Неисправности системы охлаждения

Система охлаждения авто

Содержание:


Стабильная работа системы охлаждения автомобиля независимо от типа мотора является безоговорочным условием, обеспечивающим безотказную работу агрегата на протяжении всего срока его эксплуатации. Чтобы обеспечить оптимальный температурный режим, этот узел ускоряет период прогрева двигателя и не дает ему перегреваться, эффективно отводя излишки тепла. Как правило, температура поддерживается в диапазоне 80-95 °С, однако при повышенных нагрузках на автомобиль или неисправности системы охлаждения она способна достигать 200 °С. Если данный показатель поддерживается на достаточно длительном временном отрезке, то могут заклинить цилиндры, выйти из строя детали, деформироваться коробка двигателя и пр.

С другой стороны, регулярное переохлаждение силового агрегата или даже недостаточный прогрев также идет ему во вред – активируются коррозионные процессы, необоснованно растет расход горючего, преждевременно изнашиваются компоненты. По этой причине следует не пропускать сроки ТО мотора, вовремя заливать хладагент, менять пришедшие в негодность механизмы и в целом без промедления устранять хотя бы основные неисправности системы охлаждения.

Почему система циркуляции антифриза работает неэффективно?

Обычно неисправности системы охлаждения двигателя вызваны:

палец вправо механическими дефектами;

палец вправо нарушением режима использования двигателя и требований его производителя;

палец вправо естественный износ элементов – под ним, как правило, подразумевается истирание металла, появление трещин и т. д.

Однако не менее опасными являются и проблемы, называемые скрытыми – локальные перегревы, детонация, вызванная высокотемпературным режимом работы агрегата и пр. В конце концов, радиатор, в который снаружи в сезон может набиваться много грязи и пуха, тоже становится причиной увеличения температуры антифриза. И все-таки детонация – пожалуй, самое серьезное явление, оказывающее сверхнегативное влияние на силовой агрегат. Ведь из-за нее очень часто появляется масса нешуточных дефектов:

восклицательный знак прогорает прокладка между корпусом двигателя и головкой блока цилиндров;

восклицательный знак ГБЦ деформируется, в ней появляются микротрещины;

восклицательный знак физически разрушается как кривошипно-шатунный механизм, так и цилиндропоршневая группа.

Что же касается нарушения правил эксплуатации машины, то к ним чаще всего относят дурную привычку смешивать с антифризом тосол – если такая процедура проводится не разово, а регулярно – использование хладагента сомнительного качества и неоригинальных запчастей. В этот же список включают профессионализм людей, которые непосредственно занимаются неисправностями системы охлаждения и других узлов автомобиля – автомехаников, «дядь Вась» из соседнего гаража и просто знакомых, якобы скрупулезно разбирающихся в устройстве транспортных средств.


Таблица причин неисправностей

Признаки

Неисправности

Перегрев агрегата

- недостаточный уровень антифриза;

ослаблен привод водяной помпы;

протекания в водяном насосе;

неполадки с приводом вентилятора;

неисправности термостата;

засорение патрубков и сердцевины радиатора;

загрязнение наружной поверхности радиатора

Переохлаждение

неисправность датчика температуры либо термостата;

привод вентилятора работает некорректно;

неисправность указателя температуры

Наружная утечка охлаждающей жидкости

нарушена герметичность патрубков в местах их крепления;

протекания из центробежной помпы;

нарушение герметичности головки БЦ;

пробит радиатор или в нем появились трещины;

трещины в «рубашке» охлаждения;

повреждение патрубков

Внутренняя утечка хладагента

физические дефекты в «рубашке» системы охлаждения;

прогорание прокладки ГБЦ


Ежедневное, плановое и сезонное обслуживание системы охлаждения

Под капотом авто

Основные работы, связанные с ТО системы охлаждения силового агрегата, начинаются с диагностических: нужно проверить герметичность, тепловое состояние, работу термостата и ремня вентилятора. При этом на полностью прогретом моторе следует замерять температуру между нижним и верхним бачком радиатора: разность показаний не должна превышать 10-12 градусов.

Герметичность системы, напротив, проверяют в двигателе «на холодную». Причем под давлением и в определенном температурном диапазоне, указанном в техпаспорте автомобиля. Если обнаруживается, что термостат неисправен, его в обязательном порядке меняют. При инспекции особое внимание следует уделить самым проблемным точкам, которыми являются сальник водяного насоса и места соединений патрубков. Все остальные работы проводятся в соответствии с техническим регламентом, утвержденным производителем транспортного средства.

машина Ежедневное обслуживание (ЕО) в первую очередь предполагает долив антифриза. Его уровень должен быть на 2-3 см ниже окончания заливной горловины. Кроме того, при обнаружении ослабления резьбовых соединений их необходимо подтянуть.

Техническое обслуживание №1 (ТО-1). В перечень проводимых работ входит удаление масла и грязи с корпуса двигателя путем промывки сильной струей воды. Аналогичной процедуре подвергается и радиатор. Также требуется проверка работоспособности клапанов, пробки и привода радиатора. После проверки ремней натяжения как водяной помпы, так и вентилятора, в случае необходимости проводится их регулировка по нескольким точкам. Количество точек зависит от особенностей конструкции узла. Наконец, в обязательном порядке проводятся смазочные работы, затрагивающие шкив вентилятора и подшипники водяного насоса.

Техническое обслуживание №2 (ТО-2) заключается в проверке корректности работы гидро- и электромуфты включения вентилятора, указателя температуры антифриза и датчика.

Сезонное техническое обслуживание (СО) проводится примерно после 50 тыс. км пробега, однако эта цифра зачастую индивидуальна для каждого автомобиля. Главная задача СО – промывка системы водой под давлением для удаления шлама при отключенном термостате. Причем струю нужно держать в направлении, обратном движению антифриза.

палец вверх ЛАЙФХАК. Самое страшное, что может произойти в зимний период – полное размораживание системы охлаждения. Чтобы этого не произошло, при риске высоких температур рекомендуется заливать в горловину хладагент с температурой замерзания в районе -40 градусов. А поскольку такой антифриз имеет значительный коэффициент расширения, систему потребуется заполнить максимум на 95%.

Нюансы промывки системы

Система охлаждения – неисправности и способы устранения уже были рассмотрены – всегда склонна к образованию накипи. Именно она зачастую становится виновницей повышенного расхода горючего, снижения мощностных показателей агрегата, появления детонации и в целом преждевременного износа многих элементов цилиндропоршневой группы. Поэтому систему периодически требуется промывать не просто водой, а с добавкой соляной кислоты и химикатом, ускоряющим процесс очистки. Алгоритм такого процесса несложен:

гаечный ключ снять термостат;

гаечный ключ залить раствор;

гаечный ключ запустить силовой агрегат и прогреть импровизированный «антифриз» примерно до 60 градусов;

гаечный ключ остановить двигатель и через 10-15 минут слить жидкость из системы;

гаечный ключ промыть систему циркуляции хладагента горячей водой.

Чтобы накипь образовывалась менее интенсивно, желательно использовать воду с минимальным показателем жесткости. Обеспечить эту жесткость можно самыми разными способами – добавлением присадок-антинакипинов, соды, извести, путем магнитной фильтрации, кипячением и пр.

Расхожие «мнения» и мифы

Строение системы охлаждения авто

В среде автомобилистов всегда хватает людей, имеющих «особый» взгляд на тонкости ТО и ремонта машин. Например, многие считают – и особенно это касается начинающих водителей – что доливать в антифриз воду категорически не рекомендуется. Дескать, это приводит к преждевременным поломкам системы охлаждения. Между тем ситуации, когда требуется данная манипуляция, встречаются часто. Например, уровень охлаждающей жидкости низкий, а автомагазина рядом нет, да и до технической помощи неблизко. В таких случаях уж лучше пополнить запас жидкости в радиаторе, чем ехать «на сухую». Ведь никто не мешает, добравшись до точки ремонта или по приезду в гараж слить весь антифриз с водой и залить в систему 100-процентный хладагент.

Есть еще ряд мифов и предубеждений, которыми зачастую страдает львиная доля владельцев легковых автомобилей.

мысль 1. В видавшем виды моторе система охлаждения перегревается всегда. Это утверждение не соответствует действительности, ибо даже в старом двигателе можно поддерживать нормальную температуру. Особенно, если технические характеристики агрегата предполагают низкую компрессию. Главное, чтобы радиатор работал нормально, как и термостат, а вдобавок водяной насос выполнял свою функцию корректно.

мысль 2. Нельзя смешивать разные марки антифриза и доливать в него воду. Ложность такого мнения заключается в том, что все современные охлаждающие жидкости изготавливаются на спиртовой основе. Да, спирты разные, однако они достаточно успешно «уживаются» друг с другом. Причем достопамятный тосол – это лишь разновидность устаревшего, но в свое время очень популярного антифриза, базовым компонентом которого является диэтиленгликоль. Современные жидкости подобного рода куда более эффективны, вдобавок они имеют добавки, противостоящие накипи.

Безусловно, ездить «на воде» – это плохая привычка. И все же доливать воду в хладагент допустимо в критических ситуациях. Другой вопрос, что использовать жидкость из-под крана – себе дороже, так как это чревато засорением помпы и радиатора. Поэтому добавлять в антифриз допустимо либо дистиллированную воду, либо колодезную. Ведь именно в колодезной меньше всего содержится железа, которое при нагреве выпадает в виде бурого осадка, становящегося причиной целого ряда неисправностей системы охлаждения.

мысль 3. В узле циркуляции охлаждающей жидкости много резиновых трубок, которые могут прогрызть мыши. Смехотворность такого утверждения состоит уже в том, что этим маленьким животным всегда есть чего положить на зуб, помимо невкусной резины... Тем более, что в системе охлаждения используются высокотемпературные виды данного материала, с трудом поддающиеся механическому разрушению.

мысль 4. Если эксплуатировать двигатель долго, то забивание «рубашки» блока цилиндров неминуемо приведет к необходимости замены агрегата – он уже неремонтопригоден. Такое мнение верно лишь отчасти, поскольку для того, чтобы каналы «рубашки» действительно стали непроходимыми для антифриза, потребуется лет 200-300 непрерывной эксплуатации автомобиля. Уж скорее черной, маслянистой грязью, источником которой может стать моторное масло, попадающее в систему охлаждения, забьется радиатор. А его промывка даже в гаражных условиях – это привычная, стандартная и высокоэффективная процедура.


Выводы

Пар под капотом авто

Логично, что система охлаждения как часть двигателя влияет на срок эксплуатации всего агрегата. Поэтому своевременное обслуживание, и особенно постоянный контроль над уровнем антифриза – кстати, его полная замена должна сопровождаться промывкой всей системы – является неизменным условием для любого автовладельца.

Во-вторых, после проведения данной процедуры нужно прокачать узел для удаления воздушных пробок. Для этого достаточно лишь открутить крышку расширительного бачка и активно понажимать на педаль акселератора. При этом для обеспечения полноценной работоспособности двигатель должен работать на холостых оборотах.

В-третьих, любое нарушение герметичности компонентов должно становиться поводом для внимательного осмотра и выявления протечек. При этом ни в коем случае нельзя забывать о радиаторе внутрисалонного отопителя. Поскольку во многих моделях современных автомобилей он включен в контур системы охлаждения мотора и явно склонен к разгерметизации, следить за ним следует особенно внимательно. И как только появляются потеки, а пол в районе водительского кресла становится мокрым, печку следует тут же ремонтировать или менять на новую.

Наконец, если уровень антифриза стал заметно падать, а головка блока цилиндров начала терять свою геометрию, то это является явным признаком сложного и дорогостоящего ремонта. Провести его самостоятельно, не будучи опытным механиком-мотористом, практически невозможно. В таких случаях лучше не заниматься самодеятельностью, а проконсультироваться у специалиста: возможно, предстоящие затраты на ремонт несоизмеримы с незначительным остаточным рабочим ресурсом двигателя, и лучше его заменить.

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×