После изначально появившегося элементарного гидроусилителя сегодня авто оснащаются более продвинутым электрическим усилителем рулевого управления, изменяющего поведение машины в зависимости от развиваемой скорости. Неисправность рулевой рейки и ее симптомы вызывают у водителя сильный дискомфорт, а при запущенных случаях это приводит к авариям. Нужно понимать, что исправный механизм служит основой безопасности. Рассмотрим, как определить возникновение проблем с РР, а также как их правильно устранить.
Прежде чем начать разбираться в признаках неисправности рулевой рейки, необходимо понять, что представляет собой этот механизм. Если говорить простыми словами, то РР является устройством, соединяющим колеса с рулем. Когда автовладелец едет и вращает руль, на шестерню передается усилие через вал. Шестерня крутит вал и двигает тяги, которые поворачивают колеса.
Заметьте, что в рулевом управлении рейка считается одним из главных узлов. Благодаря нему обеспечивается комфортное и самое важное - безопасное управление автомобилем. Именно этим и обусловлена важность своевременного выявления и устранения неисправностей механизма. Кстати, рулевые рейки в зависимости от типа машины и года выпуска, могут быть изготовлены и установлены на машине с электро - гидроусилителем или без них.
Во время эксплуатации авто возникает множество неисправностей рулевой рейки, которые устраняются оперативной диагностикой и качественным ремонтом транспортного средства.
Признаки поломки рулевой рейки могут выражаться в следующем:
Течь. Несмотря на то, что силовые сальники и уплотнительные кольца изготавливают из прочных материалов, служить вечно они не могут. Если элементы изнашиваются, происходит протечка масла.
Стуки и люфт. В области передней оси чаще всего слышится стук. Одновременно с этим происходит люфт руля. Это ощущается очень сильно при езде по кочкам. Неисправная рейка всему виной.
Хруст. Корродирование элементов рейки часто сопровождается хрустом в той же передней оси. Хруст могут издавать либо подшипники, либо шток, либо торсион.
Некорректное вращение. Если чувствуется тяжесть вращения руля, значит, неисправность заключается в насосе ГУР или приводе гидроусилителя.
Сегодня также есть немало комбинированных систем, в каких электрический усилитель руля работает и управляется электроникой совместно с гидроусилителем. Последним к слову обеспечивается тонкая гибкая настройка рулевого управления буквально мгновенно реагирующего на мельчайшие изменения скорости движения и многих иных факторов в онлайн режиме.
Все причины неисправности рулевой рейки зависят от признаков неисправности РР. Если произошла течь рейки с ГУР, значит, произошло истирание сальников, износ пыльников, нарушение герметичности рейки. Проверить состояние рейки необходимо в случае, если под автомобилем скапливается масло, а колеса запоздало реагируют на вращение руля.
Стуки и люфты могут возникать по причине некорректной регулировки рейки. В данной ситуации звук появляется во время того, как шток и вал соприкасаются друг с другом, разрушая зубья. Если проблема не в этом, то причина кроется в износе боковой поджимки. Данный элемент состоит из нескольких деталей, каждая из которых способна выходить из строя.
И в последнюю очередь стоит отметить, что стук также появляется при износе подшипников или опорных втулок. Подшипники способны изнашиваться с течением времени, а также при агрессивной езде. Втулки заставляют тарахтеть шток. Соответственно, рейка начинает стучать, но люфта в руле не возникает. Причина износа втулок: коррозия на валу, износ, сильные удары.
Механизм рулевой рейки оснащается червячной передачей, какой и осуществляется преобразование усилия рулевого колеса и дальнейшей его передачей рулевым тягам, поворачивающим колеса. Ежедневное круглогодичное использование машины приводит к износу наиболее эксплуатируемой зубчатой части рулевой рейки, какой и передается усилие на червячную передачу и далее тягам. В результате образовавшихся зазоров меж зубьями появляются скрежет, стук и прочие неестественные звуки. Это сопровождается вытеканием жидкости из рейки с закономерно ухудшающейся управляемостью авто.
При обнаружении любого из вышеуказанных симптомов, надо провести глубокую диагностику рулевой рейки и отремонтировать механизм, заменив его полностью или только критически изношенные элементы, так как ездить на авто с таким рулевым управлением смертельно опасно. Продлить эксплуатационный срок рейки нетрудно постоянным контролем целостности защитного кожуха, скрывающего зубчатую часть от дорожной пыли с грязью и водой, которые стирают зубья как наждак. В случае обнаружения разрывов поменяйте кожух незамедлительно, что обойдется гораздо дешевле замены или ремонта всей рейки.
Очень часто водители обращаются в автомастерскую с целью узнать, откуда появился стук. Но прежде чем ехать к мастерам, необходимо попробовать выяснить причину самостоятельно. Если владелец знает, как определить неисправность рулевой рейки, то помощь ему может не понадобиться.
Дефект может скрываться вовсе не в РР, а на шаровой опоре, либо рычагах подвески или иных элементах ходовой части. Чтобы понять, что неисправность именно в рейке, необходимо провести самостоятельную диагностику по следующему алгоритму:
Отключить мотор, открыть капот, крутить руль в разные стороны и улавливать посторонние шумы.
Провести те же самые действия, но внутри салона и с закрытой дверью. Если слышится стук, то нужно попробовать определить, связан ли он с элементами управления.
Включить двигатель и начать вращать руль сначала вправо, а затем влево. Попытаться услышать стуки.
Если стуки присутствуют, то стоит выяснить, отдают ли они в колесо при движении по слегка неровной полосе. Возможно, что они появляются совершенно в другом месте.
В последнюю очередь следует изучить механизм и визуально оценить его на наличие подтеков масла.
Если водитель слышит стук, но он не отдает в руль, значит, неисправность заключается не в рейке, а в чем-то другом.
При самостоятельной диагностике можно понять, что проблема действительно в рейке. Это сэкономит водителю много средств, поскольку некоторые дефекты можно устранить своими руками.
К примеру, любой водитель сможет:
Заменить поврежденный пыльник.
Ликвидировать места утечки масла, слив жидкость и заменив шланги.
Поменять наконечники.
Настроить натяжение ремня привода гидронасоса либо заменить его на новый.
Устройство рейки предполагает собой настройку зазоров между шестеренками. Устранить маленький износ можно с помощью настройки регулирующих винтов. После замены не стоит забывать провести регулировку развал-схождения в СТО.
Узнав признаки износа рулевой рейки, водитель может самостоятельно провести диагностику. Если после работы выяснится, что проблема действительно в РР, то придется проводить ремонт.
Заменить рейку проще, чем ее ремонтировать. Но это обойдется водителю дороже. Именно поэтому перед ремонтом стоит оценить силы и затраты.
Замена производится по следующей схеме:
Снять РР.
Разобрать рейку.
Провести дефектовку.
Собрать рейку.
Установить.
Разбирать и собирать элемент следует в чистом помещении. Если внутрь проникнут абразивные частички, то сальники будут изношены довольно быстро. Соответственно, рейка начнет протекать. Разборка происходит в слесарных тисках. Если оборудования нет, то работа проводится на чистой поверхности. Не рекомендуется зажимать рейку сильно, так как алюминиевый корпус может треснуть.
Многим водителям интересно, какие признаки неисправности рулевой рейки происходят после ремонта. Иногда подобные ситуации случаются, и владелец не знает, что предпринять. Чтобы не допустить этого, необходимо соблюдать несколько правил. С их помощью получится продлить срок жизни рейки.
Водителю стоит аккуратно проезжать «лежачие полицейские» и неровности.
Время от времени следить за состоянием рейки, особое внимание обращать на пыльники и сальники.
Масло в зимнее время должно прогреваться перед началом движения.
Не рекомендуется держать руль больше 5 секунд в крайнем положении, поскольку это провоцирует нагрузку на редуктор.
Все перечисленные меры гарантированно сохранят работоспособность рейки и уберегут нервы водителя.
Рулевая рейка считается надежным элементом, редко выходящим из строя. Но иногда водители сталкиваются с ее неисправностями, что доставляет им немало проблем. Громкие стуки, неприятные подергивания колес на неровностях, течь масляной жидкости и другие признаки свидетельствуют о неполадках. Водителю нужно как можно раньше ликвидировать проблему, иначе он не сможет дальше эксплуатировать автомобиль. Перед владельцем встает два вопроса: заменить рейку или отремонтировать старую? Эксперты советуют менять деталь на новую, чтобы в дальнейшем не сталкиваться с еще большими проблемами. Ремонт, конечно, обойдется дешевле, но стоит ли экономить на своей безопасности? Тем более что замена не требует от человека особых навыков. Главное, следовать инструкции.
Комментарий со страницы: Автоинструктор Ася
Татьяна
Прошла обучение а автошколе, были инструктора, на тот момент я думала профессионалы своего дела, пока не встретила Асю. Была приятно удивлена проведенными занятиями, на столько всё было грамотно. До неё было страшно идти на экзамены, но после двух занятий с Асей с уверенностью пошла и сдала! Ася, огромная Вам благодарность! Рекомендую.