Перпендикулярный способ парковки машины для малоопытных водителей является гораздо более сложным, чем параллельный. Вдобавок практикуется он в специфических ситуациях: когда нужно заехать в подземную парковку, гараж или поставить транспортное средство на длительное время. И все же наиболее часто данный прием используется для того, чтобы «втиснуть» транспортное средство между другими, стоящими под углом 90° к проезжей части. При этом следует помнить, что перпендикулярная парковка машины допускается только при наличии разрешающего знака и специальной разметки.
Навыки, позволяющие безошибочно совершать парковочные действия, приходят только с опытом. Поэтому периодические тренировки для новичков обязательны, ибо только на них отрабатываются навыки, без которых безопасное вождение невозможно априори. Причем список этих навыков не очень-то и велик:
уверенное управление машиной при движении задом в условиях ограниченного пространства;
умение ориентироваться по зеркалам;
чувство габаритов автомобиля;
понимать, как использовать фары соседних машин для ориентирования.
Перпендикулярную парковку автомобиля осваивают как с частным автоинструктором, так и самостоятельно. Однако в последнем случае времени потребуется гораздо больше. Вдобавок ученику придется не просто найти подходящую площадку, но и расставить на импровизированном автодроме предметы на четко регламентированных расстояниях, имитирующие другие автомобили и стены гаража.
Парковочные действия водителя могут быть разными. Например, одни предпочитают ставить машину быстрым способом, другие – в несколько приемов, третьи объединяют 2-3 варианта в одном. И все-таки при кажущемся богатстве выбора только перпендикулярная парковка автомобиля с ездой назад предоставляет человеку за рулем большую маневренность. А поскольку чаще всего автовладельцам приходится «пристраивать» машину между несколькими транспортными средствами, находящимися под углом в 90° к парковочной линии, то рассмотрим ситуацию именно на таком примере.
Данный способ лучше всего применять тогда, когда на стороне, противоположной той, на которой планируется припарковать машину, хватает площади для совершения маневра. Обычно требуется 1,5-3,5 м – эти параметры зависят от габаритов транспортного средства и способа постановки. Кроме того, специалисты для перпендикулярной парковки автомобиля советуют разбить траекторию на несколько промежуточных точек. Иногда их называют контрольными, так как на них транспортное средство следует останавливать. Первая из них располагается на линии пересечения борта соседнего автомобиля и края заднего бампера машины, которую необходимо поставить параллельно двум другим. Речь идет о стороне, противоположной месту, куда планируется парковаться. Кроме того, дистанция от паркуемого транспортного средства до бампера соседнего должна составлять порядка метра.
Как только первая промежуточная точка достигнута, водитель должен действовать так:
остановить автомобиль и переключить рычаг коробки передач для движения назад;
максимально вывернуть руль в сторону парковки;
начать движение назад до следующей промежуточной точки.
В момент совершения маневра нужно постоянно смотреть на боковые зеркала – это позволит не задеть кузов дальней или ближней машины. Кроме того, рекомендуется контролировать ситуацию и впереди в том случае, если там есть автомобили либо другие препятствия.
Второй точкой считается положение, когда автомобиль становится параллельно уже припаркованным. Как только это происходит, следует остановиться, вывернуть руль для прямолинейного движения и завершить парковку.
ЛАЙФХАК. Если в автомобиле отсутствует камера или парктроник, то есть риск упереться бампером в бордюр либо стену. Для контроля ситуации рекомендуется несколько приопустить боковое зеркало.
Специфика данного вида постановки машины заключается в неспособности «передка» транспортного средства хотя бы немного смещаться.
Такому маневру требуется примерно 3,5 м свободного пространства, а лучше больше. Алгоритм действий водителя таков:
остановка в контрольной точке – ею является воображаемая линия, которая проходит через боковину припаркованной машины, пересекается с месторасположением передней стойки вашего автомобиля;
поворот «баранки» влево или вправо;
медленное движение к «карману»;
постановка руля прямо и завершение маневра – эти действия совершаются в ситуации, когда автомобиль становится строго в «параллель» по отношению к уже припаркованным.
Если у водителя наблюдается дефицит свободного пространства, занимать парковочное место приходится более сложным способом. Перед началом действий следует остановить автомобиль. Но не произвольно, а так, чтобы край заднего бампера проходил по линии ближней на парковке машины. А чтобы не совершать ошибок, следует точно оценить дистанцию от паркуемого транспортного средства до находящегося на стоянке – она должно быть как минимум 1 м. Далее руль выворачивается в нужную сторону и включается передача: для автомобиля с «механикой» это первая, а для «автомата» положение рычага в позиции «D». Начав движение вперед, не спешите, поскольку довольно часто для корректной парковки требуется совершить несколько движений взад-вперед. Разумеется, с промежуточными остановками транспортного средства.
Многократная отработка данного алгоритма позволяет безошибочно маневрировать на тесных городских парковках. Главное, чтобы водитель хорошо чувствовал габариты и умел контролировать положение кормы (задней части автомобиля) по зеркалам или с помощью парктроника, видеокамеры.