Противоскрипные пластины тормозных колодок: как работают, делаем своими руками

Противоскрипные пластины на колодки

Содержание:

Когда водитель понимает, что при торможении появился скрип, первое, что ему приходит в голову - приобрести противоскрипные пластины тормозных колодок. Однако мало кто знает, что это такое и для чего они нужны. Новички особо не вдаются в детали, покупая авто, а при появлении характерных звуков начинают искать решение проблемы. Со временем скрип начинает действовать на нервы, поэтому владельцы авто либо покупают противоскрипные пластины, либо делают их своими руками. Рассмотрим основное назначение этих элементов, из каких материалов их изготавливают и почему машина вообще начинает издавать скрип.

Конструкция тормозных колодок

Замена тормозных колодок - один из самых дешевых ремонтов в автомобиле. Однако очень важно соблюдать запланированные сроки, а также контролировать уровень их износа. Проблема с колодками заключается в том, что очень сложно сказать, когда закончится их срок службы. Они спрятаны в зажимах за дисками и до них нелегко добраться, не сняв колесо. Но ведь каждый водитель дважды в год снимает колеса при периодической замене шин, автомобили также проходят периодические техосмотры и регистрационные проверки. Хотя состояние тормозов будет проверяться во время последних процедур, не стоит забывать попросить шиномонтажника проверить износ колодок и тормозных дисков. Также можно сделать это самостоятельно – не нужно быть высококлассным специалистом, чтобы увидеть необходимость замены колодок. Также это можно сделать с помощью очень простого, но достаточно точного инструмента – штангенциркуля.

Тормозные колодки выглядят неприметно, но это технически совершенный элемент. Они состоят из нескольких слоев:

1. Металлическая пластина. Ее нужно делать очень точно, чтобы колодка идеально туда вошла после того, как ее вставили и зафиксировали в зажиме. В ней не может быть никакого люфта. Пластина покрыта специальным противоударным покрытием.

2. С другой стороны прослойка прикрепляется к пластине специальным клеем, а к ней крепится фрикционный материал.

3. Промежуточный слой составляет около 2 мм. Его задача - гасить вибрации и удары, а также термически изолировать фрикционный материал от пластины. Дело в том, что тормоза не должны нагреваться и вибрировать.

Самый большой секрет каждого производителя - это состав смеси, из которой изготовлен фрикционный материал. Известно, что существуют смеси из различных металлов, стекловолокна, металлической ваты и специальных смол, связывающих все вместе. Смесь также содержит примесь керамических материалов.

Есть еще так называемые керамические тормозные колодки. Они содержат относительно небольшое количество графита, который был заменен керамическими материалами. Графит в тормозной колодке действует как сухая смазка, в том числе благодаря этому тормоз не заедает сразу, а колодки постепенно стачиваются на диске, забирая его энергию. Керамические колодки ненамного дороже обычных колодок, обычно они немного лучше тормозят, немного более долговечны и, прежде всего, не пачкают диски и не вызывают образования пыли. Керамические блоки лучше ставить на новые, а не бывшие в употреблении диски.

Интересно, что для одной и той же машины можно купить как «оригинальные» колодки, то есть те, с которыми автомобиль вышел с завода, так и множество аналогов с очень разными характеристиками. Заводские тормозные колодки - это компромисс между тормозной силой и долговечностью. Отвечает, в частности, за тормозное усилие коэффициент трения. Чем он выше, тем эффективнее тормоза, но иногда они менее долговечны.

Как долго продержатся колодки?

Однозначно определить это невозможно, ведь долговечность колодок зависит от многих факторов. В основном это касается стиля и условий вождения, а также модели автомобиля. Тяжелая нога и спортивная езда заставят колодки износиться на 20 тысячах км пробега у одного водителя, а у другого через 60 тысяч км.

Для упрощения можно сказать, что чем выше коэффициент трения, тем менее долговечны тормоза. Однако в первую очередь это касается типовых спортивных колодок, в которых эффективность важнее всего, а долговечность уходит на второй план. Что интересно, колодки с более спортивными характеристиками по цене близки к гражданским. Самые популярные варианты замены, такие как Ferodo или Brembo, часто тормозят намного лучше, чем заводские колодки, но при этом не менее долговечны. Они не стоят (и не должны) на обычных автомобилях. Да, тормозят сенсационно, но только при правильной температуре - они требуют солидного прогрева, что сложно найти в повседневной езде.

Каждый производитель автомобилей указывает максимально возможный износ колодок. Новые фрикционные накладки (как правило) имеют толщину в несколько миллиметров. Изношенные не должны быть меньше 1,5 мм. Эту информацию можно найти в руководстве по эксплуатации автомобиля или воспользоваться данными, доступными в Интернете, на сайтах автомобильных компаний. У многих моделей также есть отметка на краю, ниже которой нельзя спускаться. Если колодка имеет минимально допустимую толщину, например, 3 мм, а осталось 6 мм, то необходимо подумать о её замене. Однако стоит учесть поправку, согласно которой, в зависимости от стиля вождения, оставшиеся 3 мм сточатся после прохождения 2-3 тысяч км. Так что не нужно спешить.

В некоторые модели колодок также встроены специальные вставки, оповещающие о необходимости их замены. Это небольшие элементы, изготовленные из материалов, отличных от остальной части блока, издающих шум при торможении. Очень простое и эффективное решение.

Из чего состоит тормозная колодка

Определяем изношенность колодок

Если слышен визг при торможении, то, вероятно, в тормозах нужно что-то заменить, обычно это колодки. Предполагается, что диски изнашиваются в два раза медленнее, чем колодки, поэтому диски обычно необходимо заменять каждый второй раз при замене колодок. Штангенциркуль - лучшее решение для измерения износа обоих компонентов. После снятия колеса можно проверить, сколько колодок и дисков еще можно стереть.

Еще один тревожный симптом - вибрация при торможении. Здесь, однако, нужно сделать поправку на тот факт, что геометрия подвески также могла быть «изношенной» - но сначала стоит проверить тормоза, потому что их состояние можно оценить быстрее, проще и без дополнительных затрат.

После установки новых колодок важно очень осторожно обращаться с ними в течение первых 100-200 км, чтобы они приспособились к дискам. Их немедленное зажатие при резком торможении может вызвать коробление, растрескивание, спекание и разрушение дисков. Теоретически колодки и диски идеально подходят друг к другу. На практике диски имеют микроскопические кривые и неровности, как и колодки. Это невозможно увидеть невооруженным глазом и измерить без использования специализированных, очень точных инструментов.

Грязь на колесных дисках - видимое явление, указывающее на чрезмерный износ колодок. При движении пыль с проушин скапливается на колесных дисках – это нормально. Но когда её слишком много, возникает проблема. Либо колодки слишком изношены и быстро изнашиваются, либо их качество низкое, либо водитель ездит слишком грубо. В любом случае их состояние стоит проверить.

Колодки можно разбить. Это редко, но возможно. Если человек нажимает педаль тормоза до упора во время очень быстрой езды или при спуске с холма все время держит ногу на педали тормоза, то он может повредить колодки. Если трение очень сильное и температура превышает предельное значение, поверхность колодок может запекаться. Затем создается особый стеклообразный слой, предотвращающий торможение, потому что он скользит по диску. Затем обычно меняют и колодки, и диски.

Почему появляется скрип?

К сожалению, элементы тормозной системы изнашиваются, но делают это неравномерно. Например, те же самые колодки стираются с одного края сильнее, чем с другого. Диски, в свою очередь, подвергаются фрагментарному износу. Со временем между колодкой и диском появляется так называемый зазор. Вдобавок к этой проблеме присоединяется колесо, которое отклоняется от оси. Отклонение возникает периодически при неплотном прилегании колодок к диску. Это провоцирует появление скрипа. Чтобы избавиться от скрипа, необходимо ликвидировать проблему.

Функции противоскрипных пластин

Многим водителям неясно, почему нужно использовать противоскрипные пластины. Для того чтобы разобраться в ситуации, необходимо привести пример: в машине была проведена проточка дисков или барабанов, при этом сам автомобиль новый, купленный прямиком из салона.

Как только водитель замечает, что при нажатии на педаль возникает странный звук, он начинает искать источник этого звука. Обычно в этом моменте становится ясно, что претензий к качеству торможения нет, но звук все равно не исчезает. Данная ситуация решается просто - использованием противоскрипных пластин. Они помогают устранить звуки в момент остановки авто. Все это происходит благодаря поглощению вибраций.

Пластины крепят на колодки, не давая перекосам возникнуть, а наоборот, передать усилие ровно. Машина тормозит быстро и уверенно, в момент остановки никаких звуков не появляется. Что касается перекоса, то это нормальное явление, возникающее из-за попадания в суппорт грязи или песка. Именно перекос провоцирует скрип. И для борьбы с ним требуются пластины.

Какими еще дополнительными эффектами обладают данные детали? С их помощью можно разобраться с проблемой резонанса колодки и диска, возникающей при торможении. При эксплуатации авто с большим пробегом происходит следующее: во время торможения диск касается фрикционной поверхности, причем совершенно неравномерно. Неправильный контакт создает вибрацию. Именно она представляет собой неприятный скрип. В данной ситуации требуется внести изменения во фрикционный слой, что можно сделать либо пластинами, либо смазкой.

Материалы изготовления

Колодки Мандо с пластиной и без

Противоскрипные пластины изготавливаются из разных материалов. Обычно они сделаны из металлических кусков, которые вырезаны по виду колодки. Их ставят не с фрикционной стороны, а с внешней так, чтобы они уперлись в поршень. Часть изготовителей не устанавливает их, другие же, наоборот, пополняют ими комплект на пару штук вместе со смазкой.

Форма пластин также отличается. Иногда они бывают ровными, либо с прорезями. Первый тип устанавливают так, чтобы он прилегал к поршню. А второй тип применяют на обратной стороне. В комплект кладут сразу два вида.

Стоит ли использовать пластины?

С одной стороны, даже без накладок иногда водитель не слышит никаких звуков, и его это не беспокоит. Материал деталей мягкий и проверенный. Но с другой стороны, защитить колодки от перекоса и от загрязнений невозможно. Именно поэтому многие автовладельцы используют пластины, способные взять на себя борьбу с перечисленными проблемами.

Противоскрипные накладки помогают многим, но не всегда. К сожалению, при покупке дешевых вариантов ждать чуда не приходится. Чтобы накладки действительно работали, необходимо приобрести более дорогие модели. Также изделия не помогут, если у водителя «накрывается» поршень, либо суппорта клинит. Здесь проблема совершенно в другом, требуется ремонт, а не установка накладок.

Как сделать своими руками?

Конечно, в продаже всегда можно найти противоскрипные колодки, причем от разных производителей. К примеру, компания «Хонда» предлагает разные виды изделий, в том числе универсальные модели, а также оригинальные для конкретных модификаций. Что касается других брендов, то пластинки у них имеются в ремкомплектах.

Если водитель решит приобрести пластинки в автомагазине, то ему нужно уточнить у продавца, на какую марку машины они рассчитаны. Идеально, если подобранный вариант будет соответствовать модели авто покупателя. Если таких изделий в наличии нет, то разрешается купить универсальный вариант на все колеса разом.

При покупке стоит посмотреть, из какого материала изготовлены пластины. Больший срок эксплуатации имеют модели из нержавейки. Что касается китайских вариантов, то не всегда они оказываются качественными. Если в магазине совсем не оказалось пластин, то их всегда можно заказать через интернет.

Но с другой стороны, некоторые водители делают пластины самостоятельно. Автовладельцы идут на этот шаг по причине отсутствия нужных элементов в продаже, либо с целью сэкономить средства. Смастерить пластину нетрудно. Главное, найти подходящие инструменты и иметь навыки работы с металлом.

Чтобы сделать пластины, необходимо следовать инструкции:

1. Снять тормозные колодки.

2. Подобрать железо (лучше всего нержавейку).

3. Приложить колодку к листу, обвести по краю.

4. Вырезать контур болгаркой.

5. Нанести смазку на пластину.

6. Приложить колодку к запчасти и загнуть.

Можно сказать, что работа на данном этапе закончена. Теперь колодку уже вместе с пластиной устанавливают на место.

По своей сути, самодельная противоскрипная пластина представляет собой металлическую деталь, вырезанную болгаркой. В изготовлении изделия нет ничего сложного, главное в работе - подобрать металл правильно. Эксперты советуют обращать свое внимание на нержавеющую сталь, но можно использовать и жесть толщиной 1-2 мм. К сожалению, применять обычную сталь не рекомендуется, поскольку она при постоянной эксплуатации начнет гнить.

Вырезая пластину, водитель должен следить, чтобы форма «выкройки» совпадала с колодкой на 100%. Если она окажется больше, то будет выступать, а значит, автомобиль не сможет нормально тормозить. Не нужно допускать этой ситуации.

Стоит ли устанавливать противоскрипные пластины?

Противоскрипные пластины

Резкий звук при торможении есть в любом случае, но он должен быть естественным. Если звук слишком резкий, то это говорит о плохом состоянии тормозных колодок и дисков, а если мешает даже обычный звук, то имеет место необходимость установить противоскрипные пластины. Это специальные элементы, которые устанавливаются как на пластины, так и на колодки. Они помогают устранить неприятный звук. Суть заключается в том, что установленные пластины поглощают все вибрации, из-за чего звук просто не возникает. При этом с их помощью удается избавиться от существующего перекоса и улучшить тормозное усилие. Иногда они помогают уменьшить износ самих колодок, но уповать на пластины и не менять их при износе нельзя. Помимо этого, благодаря пластинам не доходит до резонанса между колодками и дисками в процессе торможения.

Стоит отметить, что помимо самих пластин используется и смазка, как раз она обязательно должна быть термоустойчивой, поскольку во время торможения элементы нагреваются до крайне высоких температур, а если смазка будет не подходящей, она не выдержит температурного режима.

Учитывая нагрузку, под которую они будут попадать, материал их изготовления должен быть качественным. Любопытно, что пластины изготавливают из металла, а точнее из жести или нержавеющей стали. Что касается формы, то ее специально вырезают по параметрам тормозной колодки, чтобы у владельца не было проблем с их установкой. Монтаж происходит с обратной стороны колодки, чтобы они могли упираться в поршень или обратную часть. При этом можно купить сами колодки, на которых такие пластины уже будут установлены, но это не слишком распространенная практика. Они могут быть сплошными или иметь специальные прорези.

Стоит ли вообще их устанавливать? Такие пластины актуальны только тогда, когда звук возникает только из-за перекоса, а сами колодки и диск находятся в хорошем состоянии. Если звук издают новые пластины, то его стоит просто перетерпеть. Он исчезнет, когда закончится притирание. Старые же колодки и диски скрипом говорят о своем плохом состоянии, поэтому их нужно менять, а не устанавливать пластины от скрипа. В остальном все зависит от конкретного водителя, ибо непосредственно на процесс торможения их наличие никак не влияет. В некоторых случаях они не могут исправить проблему шума, значит, вопрос не в пластинах, а причина звука – в другом.

Некоторые пытаются изготовить пластины самостоятельно, но тут поручиться за их эффективность невозможно. Причина может быть как в материале, так и в форме, не говоря уже об использованной смазке. Пластины не стоят дорого, потому проще их купить и правильно установить. Для точного результата производить монтаж рекомендуется на все колодки с обеих сторон, ибо бывают случаи, когда одна установленная пластина не дает результата. Если проблема не исчезает, не будет лишним отправить автомобиль на диагностику, чтобы выявить поломки.

Заключение

Появление внезапного скрипа тормозов - очень неприятное явление для водителя. Устранить проблему можно с помощью противоскрипных пластин, которые легко сделать своими руками, либо купить в автомагазине. Оригинальные комплектующие подходят лучше, но за них нужно платить. Именно поэтому многие владельцы авто мастерят пластины сами. Установив их, автолюбитель заметит, что колодки с дисками перестали скрипеть при остановке машины. Если нет желания устанавливать самодельные пластинки, то лучше купить универсальные варианты. Покупая изделия, водитель должен понимать, что они не помогут решить проблему, если в системе наблюдаются неисправности других узлов, провоцирующие скрип.

Выбрать инструктора:

Профессиональное обучение вождению

Известно, что от квалификации инструктора напрямую зависит успешность обучения.
Мы — это профессиональные инструкторы и вождение в реальных условиях.
А еще у нас можно выбрать авто, инструктора и время уроков.

Обратный звонок
×