллекторе (впускном). Если возникают неполадки, то их ликвидируют прочисткой устройства.
Система рециркуляции имеет слабые места, как и любая другая система автомобиля. Клапан отработанных газов часто становится причиной разных проблем. Элементы всегда контактируют с газами высокой температуры, поэтому на гнезде появляется нагар и возникают засоры. Это приводит к закупориванию клапана в одном положении. Эти неполадки сопровождаются поздним срабатыванием из-за постоянно «клина». Если есть неисправности в системе питания, то клапан довольно быстро выходит из строя, поскольку сгорание смеси происходит не до конца. То же самое следует ожидать при применении низкосортного топлива.
Когда клапан не закрывается, появляются следующие «симптомы»:
«движок» нестабилен на холостом ходу;
набирая скорость, водитель замечает рывки;
мощность дизеля низкая.
Если клапан находится всегда в закрытом положении, то мотор (бензиновый) начинает сжигать много топлива. Что касается дизельного двигателя, то он работает слишком сильно и тяжело.
Помимо заклинивания, клапан может дать слабину из-за неисправного "движка". Это происходит в случае, когда не произвели замену воздушного фильтра вовремя и при залегании колец поршня. В этой ситуации необходимо провести диагностику ДВС, ликвидировать проблемы и заняться ремонтом непосредственно клапана.
Существует еще одна простая и банальная причина, провоцирующая поломку системы - это физический износ. Изнашивание узлов происходит из-за сильного оседания сажи. Чем больше сажи, тем быстрее они изнашиваются. То, что на деталях возникает сажа - нормальное явление. При горении она в любом случае будет образовываться. К сожалению, пока не удается полностью защитить систему от «налипания» копоти. Инженеры стараются менять конструкцию системы ЕГР, чтобы оседания сажи было минимальным.
Рециркулирующая система выходит из строя вместе с другими узлами мотора в случае, когда возникает нарушение герметичности. Распознать проблему удается не сразу, поскольку программа управления совсем не распознает в блоке воздух. Автовладелец долгое время может находиться в неведении и не понимать, в чем заключается проблема.
В редких случаях вывести клапан из строя может неисправность электроники авто. Разрыв цепей питания или неполадки в датчиках - проблему нужно рассматривать с разных сторон.
Разобравшись, клапан ЕГР как работает, советуем внимательно рассмотреть признаки его неисправности. В предыдущем пункте неполадки были описаны частично. Отказ работоспособности сопровождается засорением клапана. Это провоцирует заклинивание, которое приводит к увеличению периода срабатывания.
Заклинивание уменьшает мощность движка. В дизельных моделях появляется «черный дым». Заметное снижение мощности происходит и при открытом постоянно клапане. О неполадках говорит выход иконки «CHECK ENGINE» на панели приборов.
В ТС, выпущенных до 2000 г, и имеющих большой пробег, отказ клапана ничем не сопровождается. По этой причине водителям следует самостоятельно проверять его работоспособность во время смены сезонов. Автомобилисту следует осмотреть проводку, обмотку и провести компьютерную диагностику.
Многие владельцы авто прекрасно знают, клапан ЕГР что это, но принимают решение его отключить. Они решаются на этот шаг после того, как автомобиль начинает неправильно функционировать. Если водитель проводит для своей машины периодическое техобслуживание, то он должен знать, что ресурс клапана рассчитан на 150 тыс. км пробега. Согласно статистике, автолюбители, имеющие дизельные двигатели, обращаются с проблемой отключения системы намного чаще. Дело в том, что при сгорании дизельного горючего выделяется довольно много сажи, соответственно она быстро забивает систему.
В любом случае, владельцы должны пристально следить за работой своего авто и расходными материалами. Для этого нужно всегда использовать высококачественное масло, топливо и фильтры. Можно подумать, что износ деталей при любом раскладе неизбежен. Это действительно так, поэтому рекомендуется проходить комплексную диагностику мотора.
Если во время проверки будут обнаружены неполадки в работе ЕГР, то сначала проверяют именно состояние мотора. Проблема быстро решается при замене форсунок. Но если проблемы возникли именно в цилиндропоршневой группе, то тут проще отключить клапан, нежели менять кольца.
Удаление клапана проводят по нескольким причинам. Важно понимать, что эта деталь, как и сотни других, имеет свойство изнашиваться. Ее ресурс составляет 150 тыс.км пробега, но точная цифра зависит от марки и изготовителя ТС. К сожалению, при езде по российским дорогам ресурс заканчивается уже через 70 тыс.км.
Автолюбители в этой ситуации прибегают к удалению клапана, и вот почему:
Обслуживание и ремонт выходят «в круглую» сумму.
Проводить чистку довольно трудоемко.
Если возникают нарушения в режиме циркуляции, то от этого «страдает» сам двигатель.
Мотор может отлично функционировать и без клапана.
Если водитель использует низкокачественное топливо, то ему приходится очищать систему не менее 2 раз в год, а иногда и больше. По этой причине автовладельцы стараются удалить ЕГР, чтобы освободить себя от лишней «мороки».
Избавиться от EGR можно самостоятельно, или обратившись к мастерам. Ликвидация "своими руками" предполагает установку прокладки для закупоривания клапана. Для этих целей можно также приобрести фирменные прокладки. Обойтись закупоркой получится лишь в отношении стареньких дизельных моторов, в которых функционирование клапана регулируется разрежением. Сегодня все авто оснащены другими разновидностями системы управления. В них команды открытия и закрытия идут от ЭБУ.
Таким образом, чтобы ликвидировать систему потребуется снять клапан и выключить ЕГР программно, перепрошив контроллер. В некоторых случаях потребуется дополнительная установка для верных показаний датчика положения клапанов. Если проигнорировать данную рекомендацию, двигатель будет часто выдавать ошибку и переходить в «аварийный режим».
Отказ от ЕГР имеет массу положительных сторон. К примеру, следующие:
На средних оборотах возрастает мощность;
Впускной коллектор - чистый;
Не нужно тратить средства на обслуживание;
Выхлопная дымность снижена.
Вместе с этим водитель сможет отключить программное обеспечение сажевого фильтра, снять ограничения мощности, заданные изготовителем. К недостаткам можно отнести высокую t сгорания горючего, а также включение в выхлопах оксида азота. Все эти минусы приводят к детонации при определенных оборотах, повышению риска возникновения микротрещин в головке блока цилиндров и пр.
Многие водители задаются вопросом, что все-таки выгоднее: замена или чистка клапана. Ремонтировать клапан сложно, поэтому все предпочитают его прочищать. Копоть удаляют специальными средствами, которые предназначены для очищения мотора или карбюратора. Пользоваться щетками с металлической щетиной запрещено, поскольку они сильно царапают покрытие. Впоследствии в царапины будет попадать еще больше нагара. Одновременно с прочисткой стоит сменить уплотнительную прокладку.
Как уже было сказано, чистка клапана довольно простая процедура. Сложность работы заключается в том, что добраться до клапана бывает непросто. Иногда водителю приходится снять полностью двигатель и сопутствующие элементы. Все это можно проделать самостоятельно, но работа займет много времени. В автосервисах за такую процедуру также возьмут много денег.
Помимо всего прочего, водителю придется грамотно выключить, а потом подключить устройство, перепрограммировать его через ЭБУ, удалить ошибки. Все эти действия несут в себе риски, поскольку многие устанавливают скачанную на непонятных сайтах прошивку. После этого установленное ПО наносит вред всей электронике.
Если добраться до клапана удалось без проблем, то можно приступать к его чистке. Процедуру проводят только в случае, когда загрязнений не так много. Дело в том, что если заклинивание уже возникло, то промывка окажется бесполезной тратой времени. Владельцу придется менять оборудование полностью. Его стоимость разная, варьируется от 30 до 100 тыс. рублей. Вместе с этим придется заплатить за замену.
Дизельный движок функционирует слаженно, когда установлена система рециркуляции. Но многие водители стремятся удалить клапан, закрыв отверстие прокладкой и перепрошив программное обеспечение. В некоторых случаях подобный подход имеет место быть. Но кардинальные вмешательства часто заставляют t в цилиндрах повышаться, это приводит к детонации или появлению трещин в ГБЦ. Говорить о снижении экологических показателей не стоит. Газы поступают в атмосферу и вредят ей.
Чтобы избежать всех этих проблем, необходимо периодически очищать клапан. Это единственная рекомендация, обеспечивающая надежную профилактику возникновения проблем с ЕГР клапаном. Не нужно ждать, когда система откажет полностью и придется тратить деньги на ее восстановление. Эксперты советуют обращаться к профессионалам при первых подозрениях на неисправность устройства.
В заключение стоит сказать, что система ЕГР имеет массу преимуществ. Самое главное из них - защита экологии от выбросов. Однако у системы есть еще масса положительных сторон. Но, несмотря на это, водители часто удаляют клапан, чтобы избежать дополнительных расходов на обслуживание. Делать это категорически не рекомендуется, поскольку есть риск заполучить трещины в ГБЦ или детонацию. Также чрезмерное количество выхлопных газов вредит природе.