Любой автомобиль состоит из конструкции, в которой каждая деталь имеет свое местоположение и назначение. Лонжероны при этом играют не последнюю роль. Они выполняют опорную, защитную и другие функции. Многие автовладельцы сталкиваются с этим понятием, но не все знают, как выглядит лонжерон на автомобиле, для чего он предназначен и какое значение играет. От целостности данной детали зависит работа разных систем авто. Рассмотрим, что такое лонжероны, какие они имеют преимущества, функции и задачи.
Лонжероны - это два металлических элемента, продольных ребра жесткости, которые являются частью конструкции сопротивления любого автомобиля. Эти детали, изготовленные из специальной сверхвысокопрочной стали, которая в шесть раз прочнее обычной, принимают на себя нагрузку от сильного удара и снижают последствия аварии для пассажиров. Внешне детали схожи с металлическими профилями или коробчатой сеткой. На грузовых машинах лонжероны представлены в форме фигуры «П», слегка заваленной вбок.
Небольшая авария никогда не потребует уравновешивания лонжеронов на протяжении всего процесса. Столкновение должно быть очень серьезным и разрушить множество элементов, и не только бампер, фары или радиатор, но также рулевой механизм или даже амортизаторы.
Если визуально нельзя оценить функцию детали, то стоит узнать, что произойдет с лонжеронами в случае их износа или поломки:
Листы днища будут «выскальзывать» из-под ног пассажиров.
В центре прогнется кузов.
Форма проема для дверей изменится.
Кузов разрушится при сильной поломке лонжеронов.
Детали подлежат обязательному осмотру после аварии, при техническом обслуживании и во время ремонта.
Лонжероны были изобретены довольно давно. Их появление связывают с созданием рамных кузовных конструкций. Они считались основными несущими системами авто, но их усовершенствовали и добавили другие элементы. Если в древности автомобили собирались из деревянных деталей, то со временем они стали металлическими. Тоже самое произошло с лонжеронами, которые заняли место рам.
Рама, имеющая сечение в форме «Х», была представлена компанией из США в начале ХХ века. Лонжерон имел две балки, параллельные друг другу, а также поперечины. Внешний вид детали был похож на лестницу. Кстати, данная технология производства используется по сей день. «Лестничные» конструкции установлены на грузовых авто.
Машина не работает без лонжерона, несмотря на то, что элемент не видно за колесами. Чтобы увидеть конструкцию, потребуется поднять авто.
Лонжероны - это конструкция, воспринимающая на себе вес кузова, мотора, пассажиров. Кроме этого, к ней прикреплены элементы подвески. Именно поэтому они создаются из очень прочных материалов с амортизирующими функциями. Благодаря легкому весу, с их помощью обеспечивается хорошая управляемость и высокие характеристики динамики.
Лонжероны имеют следующие функциональные особенности:
Соединяют между собой кузовные детали и ходовую часть в одну конструкцию.
Несущая функция заключается в том, что конструкция выдерживает большие нагрузки.
Детали принимают на себя кинетическую энергию во время ударов, а значит, играют роль некого демпфера.
Обеспечивают пассивную безопасность путем гашения энергии от удара при столкновении.
Чтобы поглощать вибрацию равномерно, лонжероны имеют слабые зоны. Главная особенность этих участков - тонкие стенки профиля и наличие технологических отверстий. Во время удара детали как будто «складываются», тем самым забирая кинетическую энергию. Сама деформация лонжерона может происходить годами.
К дополнительным функциям лонжерона относят амортизацию и усиление днища и брызговиков. В первом случае комфорт при движении повышается за счет снижения жесткости балки. Во втором случае днище с брызговиками постоянно подвергаются сильным воздействиям плохих дорог. Именно лонжерон препятствует возникновению серьезных поломок.
К недостаткам лонжеронного элемента можно отнести низкую ремонтопригодность.
Внешний вид лонжерона напоминает раму, но с бытовой точки зрения он похож на лестницу. Деталь бывает составной и цельной. Обязательно установлены в передней и в задней части авто, но иногда встречаются конструкции без задних элементов. Цельные, по сравнению с составными, крепче, но не такие ремонтопригодные.
Конструкция лонжерона представлена металлическим профилем, но с разным сечением. Это может быть как круглая труба, двутавровое или коробчатое сечение, швеллер или Z-образный профиль. Швеллер считается самым распространенным. Он имеет повышенную жесткость. Места повышенных нагрузок обладают увеличенной площадью, а в областях незначительных нагрузок, наоборот, меньшим сечением. Коробчатые лонжероны устанавливаются на спорткары. Благодаря своей форме, детали помогают снизить массу машины, сохраняя повышенную жесткость рамы.
Что такое лонжероны в машине современного типа? Это конструкция, изготовленная из высоколегированной стали с включением алюминиевого и титанового сплава. За последние несколько лет технологии производства изменились. Для создания все чаще применяются композитные материалы с уникальными характеристиками.
Лонжероны приходят в негодность по двум причинам: в результате естественного износа или при сильной аварии. В любом случае, не нужно затягивать с ремонтом, иначе двигатель и подвеска частично сместятся. Если визуально кузов не пострадал, то все равно нужно провести дополнительную проверку лонжеронов.
Перечислим типовые неисправности детали:
Деформация, возникающая при долгой и тяжелой эксплуатации автомобиля. От старости конструкция может «дать трещину».
Поломка лонжеронов в результате ДТП. От деформации страдают крылья, кузовные элементы, нарушается форма подвески и образуются трещины с внешней стороны кузова.
Лопнувшие детали заставляют кузов разрушаться полностью. На практике, после аварии 90% автомобилей требуют ремонта передних лонжеронов.
Ремонтные работы зависят от серьезности поломки. К примеру, поменять часть места соединения с рамой легко. Если лонжерон, входящий в состав кузова, поломан сильно, то, скорее всего, заменить его не удастся.
При небольших неполадках можно прибегнуть к альтернативному варианту ремонта. Он заключается в вытягивании несущей части кузова. Тогда параметры вернутся к исходным данным.
Если водитель желает купить б/у автомобиль, то ему стоит проверить историю ДТП этого транспортного средства. Если внешне машина выглядит нормально, это еще не значит, что все системы в ней работают слаженно.
Чтобы определить поломку лонжерона, не поднимая машину, нужно сесть за руль и немного проехать. Легкий увод машины в сторону при прямолинейном движении, а также менее скоординированные повороты руля говорят о проблемах.
Трудно поверить, что человек сможет купить подержанный автомобиль, на состояние которого не повлияло время. Износ движущихся частей или наиболее незащищенных элементов внутри - это нормально, но до сокрытия некоторых деформаций конструкции сопротивления автомобиля далеко. Вождение машины, которая претерпела непрофессиональное вмешательство, подвергает владельца серьезным рискам. Они могут повлиять на устойчивость ТС на дороге и на безопасность пассажиров.
Поняв, для чего нужны лонжероны, водитель внимательнее относится к покупке б/у автомобиля. Вот, что произойдет, если машина будет иметь отремонтированные лонжероны:
Нестабильность. С недостаточно жестким шасси автомобиль может немного отклониться от своей траектории, даже без большой нагрузки или без бокового ветра. Также при движении по неровной поверхности водитель испытает дискомфорт. Ему придется несколько раз ремонтировать всю систему, чтобы скорректировать траекторию движения автомобиля.
Преждевременный износ шин. Неравномерное давление, которое уязвимое шасси оказывает на амортизаторы, приводит к чрезмерному износу шин, но не равномерно. Таким образом, возникает дополнительный риск отклонения от траектории во время торможения, а также увеличения расстояния, необходимого для безопасной остановки.
Шумный ход. Это явление вызвано тем, что шасси и амортизаторы работают синхронно с помощью лонжеронов. Если последние ремонтируются сомнительно, а высокопрочная сталь пострадала из-за вмешательства сварки, водитель услышит резкие звуки, которые будут ощущаться во время более сложных маневров.
Другими словами, если человек решил осмотреть подержанный автомобиль перед его покупкой, и механик сообщает о признаках ремонта лонжеронов, было бы разумно отменить покупку. И это даже при восстановлении системы подушек безопасности и механизма предварительного натяжения ремня, что, однако, не гарантирует образцовой безопасности.
Набор отремонтированных или замененных лонжеронов легко выявить независимо от того, придется поднимать авто или нет. Зная, где находится лонжерон в машине, водитель сможет быстро найти их и сделать проверку.
Тщательный визуальный осмотр сверху вниз с помощью фонарика покажет, есть ли следы сварки или порезов, поверх которых была нанесена краска. Более того, если посмотреть на концы лонжеронов, и увидеть на них трещины или неровности, становится ясно, что после сильного удара произошла ошибка в конструкции безопасности автомобиля.
Еще одним показателем является состояние болтов и креплений, как лонжеронов, так и амортизаторов. Если они кажутся подозрительными по сравнению с другими, то у покупателя не остается причин выбрасывать деньги «на ветер».
Поэтому жизненно важно особое внимание, которое нужно уделять покупке подержанного автомобиля. Приведенные выше советы помогут избежать попадания в автомобильную аварию.
Водители, поняв, лонжерон автомобиля что это, начинают внимательнее следить за состоянием своей машины. Когда наступает поломка, им стоит сразу обратиться в мастерскую. На практике, больше всего обращений приходится на восстановление передних деталей, так как задние деформируются крайне редко. Согнутые элементы вытягивают, используя установку. Но загвоздка заключается в том, что мастерам приходится почти полностью разобрать машину. Далеко не каждый человек возьмется за такую работу.
Лопнувший лонжерон можно восстановить с помощью сварочных работ, но лишь в том случае, когда его основная часть осталась в нормальном состоянии. Нужно понимать, что качество деталей уже не будет таким безупречным. На месте шва прочность снизится.
Облегчить ремонт лонжеронов помогут кронштейны. Иногда с их помощью детали крепятся к кузову, вместо сварки. Заменить элементы становится проще, при условии, что они в хорошем состоянии. Если детали подверглись сильной деформации, то ремонт окажется бесполезным делом.
Иногда водители стараются усилить лонжероны, добавляя им ребра жесткости. Но в данном случае они лишают детали амортизирующих свойств.
Лонжероны - важная часть всего автомобиля. Они скрыты от глаз человека, но выполняют важную опцию. Также они играют весомую роль в безопасности всех находящихся в салоне пассажиров.
Безопасность, обеспечиваемая автомобилем, зависит от целого набора элементов. Если оборудование активной безопасности, такое как системы ABS и ESP или автоматическое торможение, ежедневно доказывают свою эффективность, то у пассивных устройств есть только один шанс сделать свою работу.
Как известно, невозможно использовать подушку безопасности дважды, так же как пиротехнический капсюль ремня безопасности - одноразовый. Расположенные в структуре сопротивления автомобиля и связанные с его шасси, лонжероны также способствуют наилучшему реагированию в случае удара, но они могут сделать это только один раз. К сожалению, из-за энтузиазма по поводу покупки подержанного автомобиля многие водители пренебрегают проверкой этих предметов.
Если во время проверки будет обнаружено, что лонжероны подвергались деформации, то покупателю стоит отказаться от приобретения такого автомобиля.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Татьяна
Прошла обучение а автошколе, были инструктора, на тот момент я думала профессионалы своего дела, пока не встретила Асю. Была приятно удивлена проведенными занятиями, на столько всё было грамотно. До неё было страшно идти на экзамены, но после двух занятий с Асей с уверенностью пошла и сдала! Ася, огромная Вам благодарность! Рекомендую.